МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОЬЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 9
ГОРОДА ВОРОНЕЖА

КОНСПЕКТ УРОКА В 9 КЛАССЕ
ПО КУРСУ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Подготовлен: учителем истории и
обществознания
МОУ гимназии № 9 г.Воронежа
Грищук Екатериной Григорьевной
______________________________
394042, г.Воронеж, Ленинский пр-т,
д.154, кв.88; д.т. 37-97-57, р.т.23-19-86
[email protected]
ВОРОНЕЖ-2009
Есть такая притча. О том, как Рабби Зуси решил изменить мир. Но мир — такой большой, а Зуси — такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город. Но город — такой большой, а Зуси такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей десяток. Так Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, — самого себя. Понимание того, что, если ты не можешь изменить окружающий мир, измени свое отношение к нему, измени, прежде всего, себя, – уже само по себе является важным шагом на пути становления личности, первым шагом на пути к толерантности.
Толерантность – интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. Но опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими и знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относится к людям другой веры или национальности. В этой связи можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется к конкретному человеку, социальная – к конкретной группе, обществу, национальная – к другой нации; веротерпимость – к другой вере.
Воспитание толерантного отношения к людям среди учащихся надо начинать как можно раньше, вести на всех школьных предметах и классных часах, но только предметы граждановедения, обществознания и истории дают возможность проводить масштабную работу по формированию всех видов толерантности.
Эта работа представляет собой стройную структуру, как в курсе граждановедения в 5-7 классах, так и в последующем курсе обществознания в 8-11 классах.
Материал учебника для 8-9 классов излагается уже научным языком, что делает его восприятие доступным лишь для очень сильных учащихся. А ведь главное, чтобы разговор о толерантности не превращался в формальное чтение учебника, а был эмоциональным, дойдя через чувства к разуму учащихся. Сделать это без использования исторического материала тяжело, если не сказать большего, - практически невозможно.
Например, говорить о межнациональных проблемах на постсоветском пространстве тяжело, так как учащиеся 9-х классов еще не проходили этот материал по истории и не жили в Советском Союзе. А это значит, что для них пустыми станут слова о конфликтах в Нагорном Карабахе, Сумгаите, Фергане. Как затронуть мысли и чувства девятиклассников, сделать доступным изложение сложнейшего и важнейшего материала? Размышления над этими вопросом привели меня к уроку на тему «Народ – империя, личность – родители: прошлое, настоящее, будущее». В нем проводится аналогия между этапами взаимодействия личности с родителями (зависит от них, стремится к свободе, уходит и возвращается, повзрослев) и народом, входящим в состав империи. Данная аналогия помогает понять, что распад СССР во многом закономерен. Межнациональные проблемы тоже закономерны, как и проблема «отцов и детей». Ребята приходят к выводу, что от терпимого, толерантного отношения родителей во многом зависит, вернутся ли к ним повзрослевшие дети. И от терпимого, толерантного отношения России к бывшим союзным республикам зависит, пойдут ли они с нею на сближение. Таким образом, данный урок позволяет поднять проблему межличностной толерантности и межнациональной.
А акцент учителя на национальности тех или иных военных, политических деятелей Российского государства, которые очень много сделали для России, таких как грузин П.Багратион, армянин М.Т.Лорис-Меликов, гетман Малороссии, украинец П.Разумовский и т.д., чьи имена неразрывно связаны с Россией, еще раз подчеркивает ее изначально многонациональный характер.
Подобные уроки приводят к постепенному пониманию учащимися видеть в окружающих прежде сего человека, а не представителя той или иной веры, национальности, социальной группы. В результате систематической работы в данном направлении учащиеся рано или поздно поймут, что наша истинная национальность – человек.

