СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания в 8 классе на тему: "Главные вопросы экономики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания в 8 классе на тему: "Главные вопросы экономики"»

Конспект урока обществознания в 8 классе.

Тема урока: Главные вопросы экономики

Эпиграф урока: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов»  Автор: Лоренс Питер.

Цель урока: сформировать представление о содержании главных вопросов экономики  и способах их разрешения в разных экономических системах.

Задачи учебного занятия:

  • Раскрыть содержание основных вопросов экономики и способы их решения в различных типах экономических систем.

  • Расширить знания о роли экономики в жизни общества.

  • Закреплять практические навыки работы в паре, умение обобщать, объяснять причинно-следственные связи.

Планируемые результаты:

Научатся:  описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики – что, для кого и как производить? различать и сопоставлять основные типы экономических систем; характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах.

Получат возможность научиться : осуществлять поиск нужной информации, находить способы  решения проблемных ситуаций, формулировать собственное мнение и позицию и приходить к общему мнению; выстраивать логическую цепочку рассуждений.

Применять на практике умения: вступать в речевое общение, работать в паре, выполнять творческие проблемные задания, проводить оценку своей учебной деятельности.

Планируемые результаты:

1).Предметные:

 Научиться объяснять значение понятий; определить, понять и объяснить главные вопросы экономики;  изучить экономические системы и основные типы экономических систем, выявить  особенности экономических систем;   систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде таблицы.

2).Метапредметные:

а). Коммуникативные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, решать учебные проблемы слушать других, формулировать свою точку зрения, принимать мнение других, отстаивать свою позицию, точно и грамотно выражать свои мысли, задавать вопросы, обмениваться знаниями;

б). Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, искать и выделять необходимую информацию, выбирать средства достижения цели из предложенных, работая по составленному плану, сверяя свою действия с целью, самостоятельно исправлять ошибки;

в). Познавательные:  осуществлять расширенный поиск информации, работать с разными источниками информации, структурировать найденную информацию, обобщать факты и явления, давать определения понятий.

3). Личностные:

Формирование активной жизненной позиции, умение выражать собственное отношение к явлениям жизни, умение анализировать собственные поступки с точки зрения экономической природы человека и рационалистической модели экономического выбора, умение выражать собственное отношение к явлениям экономической жизни, уважение к экономической сфере жизни общества, понимание истинных причин успехов и неуспеха в учебной деятельности.

Оборудование: учебник Боголюбова, раздаточный материал из учебника Бардовского.

Тип урока: урок получения новых знаний

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.



Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствую обучающихся , настраиваю на интересную работу.

2.  Актуализация опорных знаний

Вы дома должны были выполнить творческое задание, применяя термины, которые мы изучили на прошлом уроке. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Благо - это, то что является полезным для человека, служит удовлетворению его потребностей.

Ресурс - вспомогательное средство для создания экономических благ.

Потребность - нужда человека в чем-либо для поддержания жизнедеятельности

Предлагаю  развить проблемную ситуацию: «Вы -  предприниматели, которому нужно вложить деньги в производство товаров или услуг», какие вопросы вам предстоит решить? Предлагаю  определить тему и цели урока.

Тема урока: Главные вопросы экономики.

Цель урока: сформировать представление о содержании главных вопросов экономики  и способах их разрешения в разных экономических системах.

3. Изучение нового материала

План урока

1.Главные вопросы экономики

2.Экономическая система

3. Типы экономических систем

Каждое общество, сталкиваясь с проблемой ограниченности доступных ресурсов при безграничном росте потребностей, делает свой выбор и по-своему отвечает на три главных вопроса экономики.

Что производить?- Какие товары и в каком количестве следует производить?

Как производить?- Какие именно ресурсы привлечь, как организовать производство?

Для кого производить?- Как распределить произведенные товары?

В зависимости от того, как общество отвечает на главные вопросы экономики, складываются определенные типы экономических систем: традиционная, централизованная, рыночная.

Экономическая система - это способ организации совместной деятельности людей в обществе.

Работа в группах.

Задание для самостоятельной работы. Что означают эти вопросы и в чем особенности их решения?

В ходе работы с учебником заполнить таблицу в  тетради

 Какие плюсы и минусы имеет каждая из экономических систем?

— Какая из них наиболее жизнеспособная. Почему?

Типы экономических систем

Традиционная

Характерные черты

1. Какие товары, как и для кого производить — определяют традиции, передающиеся из поколения в поколение.

2. Коллективная собственность (земля и капитал — основные факторы производства, которые принадлежат общине, племени или находятся в общем пользовании)

3. Отсталая технология производства.

4. Преобладание ручного труда.

5. Главный мотив к производству - удовлетворение собственных потребностей, преобладает натуральное хозяйство

6. Консерватизм и неприятие нововведений

Достоинства - предсказуемость и стабильность.

Недостатки – низкий уровень жизни, отсутствие прогресса, экономического роста.

Примеры - в настоящее время традиционная экономическая система сохранилась в чистом виде у некоторых племен Центральной Африки, Южной Юго-Восточной Азии, у канадских эскимосов.


Командная (Централизованная, плановая, административная).

Характерные черты

1. Экономические решения принимают представители государственной власти.

2. Государственная собственность на все материальные ресурсы и предприятия.

3. Централизованное планирование, всеобщий контроль государства.

4. Отсутствие у производителя свободы выбора.

5. Отсутствие у производителя заинтересованности в повышении эффективности производства.

6. Отсутствие конкуренции.

7. Уравнительный принцип распределения ресурсов и материальных благ.

8. Строго фиксированные и унифицированные цены и заработная плата

Достоинства-

Недостатки - низкий уровень удовлетворения потребностей людей в товарах и услугах.

Примеры - СССР, в настоящее время командная экономическая система действует на Кубе, в Северной Корее, некоторых странах Юго-Восточной и Средней Азии.


Рыночная

Характерные черты

1. Частная собственность.

2. Главный мотив к производству — получение прибыли.

3. Решение экономических вопросов на основе рыночных механизмов регулирования.

4. Принцип индивидуализма в общественных отношениях.

5. Свобода предпринимательства, власть государства ограничена.

6. Предпринимательская самостоятельность в вопросах снабжения, производства и сбыта.

7. Личный интерес — главный мотив экономического поведения.

8. Цены и заработная плата определяются на основе рыночной конкуренции

Достоинства – более эффективное использование ресурсов, внедрение новых технологий.

Недостатки – провалы рынка: безработица, экономическая нестабильность, неравенство в доходах населения.

Примеры- не встречается в чистом виде.


Смешанная

Характерные черты

1. Сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования.

2. Участие государства в экономике ограничено (заключается в распределении централизованных экономических ресурсов для компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов).

3. Непосредственное участие государства в предоставлении материальных благ.

4. Достигается наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов.

5. Ставка на личную свободу предпринимательства, гарантия государства на социальную поддержку.

6. Экономический порядок — главные экономические вопросы решаются рынками.

7. Главный мотив к производству — личный интерес и получение прибыли

Примеры – США, Япония, Россия.

4.  Подведение итогов урока. Рефлексия.

Рубрика в классе и дома. Задание 1,3.

Предлагаю оценить степень вашей активности на уроке по пятибалльной шкале, проанализировать что получилось, а что нет и почему.

5. Домашнее задание: прочитать п. 18, выучить записи в тетради, термины, задание 2 на стр160 письменно.