МКОУ
Тымская ООШ
Конспект урока обществознания в 9-м классе по теме
«Правонарушения и юридическая ответственность»
Подготовила: учитель истории и обществознания
Анненко Е.В.
Стаж педагогической работы: 12 лет
Место работы: МКОУ Тымская ООШ,
Каргасокский район, Томская область.
Цели урока:
Образовательные:
расширить и углубить представления учащихся о правонарушении как юридическом понятии;
познакомить учащихся с особенностями юридической ответственности;
2. Развивающие:
развивать умения учащихся применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач;
3. Воспитательные:
Орг. момент
Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и с хорошим настроением начнем урок.
Актуализация опорных знаний
Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним то, о чем мы говорили на прошлом уроке, а именно о правоотношениях.
В какой момент социальные отношения переходят в разряд правоотношений?
Без наличия каких элементов не возможно правоотношение. (субъект, объект, содержание)
Карточка: назвать объект, субъект и содержание правоотношения.
Кто может быть субъектом правоотношения? (юридическое и физическое лицо)
Дайте определение понятий «дееспособность» и «правоспособность».
Как возникают дееспособность и правоспособность у физических лиц?
Мотивация учебной деятельности и целеполагание
Те правоотношения, которые мы сегодня приводили в пример и с которыми работали на прошлом уроке – все разные. Но есть что-то, что их объединяет? Как вы думаете что?
Ответ: в каждом правоотношении мы сталкиваемся с нарушением закона?
Предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. (О правонарушениях)
Тема нашего урока: «Правонарушения и юридическая ответственность».
(Постановка целей урока вместе с учащимися)
Изучение нового материала
Учитель: поведение человека в обществе с точки зрения права может быть правомерным, т.е. соответствовать нормам права или противоправным, т. е. нарушающим правовые нормы. Противоправное поведение является опасным.
Причины преступности
Проблемный вопрос: Почему люди нарушают законы, которые они же и создают для урегулирования своей жизни?
Этот вопрос давно волнует людей и уже много веков лучшие умы пытаются на него ответить.
В чём причины преступности? (Составляем кластер)
1. физиологические особенности человеческого организма влияют на преступность. У потенциальных преступников особое устройство черепа, есть психические аномалии и другие патологии.
2) На преступность влияет воспитание и социальная среда.
3) Уровень жизни предопределяет преступность в обществе.
2. Определение понятия правонарушение и его признаки.
Но не любой поступок можно назвать правонарушением, а только тот, который имеет ряд признаков.
Ребята, зная признаки правонарушения, попробуйте дать определение понятию правонарушение. Используя признаки, как слова для справок.
Признаки правонарушения:
1. Противоправность
2. Деяние (действие или бездействие)
3. Причинение вреда
4. Наличие вины (неосторожность и умысел)
Правонарушение – виновно совершенное антиобщественное противоправное деяние, за которое предусмотрено наказание, определенное законом.
3. Виды правонарушений
Задание: Приведите примеры правонарушений. (Запись на листочки, которые прикрепляются на доску)
Работа с иллюстрациями: задача: какое правонарушение зашифровано в картинке?
Проблемный вопрос: Подумайте, и попробуйте разделить все предложенные правонарушения на две группы. (у доски)
По какому признаку вы разделили правонарушения. (Ответ: по степени опасности)
Т.е. они все приносят вред обществу, но первая группа более опасных правонарушений. Это преступления. Менее опасны – проступки.
Виды правонарушений:
1. Преступление – виновно-совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.
2. Проступок – отличается меньшей степенью вреда.
Грань между преступлением и проступком очень тонкая и переступить ее порой очень просто.
Пример: Водитель часто садился за руль в нетрезвом состоянии (проступок ). И однажды сбил пешехода (преступление).
Работа с ситуациями. Задача: придумать продолжение, чтобы проступок стал преступлением. (учебник стр. 93 АВД)
4. Юридическая ответственность.
"Каково твоё деяние, таково и воздаяние", - говорили древние.
Вопрос: "Как вы думаете, что они имели в виду?"
(речь идет об ответственности за правонарушения).
Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность.