НАРОДНОСТЬ - ИМПЕРИЯ, ЛИЧНОСТЬ - РОДИТЕЛИ:
прошлое, настоящее, будущее…
Цель:
Образовательная: закрепить обществоведческие понятия «личность», «статус», «нация», «империя», «толерантность»; вывести учащихся на новый более глубокий уровень понимания причин межнациональных и межличностных конфликтов и путей их разрешения
Развивающая: развивать монологическую речь учащихся, умения сравнивать, проводить аналогии, выстраивать причинно-следственные связи, развитие творческих способностей учащихся;
Воспитательная: воспитание патриотизма, межнациональной и межличностной толерантности
Материалы и оборудование:
Изображение герба СССР и плакат «Дети братских республик СССР»;
Таблица «Личность. Народность» (для каждого учащегося);
ИКТ (компьютер, проектор, экран или интерактивная доска) и сопровождающая урок презентация.
Презентации, подготовленные группами учащихся, по следующим темам: Азербайджан, Армения, Грузия, Украина, Белоруссия.
Финальная презентация учителя.
Эпиграфы к уроку:
Что ж вы, республики, разбежались?
На русских, что ли, разобижались?
А нам обидеться на кого?
Да вроде не на кого.
Никого… (Евгений Евтушенко)
Незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего. Но, пожалуй, столь же тщетны попытки понять прошлое, если не представляешь настоящее.
(Марк Блок)
Опека прекращается по закону после совершеннолетия опекаемого, безразлично, является ли опекаемый ребенком или целым народом. Всякая опека, которая продолжается после совершеннолетия, превращается в узурпацию.
(Виктор Гюго)
… сначала в беде будут прибегать к ней, а потом когда-нибудь воротятся к ней и прильнут к ней все, уже с полной, с детской доверенностью. Все воротятся в родное гнездо.
Ф.М.Достоевский

Ход урока:
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Сегодня нам предстоит необычный урок. Необычен он будет по многим причинам, но пока обратим внимание только на одну. Сегодня 7 декабря 2006 года. Я никогда на доске не пишу дату урока, но сегодня она написана, ибо именно в этот день 15 лет назад, то есть в 1991 году перестала существовать великая империя, как ее называли, сверхдержава, Союз Советских Социалистических Республик – СССР. Многонациональное государство, об образовании которого мы с вами говорили на предыдущих уроках.
Сегодня нам предстоит очень серьезный урок на взрослую тему о межнациональных отношениях. Но очень часто, особенно сегодня, даже взрослые и серьезные люди не могут спокойно ее обсуждать. И в связи с этим вспоминаются слова одного литературного героя о том, что «серьезное лицо – это еще не признак ума, ведь все глупости на земле делаются именно с этим выражением.». И именно с этим выражением лица государственные мужи в России и во всем мире допускали и допускают ошибки в решении национального вопроса
7 декабря 1991 года в одном из красивейших заповедных мест Советского Союза, в Беловежской пуще, которая расположена в республике Белоруссия, руководители трех республик Украины, Белоруссии и России подписали так называемое «Беловежское соглашение» о прекращении существования СССР. Они посчитали возможным втроем решить судьбу огромной многонациональной империи не смотря на то, что на референдуме за сохранение Советского Союза высказалось 77% граждан государства. А 8 декабря 1991 года было подписано соглашение о создании СНГ (Союза независимых государств)
Почему на 69 году своего существования Советская империя распадется? Многие в 1991 году искали ответ на этот вопрос. Поэт Евгений Евтушенко для себя его не нашел:
Что ж вы, республики, разбежались?
На русских, что ли, разобижались?
А нам обидеться на кого?
Да вроде не на кого.
Никого…
Нам с вами, с одной стороны, пока тяжело будет полностью аргументировано ответить на этот вопрос. Но, с другой стороны, сегодняшняя круглая дата – 15 лет со дня гибели СССР – повод задуматься и поискать, если не все причины распада многонационального государства, то хотя бы некоторые. Вы можете сказать, а зачем вам это нужно – копаться прошлом межнациональных отношений?! Но без этого нам трудно будет понять, что происходит сегодня в отношениях, например между бывшими союзными республиками, большинство из которых являются нашими непосредственными соседями.
