СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обучения грамоте. Буква Ч.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-сказка знакомит с особенностями звука [ ч ], буквами Ч,ч.

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте. Буква Ч.»



Литературное чтение 1 класс

Тема: Звук [ч]. Буквы Ч, ч.

Тип урока - открытие нового знания

Общая цель урока: знакомство с новой буквой и особенностью звука

Дидактические задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с буквой согласного звука [ч], с особенностью звука, с орфограммами «ча»-чу,формировать умение выделять звук в речи; формировать навык чтения с новой буквой, слогов, слов, текстов; познакомить со сказкой Киплинга

Развивающая: развивать фонематический слух, навык слогового плавного чтения,

Воспитывающая: воспитывать любовь к Родине, культуру поведения на уроке, желание учиться читать.

Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

Электронное сопровождение

Орг. момент

(мотивация, создание комфортной образовательной среды)

1 мин.

-Здравствуйте!

Создание положительного эмоционального настроя учащихся

Я вижу, что вы настроены на работу. Давайте не забывать правила на уроке, чтобы все задачи успели решить.


Все ли правильно сидят? (Да)

Все ль внимательно глядят? (Да)

Все ль готовы слушать?(Да)

Начинаем наш урок!

Раз! Два! Три!

Сказку новую начни!


Учащиеся эмоционально настраиваются на урок

Личностные:

- умения слушать и слышать собеседника;

- настраиваться на учебную деятельность



Повторение.


3 мин.

В одном тропическом лесу жил слон, а точнее сказать слонёнок, который был страшно любопытен. Кого только он не увидит, ко всем пристаёт с расспросами: как? зачем? почему? Вот и вас встретил и спрашивает:

-На какие группы делятся буквы?

-На какие группы делятся буквы гласных звуков?

-На какие группы делятся буквы согласных звуков?

-Какая буква не обозначает звука?

-Что она обозначает?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы

Личностные:

- умения слушать и слышать собеседника;

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний:

Регулятивные:

- выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме,

Коммуникативные: - - слушать и понимать речь других людей;

Лента букв

Артикуляционная зарядка


3 мин.

Сейчас мы поработаем с чистоговорками:

Чу-чу-чу - я на волю улечу.

Чок-чок-чок - черный паучок.
Чи-чи-чи - у солнца теплые лучи.
Ач-ач-ач - шел по полю черный грач.
Оч-оч-оч - наступила ночь.
Уч-уч-уч - это солнышка луч.
Чок-чок-чок - вот веселый хомячок.
Какие скороговорки вы знаете ? Для чего они нужны?

Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.

Учащиеся проговаривают чистоговорки.




Учащиеся проговаривают скороговорку.

Запоминают и учатся проговаривать ее.



Актуализация знаний


5 мин.

Слонёнок приставал к Страусихе и спрашивал, отчего у неё растут перья на хвосте? У Обезьяны он интересовался: зачем ей такой длинный хвост? У Попугая спрашивал, что он делает после завтрака? Вообще, всех, кого встречал слонёнок, всех-всех он о чём-нибудь спрашивал.

А какие подарки приготовили школьники для ребят детского сада?


Учащиеся читают «цепочкой» текст прошлого урока «подарки», отвечают на вопросы




Постановка учебной задачи






1 мин.

Методы обучения: словесный, частично-поисковый

Формы обучения: фронтальная

Приёмы обучения: речь учителя

Использование педагогических технологий: проблемно-диалогическая.

Регулятивные:

- формулировать учебную задачу с помощью учителя;

- планировать совместно с учителем предстоящую работу.

Коммуникативные:

- осознавать познавательное значение умения читать;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;


Однажды он увидел вот такой кактус и сразу спросил: на что он похож? (ч)

А из зарослей послышалось: чайник, чемодан, черепаха, врач, трубач, грач.

- Какой звук чаще других слышится?





- О каком звуке мы будем сегодня говорить на уроке?

- Вы узнаете тайну, связанную с этим звуком.




Активное включение в образовательный процесс

- Согласный мягкий глухой.

- Познакомимся, как звук обозначается знаком-буквой.

- Будем читать слоги и слова с этой буквой.



Открытие нового материала








3 мин.
