Работа с УК РФ по следующему плану:
1. Виды наказаний. (стр. 30-31)
2. Обстоятельства, смягчающие наказание. (стр. 36-37)
3. Обстоятельства, отягощающие наказание. (стр. 36-37)
Вопрос: а как вы думаете, с какого возраста человек несет ответственность за свои поступки?
Уголовная ответственность с 16 лет, а по ст.20, п.2 УК РФ – с 14 лет. (работа со статьей 20 УК РФ)
Вопрос: за какие преступления уголовная ответственность наступает с 14 лет?
Юридическая ответственность – применение мер государственного принуждения за совершенное правонарушение, т.е. это ответственность перед законом, перед судом, выражена в форме наказания.
Вопрос: как вы думаете, от чего зависит строгость наказания?
Строгость наказания зависит от характера правонарушения.
Но и наказание бывает разным, значит и ответственность делится на несколько видов.
Виды юридической ответственности:
1. Уголовная (за преступление, УК РФ, осуществляется только по приговору суда: лишение свободы, конфискация имущества) Причем, уголовная ответственность наступает не только за совершение преступления, но и за приготовление к преступлению, покушение на преступление, соучастие в преступлении.
Давайте разберем ситуации:
Определите, какая из причин наступления уголовной ответственности описана?
Выстрел прогремел из двух стволов. Страшная сила отбросила молодое, полное жизни тело, и Эдуард Вишнев упал, как подкошенный колос, все еще сжимая в руке два белых цветочка. Последний подарок, который он хотел сделать любимой.
Нет, это не умещается в нашем сознании: в наши дни на окраине большого индустриального города обезумевшая от ненависти личность зверски убивает цветущую молодую жизнь…
В этой ситуации мы видим совершение преступления, но я вам предлагаю другую ситуацию
Определите, какая из причин наступления уголовной ответственности описана?
Ученик 9 класса одной из местных школ получил предложение от одноклассника похитить из коммерческого киоска партию шоколада. Дело, по мнению организатора, облегчалось тем, что у него случайно оказался ключ от замка киоска. Согласие было дано, и они начали подготовку: договорились с малограмотной женщиной-соседкой, что та возьмет у них шоколад и продаст его на рынке; приготовили сумки для выноса краденого; вечером сели напротив киоска и стали ждать, когда он закроется. Но продавец давно обратил внимание на двух подростков, несколько раз покупавших шоколад и при этом внимательно осматривавших все, что находилось внутри киоска. Он обратился к дежурному полицейскому. Тот задержал двух подростков, при личном осмотре у них был найден ключ от замка, а также пустые сумки. Опрос соседей показал, что женщина ждала утром «какой-то шоколад на продажу».
Продолжим знакомство с видами юридической ответственности.
2. Административная (за проступок, КоАП РФ: штраф, лишение специальных прав)
3. Дисциплинарная (за проступок, ТК РФ: замечание, выговор, увольнение)
4. Материальная (за проступок, ТК РФ: возмещение ущерба)
5. Гражданская (за проступок, ГК РФ: компенсационный характер наказания – возмещение вреда, восстановление нарушенных имущественных и личных неимущественных прав)
Задания:
Учащимся предлагается задание: соотнести предложенные задания с соответствующим видом юридической ответственности.
1. Безработные Павел и Николай выпили в подъезде дома по бутылке вина. Затем оба вышли на улицу, ругались, кричали и приставали к прохожим. (административная)
2. Машинистка Матвеева, придя на работу 27 октября 2009 года, направилась в кассу, получила заработную плату и, не возвращаясь на рабочее место, пошла в магазин за продуктами, а затем – в парикмахерскую. К работе она приступила спустя четыре часа после начала рабочего дня. Администрация, с согласия профкома, издала приказ об увольнении Матвеевой за прогул. (дисциплинарная)
3. Шахта заключила договор с тепловой электростанцией (ТЭС) о поставке ей угля для обеспечения города электричеством. Но ТЭС не смогла оплатить поставляемый ей уголь, и шахта перестала отгружать его. (гражданская)
4. Костырин ночью проник в продуктовую лавку и при выходе из нее был задержан работником милиции. В ходе проверки у него были изъяты 3 кг кондитерских изделий. (уголовная)
Ребята, скажите, кто этот человек? (два фото подозреваемый и осужденный, по приговору суда.)
