Литературное чтение 1 класс Тема: Звук [ч]. Буквы Ч, ч. Тип урока - открытие нового знания Общая цель урока: знакомство с новой буквой и особенностью звука Дидактические задачи: Образовательная: познакомить учащихся с буквой согласного звука [ч], с особенностью звука, с орфограммами «ча»-чу,формировать умение выделять звук в речи; формировать навык чтения с новой буквой, слогов, слов, текстов; познакомить со сказкой Киплинга Развивающая: развивать фонематический слух, навык слогового плавного чтения, Воспитывающая: воспитывать любовь к Родине, культуру поведения на уроке, желание учиться читать. |
Основные этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Универсальные учебные действия | Электронное сопровождение |
Орг. момент (мотивация, создание комфортной образовательной среды) 1 мин. | -Здравствуйте! Создание положительного эмоционального настроя учащихся Я вижу, что вы настроены на работу. Давайте не забывать правила на уроке, чтобы все задачи успели решить. | Все ли правильно сидят? (Да) Все ль внимательно глядят? (Да) Все ль готовы слушать?(Да) Начинаем наш урок! Раз! Два! Три! Сказку новую начни! Учащиеся эмоционально настраиваются на урок | Личностные: - умения слушать и слышать собеседника; - настраиваться на учебную деятельность | |
Повторение. 3 мин. | В одном тропическом лесу жил слон, а точнее сказать слонёнок, который был страшно любопытен. Кого только он не увидит, ко всем пристаёт с расспросами: как? зачем? почему? Вот и вас встретил и спрашивает: -На какие группы делятся буквы? -На какие группы делятся буквы гласных звуков? -На какие группы делятся буквы согласных звуков? -Какая буква не обозначает звука? -Что она обозначает? | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы | Личностные: - умения слушать и слышать собеседника; Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний: Регулятивные: - выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме, Коммуникативные: - - слушать и понимать речь других людей; | Лента букв |
Артикуляционная зарядка 3 мин. | Сейчас мы поработаем с чистоговорками: Чу-чу-чу - я на волю улечу. Чок-чок-чок - черный паучок. Чи-чи-чи - у солнца теплые лучи. Ач-ач-ач - шел по полю черный грач. Оч-оч-оч - наступила ночь. Уч-уч-уч - это солнышка луч. Чок-чок-чок - вот веселый хомячок. Какие скороговорки вы знаете ? Для чего они нужны? Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая. | Учащиеся проговаривают чистоговорки. Учащиеся проговаривают скороговорку. Запоминают и учатся проговаривать ее. | | |
Актуализация знаний 5 мин. | Слонёнок приставал к Страусихе и спрашивал, отчего у неё растут перья на хвосте? У Обезьяны он интересовался: зачем ей такой длинный хвост? У Попугая спрашивал, что он делает после завтрака? Вообще, всех, кого встречал слонёнок, всех-всех он о чём-нибудь спрашивал. А какие подарки приготовили школьники для ребят детского сада? | Учащиеся читают «цепочкой» текст прошлого урока «подарки», отвечают на вопросы | | |
Постановка учебной задачи 1 мин. | Методы обучения: словесный, частично-поисковый Формы обучения: фронтальная Приёмы обучения: речь учителя Использование педагогических технологий: проблемно-диалогическая. | Регулятивные: - формулировать учебную задачу с помощью учителя; - планировать совместно с учителем предстоящую работу. Коммуникативные: - осознавать познавательное значение умения читать; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; | |
Однажды он увидел вот такой кактус и сразу спросил: на что он похож? (ч) А из зарослей послышалось: чайник, чемодан, черепаха, врач, трубач, грач. - Какой звук чаще других слышится? - О каком звуке мы будем сегодня говорить на уроке? - Вы узнаете тайну, связанную с этим звуком. | Активное включение в образовательный процесс - Согласный мягкий глухой. - Познакомимся, как звук обозначается знаком-буквой. - Будем читать слоги и слова с этой буквой. | |
Открытие нового материала 3 мин. 5 мин. | Методы обучения: частично-поисковые, наглядные; практические; Формы обучения: фронтальная; коллективная. Приёмы обучения: речь учителя; текст учебника; ИКТ; наглядность. Использование педагогических технологий: проблемно-диалогическая, здоровьесберегающая; информационно-коммуникативная. | Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме, - выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить; - учиться отличать верно выполненное задание от неверног. Коммуникативные: - вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками, Познавательные: - понимать информацию, представленную в знаково-символической форме; - осуществлять поиск необходимой информации; - наблюдать, сравнивать и делать обобщение о «работе» букв «е, ё, ю, я». - делать выводы. - с опорой на модели строить связные высказывания. Обратная связь- осуществлять совместную деятельность | ИД Программное обеспечение «Смотрим мультфильм» Программное обеспечение Программное обеспечение (играем вместе) |