СССР состоял из 15 союзных республик, которые на разных этапах вошли сами или были включены в состав СССР. Для работы на уроке мы возьмем только 5 из 15 (Украину, Белоруссию, Армению, Грузию, Азербайджан).
Вопрос: Почему именно их я выбрала? Кто определит, каков был мой критерий отбора государств для этого урока?
Ответ: Это были те республики, которые, наряду с Россией, первыми вошли в состав СССР
Учитель: А в 1991 году они одними из первых вышли из состава Советской империи, получив новый для себя статус независимых республик.
Мы с вами, готовясь к сегодняшнему разговору, разделились на группы, каждая из которых занималась изучением одной из республик. Каждая группа составила презентацию о ней.
По ходу урока, в нужный момент мы будем обращаться к фрагментам сделанных вами презентаций. И для начала нас будет интересовать, какие же отношения у республик с Россией сегодня. Вам слово, представители республик.

(5 слайдов из презентаций учащихся и их рассказ о современных отношениях России с бывшими республиками СССР)
Учитель: Как видим, проблем много. Отношения довольно не простые. Последнее родительское собрание показало, что у многих из вас с родителями сейчас тоже непростые отношения. Почему?
Как писал историк Марк Блок: «Незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего. Но, пожалуй, столь же тщетны попытки понять прошлое, если не представляешь настоящее».
Так давайте же сегодня, оттолкнувшись от настоящего, от современных отношений бывших союзных республик, и от ваших сегодняшних отношений с родителями, попытаемся лучше разобраться в их прошлом. И, наоборот, может быть взгляд в прошлое нам, действительно поможет лучше понять то, что происходит в отношениях России с бывшими союзными республиками и в ваших отношениях с родителями сегодня.
И тема урока будет звучать так: «Народность – империя, личность – родители: прошлое, настоящее, будущее»
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ И АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Учитель: На уроке вам понадобятся знания, прежде всего, по обществознанию, но и по истории, особенно по истории внешней политики Российской империи ХIХ века и начала ХХ века.
По ходу урока мы должны будем ответить на следующие вопросы:
Современные непростые отношения России с большинством бывших республик СССР – это закономерность, случайность или неблагодарность бывших народов империй?
Отчего зависит, как будут развиваться отношения c бывшими союзными республиками в будущем?
На уроке немаловажными для нас будут понятия «империя» и «статус». Давайте разберемся с ними.
Империя (от лат. imperium - власть, государство, господство) обширное, мощное государственное образование.
Исторически известно, что империи могут быть различными. Одна разновидность империи обладает большой целостной территорией. Другая может быть размещена в различных районах мира. И во главе империи будет стоять высокоразвитая держава - метрополия, подчиняющая своему политическому и экономическому влиянию ряд колоний.
Вопрос: К какому типу империй относилась Российская империя в конце ХIХ начале ХХ века? Почему?
Ответ: Российская империя представляла собой целостную территорию, которая состояла из коренных земель центральной или европейской части России и провинций или национальных окраин, территорий, которые в разное время с ХVI по ХIХ век вошли в состав империи.
Вопрос: Какие это территории?
Ответ: Сибирь, Дальний Восток, Средняя Азия, Кавказ, Польша, Финляндия, Украина и Белоруссия.
Итак, с первым понятием разобрались. Особенностью империи является различный статус включенных в нее территорий. Мы уже знакомы с вами с этим понятием, правда, говорили мы о статусе личности. Но, думаю, что, вспомнив, что такое статус личности, мы легко разберемся со статусом государства.
Вопрос: Что это такое статус личности?
Ответ: Статус – это положение человека в обществе.
Учитель: Статус региона – это его положение в государстве или, что для нас сегодня важно, в империи. Одно дело быть в империи метрополией, а другое – колонией.
Вопрос: Чем определяется статус личности?