В нашей стране действует презумпция невиновности – это принцип, согласно которому каждый обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана судом.
4. Закрепление изученного материала.
Задание № 1 . Вопросы из сказок
Кто из сказочных героев стал жертвой преступления, проявив преступную самонадеянность, пренебрегая элементарными правилами техники безопасности?
А) Красная Шапочка
Б) Муха- Цокотуха
В) Стойкий оловянный солдатик
Г) Колобок
2) Какое обвинение по степени значимости правонарушения можно предъявить Карабасу - Барабасу как хозяину кукольного театра?
А) неуплата налогов
Б) эксплуатация детского труда
В) жестокое обращение с детьми
Г) отсутствие лицензии
3) Как с позиции юридических норм можно квалифицировать действия паука по отношению к Мухе-Цокотухе:
А) хулиганство
Б) покушение на убийство
В) терроризм
Г) разбой.
Ответы: 1) А,Г 2) Б,В 3) Б
Задание № 2. О каких видах юридической ответственности идет речь? (устно)
1. Этот вид ответственности был установлен судом. Иного порядка ее установления, кроме судебного, законом не предусмотрено. (уголовная)
2. Ответственность за данный проступок была установлена органами ГАИ, наложившими на нарушителя штраф в размере трех минимальных окладов. (административная)
3. Этот вид ответственности всегда имеет имущественных характер. На этот раз суд потребовал возмещения нанесенного материального и морального ущерба. (гражданская)
4. Ответственность за данное правонарушение состояла в увольнении работника, его совершившего. (дисциплинарная)
Задание № 3. А теперь задания из экзаменационных тестов 9 класса:
А 1. Молодые люди угнали чужую машину. Их действия являются
Административным проступком
Уголовным преступлением
Дисциплинарным поступком
Гражданским проступком
А 2. Гражданки торговали у станции метро собранными в лесу ландышами. Известно, что эти цветы занесены в Красную книгу. Какое правонарушение совершили гражданки
Уголовное преступление
Дисциплинарный проступок
Административное правонарушение
Гражданский проступок
А 3. На остановке общественного транспорта подростки нецензурно выражались. Какое правонарушение они совершили
Гражданский проступок
Дисциплинарный проступок
Административный проступок
Уголовное преступление
В1. Из предложенного ниже списка выберите отличия и сходства двух видов правонарушений – преступления и проступка. Ответы занесите в таблицу.
Является деянием (действием или бездействием)
Предусмотрено статьями Уголовного кодекса
Одним из основных признаков считается виновность
За совершение предусмотрено самое суровое наказание, вплоть до лишения свободы.
Черты сходства | Черты отличия |
| |
Ответ: 1324
Задание № 4. Определите, к каким видам правонарушений относится деяние и какая ответственность последует – ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
1. Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора (административный проступок).
2. Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова (административные проступок).
3. Гражданка Коврова не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья (гражданские проступок).
4. Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (уголовное преступление).
5. Гражданин Самохвалов не явился в суд для исполнения обязанностей присяжных заседателей (административный проступок).
Из предложенных ситуаций выберите те, за которые наступает уголовная ответственность.
1. Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу. +
2. Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один направил ружье на другого и нажал курок. Неожиданно для обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб. +
3. Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.
4. На перемене подросток зашел в раздевалку и забрал понравившуюся чужую меховую шапку. +
5. Подростки курили в школьном туалете.
6. Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору школы и сообщил, что в школе заложена бомба. +
7. Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег. +
8. Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора.
Интересные вопросики? А знаете и вы?
Как на юридическом языке называют человека в следующих случаях?
• Возникло подозрение в его причастности к преступлению - подозреваемый
• Он задержан - задержанный
• Началось следствие по его делу - подследственный
• Ему было предъявлено обвинение - обвиняемый
• Началось судебное разбирательство по уголовному делу - подсудимый
• Приговор вступил в законную силу - виновный
И напоследок . интересные факты из судебной практики.