1. Знакомство с буквой Звук (Ч) обозначается буквой «ЧЕ» - На что похожа буква? Ч-курносый Чайник, Он большой начальник. Он клокочет и кипит- Ложками руководит. Слонёнок спрашивал у жирафа, отчего у него на шкуре пятна? Что это нацарапано на песке? (слоги) Прочитайте их. 2.На доске слоги ЧУ,ЧА, ЧИ, ЛАН, СЫ - Прочитайте слоги (хором) - Работая в парах составьте из этих слогов два слова. Выделение звука и составление схем слов. (в парах) ЧАСЫ ЧУЛАН 3.Упражнения в слышании звука, который будет обозначаться буквой Ч. Добавьте эти слоги так, чтобы получилось слово! Ча -часы, чайник, часто, чаща… Чу – чудо, чулок, чучело, учу… Че – человек. чемодан. честный, четыре… Чи – чистый, чинил, учил… 4. Упражнения в чтении слогов-слияний - С каким гласным вы не читали слогов –слияний? В этом и заключается еще один секрет нашего языка. - Хотите знать, почему? Слонёнок очень испугался и стал вырываться, но Крокодил держал его крепко. Приготовились помочь слонёнку буквы Я и Ю вырваться, но вдруг другие буквы - А и У опередили ее. Обиделись буквы Я и Ю на всю жизнь и теперь никогда не дружит с буквой Ч. Приходится вместо всегда писать ЧА и ЧУ. Вот такая тайна есть в наше языке. - Поиграем сс слонёнком. Игра «Помоги Слонёнку» (чтение слогов) - Почему один из столбиков пустой? Произносим согласный звук мягко. | Выходят к доске - Ч - Мы ее еще не учили. Чч Дети называют слова и называют место звука в слове. Звук ш всегда твердый |
Динамическая пауза 1 мин. | | | Личностные: учиться переключаться на другой вид деятельности | |
Применение нового материала 7 мин. | Методы обучения: словесные (беседа), частично-поисковые, практические, наглядные Формы обучения: коллективная, фронтальная Приёмы обучения: текст учебника; ИКТ. Использование педагогических технологий: информационно-коммуникативные; практические. | Предметные: - характеризовать звуки; - выделять указанные звуки, обозначать их буквами; - проводить звуко-буквенный анализ слова; - Наблюдать, сравнивать и делать обобщение о второй позиции «работы» букв «е, ё, ю, я»; - читать слова с буквами Е Ё Ю Я в разных позициях; - определять количество звуков в буквах Е Ё Ю Я; - объяснять лексическое значение слов. Регулятивные: - слушать и слышать собеседника. - адекватно восприни-мать оценку учителя, сверстника. Коммуникативные: - - слушать и понимать речь других людей; - участвовать в коллективном обсуждении прочитанного. Познавательные: - осуществлять поиск необходимой информации. - с опорой на модели строить связные высказывания. - выразительно читать предложения, Обратная связь(линии взаимодействия): активное включение учащихся в работу с учителем и одноклассниками. | |
Слонёнок вырвался от Крокодила, но почувствовал, что его нос стал другим. Он взглянул на своё отражение в воде. Что изменилось? (появился хобот) Слонёнок очень расстроился и подумал : «А зачем мне такой длинный нос?» А и правда, зачем? Как вы думаете? Теперь Слонёнок мог достать бананы с пальмы, облить себя водой в жаркий день и даже защитить себя от обидчиков! Как называют того, кто любит спрашивать? (почемучка) 1.Чтение слов с новой буквой На доске ЧАСЫ ЧАСОВОЙ ЧАСОВЩИК Какая общая частичка есть в этих словах? А какие бывают часы? Работа с учебником стр. 5, чтение, ответы на вопросы по содержанию. | Читают слова Отвечают на вопросы Родственные слова |
Динамическая пауза 1 мин. | | | Личностные: учиться переключаться на другой вид деятельности | |
Применение нового материала 7 мин. | 2. КТО ЧИТАЕТ-ТОТ МНОГО ЗНАЕТ! Чтение текста на странице 6 учебника Словарная работа : -Зачем надо учиться? - Придумайте название рассказа и объясните почему. -Это сказка или быль? Чем быль отличается от сказки? | Отвечают на вопросы. | Регулятивные: - Выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме. Познавательные: - Делать выводы, обобщать знания по полученной информации. | |
Обобщение усвоенного Рефлексия 3 мин. | Методы обучения: словесные Формы обучения: фронтальная; Использование педагогических технологий: проблемно-диалогическая | Регулятивные: - Выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме. - учиться определять степень успешности своей работы -Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. Коммуникативные:- оценивать работу одноклассников. Познавательные: - Делать выводы, обобщать знания по полученной информации. -уметь определять уровень усвоения учебного материала. Личностные: - оценивать свою деятельность | |
- С какой буквой познакомились? - Что вы можете сказать о звуке этой буквы? - А какой секрет узнали? - Довольны ли вы своей работой? - Я тоже довольна вами. - Что было трудно? Что было интересно? Будем еще много работать, чтобы правильно читать и писать слова с сочетаниями ЧА, ЧУ, чтобы вы все справлялись с этим заданием. Урок окончен! Спасибо за работу на уроке! | Учащиеся совместно с учителем обобщают итоги работы, оценивают свою деятельность. Оценивают свою деятельность . Поднимают смайлики Взвод встать! Смирно! Рады стараться! | Программное обеспечение «Игра» |