Ответ: Он определяется полом, возрастом, образованием, национальностью, происхождением, профессией, материальным положением, политическим влиянием человека, уровнем воспитанности и культуры и т.д.
Учитель: А от чего зависит статус государства на международной арене или отдельных национальных территорий, входящих в империю?
Американский государственный деятель Ч.Самнер считал: «Истинное величие наций слагается из тех же качеств, которые составляют величие отдельных людей».
Давайте оттолкнемся от этих слов и проверим истинность этого высказывания. Думаю, это поможет ответить нам на наши проблемные вопросы.
Итак, статус отдельного человека определяется его статусным набором.
Задание: Определите свой статусный набор.
Вопрос: Что из названного вами относится к предписанным статусам, а что к достигаемым.
Ответ: Пол, возраст, социальное происхождение, национальность – предписанный статус, т.е. это все то, что получает человек от рождения.
Достигаемый статус – это все то, что человек приобретает собственными усилиями: образование, материальное положение, политическое влияние, деловые связи, квалификация и т.д.
Вопрос: Что важнее и выше ценится в обществе, предписанный или достигаемый статус?
Ответ: Достигаемый, именно он определяет величие человека, то, чего он добился сам.
Но насколько самостоятельно человек всего добивается? Когда у человека больше самостоятельности, в детстве, в подростковом, вашем, возрасте или после достижения 18-летнего возраста?
Вопрос: А насколько это правильно? Может быть, человеку уже с пеленок нужно давать самостоятельность? Что будет с этим маленьким человечком, если ему предоставить самостоятельность?
ПРОВЕДЕНИЕ АНАЛОГИИ ЛИЧНОСТИ С НАРДНОСТЬЮ. РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ.
Учитель: Давайте попробуем представить себе этапы взросления личности с помощью таблички, но не будем забывать, зачем мы это делаем, то есть, говоря о человеке, мы будем тут же проводить аналогию с народностью.
Итак, личность растет и развивается в семье. Первым этапом в развитии личности является самый замечательный период детства. Можно ли предоставить самостоятельность ребенку на этом этапе?
Вопрос: Нуждается ли он в родителях?
Вопрос: какое положение?
Ответ: полная зависимость.
Вопрос: Представьте, что произошла страшная ситуация и ребенок оказался без родителей (потерялся, отказались, выбросили, умерли и т.д.) Что произойдет с ребенком вне семьи?
Ответ: погибнет или попадет в руки других взрослых, которые помогут и сделают то, что должны делать родители.
Вопрос: А что должны делать родители. Каковы их обязанности перед детьми?
Ответ:
Теперь перейдем к тому периоду жизни, на котором сейчас находитесь вы – период отрочества или подростковый период (по вопросам)
Родители по-прежнему выполняют по отношению к ребенку свои обязанности. Делать это становится тяжелее, так как подростки активно стремятся к самостоятельности
Заполнив две колонки, давайте вспомним о народностях. Личность развивается в семье, а народы живут в государствах.
Вопрос: Сколько народностей сегодня проживает на земном шаре?
Ответ: 3000 народностей.
Вопрос: Сколько государств?
Ответ: около 200.
Вопрос: Что это значит?
Ответ: Большинство государств многонациональные.
Учитель: Россия всегда была многонациональным государством. Семья народов, братские народы. Мы часто слышим подобные выражения. Людям свойственно переносить на государство семейные отношения. Еще Конфуций говорил, что «Государство – это большая семья, семья – это малое государство». Давайте представим, что с народами происходит то же самое, что и с личностью. Народность вначале входит в большую имперскую семью. И не может существовать без нее, так как иначе попадет под влияние другого сильного государства.
По мере развития растет самосознание, как у вас сейчас. Народ, как и личность, хочет быть самостоятельным, при этом один народ очень сильно отличается от другого, как и вы все отличаетесь друг от друга. Народы ведут национально-освободительную борьбу, как и подросток на определенном этапе восстает против родителей, считая, что они ему мешают.