Еще я хотела бы вас познакомить с богиней правосудия Фемидой. Посмотрите на нее внимательно. Есть в ее образе две вещи, которые служат признаком правосудия. Как вы думаете, что это? (повязка на глазах и весы)
Рефлексия: давайте и мы с вами сейчас честно и непредвзято подведем итог урока. У вас на столе лежат магниты трех цветов. Я предлагаю вам оценить урок и выразить свое настроение в цвете.
Красный цвет символизирует, что урок вам очень понравился и не вызвал трудностей.
Зеленый цвет – урок понравился, но я не совсем понял материал урока
Желтый цвет – урок не понравился и я ничего не понял.
Рефлексия и Подведение итогов.
Д.з § 10, стр.93, зад.№ 1, 2 (Б,Г, Е).
Тест «Оценим правовую ответственность»
Что бы Вы предпочли, если бы Вам понадобилась красивая одежда для выхода на дискотеку:
а) одолжить у друзей; б) идти в том, что имеется;
в) не ходить на дискотеку вообще.
2. Если Вы увидите драку с участием Ваших знакомых, то Вы постараетесь:
а) помочь своим; б) остановить драку; в) остаться незамеченным.
3. Какую форму времяпрепровождения Вы бы предпочли, если бы пришлось коротать время в поезде:
а) игра в карты; б) чтение и кроссворды; в) разговаривать и смотреть в окно.
4. Если бы Вы задолжали деньги, а их не было, но от Вас требовали срочно вернуть долг, то ВЫ:
а) перезаняли бы у друзей; б) попросили бы у родителей, объяснив причины;
в) попросили бы у родителей, скрыв причины, или добыли бы деньги другим способом.
5. Если бы Вам предложили крупную сумму денег только за то, чтобы вечером Вы постояли 2 часа в определенном месте, то Вы бы:
а) согласились; б) отказались;
в) попытались бы получить дополнительную информацию о цели действия.
6. В подъезде дома Вы находите красивый нож и:
а) забираете его себе; б) показываете родителям и звоните в милицию;
в) не прикасаетесь к нему.
7. Если Вы видите на ком-то или у кого-то очень красивую или интересную вещь, то Вы:
а) чувствуете желание иметь такую же; б) чувствуете удовольствие или интерес;
в) стараетесь показать свое равнодушие.
8. Когда Вас обижают, к Вам пристают, Вы:
а) чувствуете желание уничтожить «негодяя»; б) ведёте себя решительно, но стараетесь не обострять отношения;
в) пытаетесь задобрить.
Оценим правовую ответственность
Ключ:
Если в ваших ответах преобладает вариант «А», это означает, что над Вами нависла серьёзная опасность, поскольку чувство ответственности у Вас практически отсутствует. Вы можете принять необдуманное решение и потом горько об этом сожалеть. Вы очень любите делать только то, что Вам нравится. В ближайшем будущем это может превратиться в проблему.
Рекомендации. Учитесь представлять последствия того, что Вы собираетесь сделать. Для этого надо давать себе немного времени на раздумье. Если же Вы убедитесь, что Ваше решение чревато неприятными последствиями и всё равно его примете – что ж, по крайней мере, Вы никого не должны винить в своих неприятностях.
Если в ваших ответах чаще встречается вариант «Б», то за Вас близкие могут не беспокоиться. Вы сможете трезво оценить ситуацию и выбрать тот путь, который чреват наименьшими потерями для Вас.
Рекомендации. Постарайтесь не растерять то, что у Вас уже есть. Запомните высказывание восточного мудреца Саади: «Мужество – не в силе руки и не в искусстве владения мечом, мужество – в том, чтобы владеть собой и быть справедливым».
Если среди ваших ответов преобладает вариант «В», то чувство ответственности в Вас еще только зреет. Оно наталкивается на сопротивление таких Ваших качеств, как боязнь всего на свете, неуверенность в собственных силах, желание всех перехитрить. Это означает, что в определенных ситуациях Вы не удержитесь от соблазна сделать что – либо такое, что заставит Вас всю жизнь об этом сожалеть.
Рекомендации. Встряхнитесь, одёрните себя. Перестаньте попросту тратить время. Прежде всего, нужно избавиться от навязчивых идей вроде «лучше не высовываться», «все так делают». Не пытайтесь скрываться от неприятностей, если Вы их заслужили. Старайтесь не порождать их своими действиями