Вопрос: Посмотрите на таблицу, мешают ли на самом деле?
Ответ: Нет, без них подросток может попасть под чужое, не всегда хорошее с позиции родителей влияние.
Учитель: Народы тоже могут попасть под влияние других, более сильных, государств. Давайте подтвердим это примерами из истории. Вспомните, например как вошел Кавказ в состав Российской империи? Кто кроме Российской империи претендовал на эти территории?
Ответ: Иран, Турция.
Вопрос: Почему предпочли Россию?
Ответ: Россия – православное государство и поэтому была более близка Армении и Грузии. Азербайджан вошел в состав империи, так как находился в зависимости от Грузии.
Вопрос: Вспомните, как остро стоял в России в начале ХХ века национальный вопрос. Почему?
Ответ: Нации стремились к самоопределению вплоть до полного отделения от империи. А империя их отпускать не хотела.
Учитель: Но все-таки наступает момент, когда родители понимают, что удерживать дальше просто невозможно. Наступает момент, когда от родителей уже ничего не зависит, дети сами решают свою судьбу, чаще всего отрываются от родительского дома. Наступает период юности.
Вопрос: Нуждается ли ребенок в родителях? Ему кажется, что нет (ТАБЛИЦА) Ребенок приобретает независимость. (таблица). Уходит и семьи. С кем же в этот период он общается больше с родителями или друзьями? (Таблица)
Что остается родителям? Родителям остается смириться с тем, что настала пора, когда детям пора приобретать опыт самостоятельной жизни. Относится терпимо к их, не всегда правильному выбору. Терпимое, толерантное отношение к ребенку. К чему стремятся родители в это время? Не смотря ни на что сохранить, возобновить хорошие отношения с детьми. Так как они сами понимают, что это вечная проблема «отцов и детей», ведь сами они ее уже давно пережили.
Взрослые дети начинают самостоятельную жизнь, создав свою семью. Повзрослевшие народы самоопределяются, выходят из состава империи, создают независимые государства.
Именно об этом и писал великий французский писатель Виктор Гюго: «Опека прекращается по закону после совершеннолетия опекаемого, безразлично, является ли опекаемый ребенком или целым народом. Всякая опека, которая продолжается после совершеннолетия, превращается в узурпацию.»
Вопрос: Вспомните, кто в 1917 году воспользовался правом, предоставленным большевиками и вышел из состава империи?
Ответ: Польша и Финляндия.
Вопрос: Кто создал независимые государства в годы Гражданской войны?
(Армения, Грузия, Азербайджан, Украина, Белоруссия)
Учитель: Взрослый человек создает свою семью. Создав ее, став родителями, дети чаще всего начинают понимать, чем для них были их родители. И уже не родители, а они ищут примирения, возвращаются в отчий дом. Наступает период взаимозависимости. Если не происходит возвращения взрослых детей, то они испытывают острую ностальгию по прошлому, вину перед родителями.
Дети нуждаются в родителях, родители в детях.
(Так выглядит таблица после заполнения)
| ЛИЧНОСТЬ. НАРОДНОСТЬ. |
Детство | Отрочество | Юность | Взрослость |
Нуждается ли в родителях? | Да. Без них не выживет. | Да, но уже меньше. Хочет уйти от родителей, показать свою самостоятельность. | Ему кажется, что нет. «Уходит» от родителей | «Возвращается» к родителям. Создав семью, понимает, что они сделали для него. |
Положение ребенка в семье. Статус | Полная зависимость | Стремление к независимости, хотя он еще к ней не готов. | Независимость | Взаимозависимость |
Что происходит, если оказывается вне семьи? | Погибает или попадет к другим (не родным) взрослым людям, окажется под их влиянием. | Попадет под влияние среды (окружения). Все зависит от того, каким оно будет. | Активно общается с друзьями, знакомыми, новыми людьми, т.е. всеми, кроме родителей | Тоска по прошлому. Запоздалое раскаяние. |
Что дают ребенку семья, родители? | 1.Материально обеспечивают. 2.Заботятся о культурном развитии. 3.Заботятся о физическом развитии. | Дают возможность жить самим. Помогают в случае беды. | Родители и взрослые дети нуждаются друг в друге |
Эта история стара как мир. Одна из библейских притч рассказывает нам о судьбе блудного сына, когда-то разорвавшего узы с домом отца, долго кутившего и наслаждавшегося жизнью, битого ею, прозревшего, опомнившегося и вернувшегося к родному порогу. А мудрый отец, терпеливо ждавший его долгие годы, с радостью встречает сына. Из живописцев лучше всего это состояние передал Рембрандт в своей картине «Возвращение Блудного сына».
Вопрос: Какие независимые республики в 1922 году вернулись к родному порогу?
Ответ: в 1922 году в состав новой империи СССР вместе с Россией вошли Армения, Азербайджан, Грузия, Украина, Белоруссия. В отличие от Польши и Финляндии, которые так и остались независимыми.
Вопрос: Почему это произошло? Каковы предпосылки образования империи?
Ответ: Политическая, Экономическая, Военная.
Учитель: Экономические связи, зависимость от экономики более развитого государства. Родители, иногда рассердившись, говорят: «Пока я тебя кормлю и одеваю, будь добр выполнять мои требования».
А что же изменилось в 1991 году, когда они тоже, наконец, создали свои независимые государства? Вам, родившимся в этом году, ответить на этот вопрос нелегко, так как сравнивать не с чем.
Но, если мы посмотрим на табличку, где мы сравнивали народность с личностью, то какой вывод можем сделать? Пока, по нашей логике они видимо повзрослели. А чтобы понять, в чем эта взрослость проявилась, нам предстоит еще познакомиться и оценить очень много исторических фактов.
ОБРАЩЕНИЕ К ПРОБЛЕМНЫМ ВОПРОСАМ УРОКА
Обсуждение 1 вопроса.
Учитель: Теперь для того, чтобы ответить на первый вопрос урока у нас есть все необходимое.
Вопрос: Современные непростые отношения России с большинством бывших республик СССР – это закономерность, случайность или неблагодарность бывших народов империй?
Ответ: Дети уходят от родителей не по неблагодарности? Уход детей от родителей это - закономерность. Уход народов из состава империй – это тоже определенная закономерность.
Учитель: К этому выводу мы пришли на основе аналогии, которая кому-то может показаться несколько надуманной, но именно этот вывод делается и учеными, которые говорят, что в современном мире в отношениях между народами чередуются процессы интеграции (объединения) и дифференциации (углубления различий), которые могут приобретать разные формы. Например, сегодня независимые страны Европы объединились в Евросоюз, создали единую валюту, а Советский Союз распался. А что же ждет нас в будущем, завтра или послезавтра? Об этом наш второй вопрос.
Обсуждение 2 вопроса.
Вопрос: Отчего зависит, как будут развиваться отношения c бывшими союзными республиками в дальнейшем? Возможно ли в будущем объединение бывших союзных республик. Посмотрите на таблицу о развитии личности и сделайте предположение о развитии отношений между народами.
Ответ: Возможно. Ведь дети возвращаются к родителям. А в истории чередуются процессы интеграции и дифференциации.
Учитель: Одни возвращаются через год, другим на это требуется вся жизнь. Отчего это зависит? Как должны себя вести, что делать родители, чтобы дети к ним вернулись?
Ответ: Отпуская, дают возможность попробовать жить самостоятельно. Помогают в случае беды
Вопрос: Только ли от поведения родителей зависит, захотят ли вернутся дети? Посмотрите на таблицу, с кем активно общается ребенок, уйдя от родителей? Что могут ему говорить жена, муж, друзья, новые родственники из семьи супругов и т.д. Они формируют определенную установку в отношении ко многим жизненным проблемам, в том числе к проблеме «отцов и детей»
Вопрос к группам: С кем сейчас активно общаются страны, вышедшие из СССР?
Опрос по группам: Украина с США и Евросоюзом, Грузия с США, Азербайджан тяготеет к исламскому миру, Армения, не имеет прямой границы с Россией оглядывается на Грузию как на ближайшего соседа, Белоруссия, которую современные политологи называют не иначе как крепкий орешек одна активно стремится к восстановлению родственных связей с Россией.
Вопрос: Итак, мы видим, что из бывших республик только одна Беларусь стремится к восстановлению связей с Россией. Почему?
Ответ: Все зависит от влияния? Белоруссия пока не поддается ни чьему влиянию.
Учитель: Те, с кем государства активно общаются и формируют установку народа в отношениях с Россией. Установка - приобретенная в результате какого-либо воздействия (путем примера, учения) тенденция думать о каком-либо предмете, человеке или проблеме каким-либо определенным образом (с симпатией или антипатией).
Эта установка проявляется в сознании простых людей, в их речи в навешивании ярлыков на представителей определенной национальности, в том, какие ассоциации вызывают у нас представители той или иной национальности.
РЕЗУЛЬТАТЫ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
У
читель: Вспомните, что мы с вами на прошлом уроке провели ассоциативный эксперимент. Каждый из вас написал ассоциации на 4 республики, то есть на все, кроме той, о которой вы узнали чуть больше. Каждая группа собрала потом ассоциации о своей республике.
(Представители групп докладывают о результатах.)
Учитель: А теперь я хочу вам напомнить, что, когда вы их получили, вы стали смеяться. Почему вы смеялись при этом, что казалось смешным в ответах?
Ответ: Мы знали чуть о нашей республике чуть больше, поэтому ассоциации одноклассников показались нам очень примитивными.
Учитель: Да, ассоциации тех, кто глубже познакомился со своей республикой, были совсем другие. Вот ассоциации тех, кто чуть больше узнал о республике Грузия и т.д.
(УЧИТЕЛЬ АНАЛИЗИРУЕТ)
БЕЛАРУСЬ:
Песняры Лукашенко
Василь Быков
АЗЕРБАЙДЖАН
Богатая культура
Хорошая музыка
Муслим Магомаев
Шапки
Зурна
Горы
Многонациональная страна
Прекрасная столица Баку
АРМЕНИЯ
Богатейшая Культура
Горы
Коньяк
Юмористы
Вино
Христианство
Почти самое древнее государство
УКРАИНА
Леся Украинка
Тарас Шевченко
Киев
Горилка
Сало
Богдан Хмельницкий
Ющенко
ГРУЗИЯ
Вино
Шашлык
Музыка
Виноград
Красоты Грузии
Сосо Павлиашвили и Валерий Меладзе Шота Руставели
Саакашвили
Мудрость
Плохие отношения с Россией
Учитель: Ассоциацией на государство оказывается имя выдающейся личности, достижений культуры о которых они узнали.
У наших гостей, которые выросли в СССР, как и у меня, были бы другие ассоциации, хотя на них тоже влияет установка, сильно изменившаяся за последние 15 лет.
Две недели назад с группой учителей на автобусе я ездила в командировку в Москву. Сделав остановку в специально отведенном месте. Рядом с нами стояло много других автобусов и больших машин дальнобойщиков. Выхлопная труба одной из машин была прямо напротив открытой двери автобуса. Водитель машины, разогревая двигатель, оставил его включенным и ушел. Все выхлопные газы прямиком шли в наш автобус. Нас буквально травили, хотя все это, как вы понимаете, было чистой случайностью. Нашего водителя не было на месте и дверь закрыть было нельзя. В это время многие очень активно возмущались. И одна из женщин сказала: «что же за издевательство такое. Водитель этой фуры наверняка или грузин, или украинец».
Вопрос: Почему? Почему именно грузин или украинец? Не белорус, например?
Ответ: Самые напряженные отношения сегодня с ними, о них много говорят сегодня в Российских СМИ (среди ваших ассоциаций тоже были негативные, которые и произносить не хочется)
Учитель: Точно также в СМИ этих независимых государств, в выступлениях их руководителей формируется установка по отношению к России. И во всех государствах она разная. Вспомните, все зависит от компании, в которую попала взрослеющая личность.
Вопрос: Так как же нам ответить на 2 вопрос урока: вернутся или нет? От чего все зависит?
Ответ: Многое зависит от установок, насколько прочно войдут они в сознание и руководителей государств и простых его граждан.
Учитель: Установка бессознательно проникает в голову человека. Что сделать, чтобы наше отношение к другим народам формировалось сознательно, а не под влиянием зомбирования или гипноза, который кому-то выгоден.
Ответ: узнавать историю отношений и культуру других народов. Иначе вы рискуете попасть под влияние установки недобросовестных политиков или СМИ.
Проделанная вами работа по презентации – это большой шаг, чтобы не позволить внедрять в ваше сознание выгодные кому-то установки. Что же вы узнали, на что обратили внимание в первую очередь.
(
Презентации групп)
Учитель: Теперь мы все немного больше узнали только о пяти бывших республиках СССР, о наших ближайших соседях. Многие представители этих национальностей сегодня живут рядом с нами, в России. О тесной связи с этими республиками нам напоминают даже названия Воронежских улиц, Может быть, для вас малознакомы Киевская улица, Грузинская улица, Бакинский и Кавказский переулки, но улица, на которой стоит наша гимназия… в честь столицы Белоруссии города Минска. Эти улицы никто не собирается переименовывать. Ведь российское руководство вообще проводит мудрую политику по отношению к бывшим советским республикам.
Именно Россия сегодня считается преемницей СССР и расплачивается одна за долги всей империи. Родители тоже вынуждены платить штрафы за своих несовершеннолетних детей. Терпеливо сносит нападки руководителей государств, не теряя собственного достоинства. Оказывает некоторую материальную помощь, то газом, то нефтью, гуманитарную помощь в случае беды. И ждет. Ждет и надеется, как ждут и надеются родители, что образумятся, насладятся свободой их дети. И взрослые, и свободные пойдут на дружеское сближение с ней, ведь старый друг – лучше новых двух.
Один из величайших русских писателей, мнение, которого уважают во всем мире, Ф.М.Достоевский с прозорливой точностью еще в ХIХ веке писал о роли России в судьбе населявших ее народов: «Дав им с самого начала как можно больше политической свободы, Россия устранит себя даже от всякого опекунства над ними, объявит им только, что она всегда обнажит меч на того, кто посягнет на их свободу и национальность. И этим Россия и победит и привлечет, наконец, их к себе; сначала в беде будут прибегать к ней, а потом когда-нибудь воротятся к ней и прильнут к ней все, уже с полной, с детской доверенностью. Все воротятся в родное гнездо.»
Как дети уходят и возвращаются к родителям, так и чередуются процессы интеграции и дифференциации в отношениях между национальностями.
Великие империи распались в 1917 и в 1991 годах.
Сегодня Россия не является империей, но тоже является большой семьей разных народов. Сегодня Россия решительно отказывается от стремления к восстановлению империи. Но это не означает, что мы должны мазать черной краской, ругать наше имперское Российское и советское прошлое. Напротив, мы вправе гордиться им…
Мы вправе гордиться деяниями наших предков, разных национальностей, чьей волей и силой духа была создана одна из величайших империй в истории человечества. Если мы хотим быть достойными наследниками наших предков, мы должны сохранить в себе твердость, широту и величие имперского духа при полном уважении, терпимом, толерантном отношении к народам, которых вскормила Российская и Советская империи, отправив их в далекое самостоятельное плавание в новом для них статусе независимых государств.
Давайте еще раз вспомним и подведем итог тому, о чем мы говорили.
(Финальная презентация учителя под песню «Беловежская пуща» в исполнении ансамбля «Песняры»)