5 мин.

Методы обучения: частично-поисковые, наглядные; практические;

Формы обучения: фронтальная; коллективная.

Приёмы обучения: речь учителя; текст учебника; ИКТ; наглядность.

Использование педагогических технологий: проблемно-диалогическая, здоровьесберегающая; информационно-коммуникативная.




Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме,

- выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверног.

Коммуникативные:

- вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками,

Познавательные:

- понимать информацию, представленную в знаково-символической форме;

- осуществлять поиск необходимой информации;

- наблюдать, сравнивать и делать обобщение о «работе» букв «е, ё, ю, я».

- делать выводы.

- с опорой на модели строить связные высказывания.

Обратная связь- осуществлять совместную деятельность













ИД





Программное обеспечение «Смотрим мультфильм»






Программное обеспечение






















Программное обеспечение

(играем вместе)

1. Знакомство с буквой

Звук (Ч) обозначается буквой «ЧЕ»

- На что похожа буква?

Ч-курносый Чайник,

Он большой начальник.

Он клокочет и кипит-

Ложками руководит.



Слонёнок спрашивал у жирафа, отчего у него на шкуре пятна? Что это нацарапано на песке? (слоги) Прочитайте их.



2.На доске слоги ЧУ,ЧА, ЧИ, ЛАН, СЫ

- Прочитайте слоги (хором)

- Работая в парах составьте из этих слогов два слова.

Выделение звука и составление схем слов.

(в парах)



ЧАСЫ ЧУЛАН



3.Упражнения в слышании звука, который будет обозначаться буквой Ч.

Добавьте эти слоги так, чтобы получилось слово!

Ча -часы, чайник, часто, чаща…

Чу – чудо, чулок, чучело, учу…

Че – человек. чемодан. честный, четыре…

Чи – чистый, чинил, учил…


4. Упражнения в чтении слогов-слияний

- С каким гласным вы не читали слогов –слияний?

В этом и заключается еще один секрет нашего языка.

- Хотите знать, почему?

Слонёнок очень испугался и стал вырываться, но Крокодил держал его крепко.



Приготовились помочь слонёнку буквы Я и Ю вырваться, но вдруг другие буквы - А и У опередили ее. Обиделись буквы Я и Ю на всю жизнь и теперь никогда не дружит с буквой Ч.

Приходится вместо всегда писать ЧА и ЧУ.

Вот такая тайна есть в наше языке.



- Поиграем сс слонёнком.

Игра «Помоги Слонёнку»

(чтение слогов)

- Почему один из столбиков пустой?



Произносим согласный звук мягко.



Выходят к доске


- Ч


- Мы ее еще не учили.




Чч

Дети называют слова и называют место звука в слове.



































Звук ш всегда твердый

Динамическая пауза


1 мин.



Личностные: учиться переключаться на другой вид деятельности


Применение нового материала






7 мин.

Методы обучения: словесные (беседа), частично-поисковые, практические, наглядные

Формы обучения: коллективная, фронтальная

Приёмы обучения: текст учебника; ИКТ.

Использование педагогических технологий: информационно-коммуникативные; практические.

Предметные:

- характеризовать звуки;

- выделять указанные звуки, обозначать их буквами;

- проводить звуко-буквенный анализ слова;

- Наблюдать, сравнивать и делать обобщение о второй позиции «работы» букв «е, ё, ю, я»;

- читать слова с буквами Е Ё Ю Я в разных позициях;

- определять количество звуков в буквах Е Ё Ю Я;

- объяснять лексическое значение слов.

Регулятивные:

- слушать и слышать собеседника.

- адекватно восприни-мать оценку учителя, сверстника.

Коммуникативные: - - слушать и понимать речь других людей;

- участвовать в коллективном обсуждении прочитанного.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации.

- с опорой на модели строить связные высказывания.

- выразительно читать предложения,

Обратная связь(линии взаимодействия):

активное включение учащихся в работу с учителем и одноклассниками.






































Слонёнок вырвался от Крокодила, но почувствовал, что его нос стал другим. Он взглянул на своё отражение в воде.

Что изменилось? (появился хобот)

Слонёнок очень расстроился и подумал : «А зачем мне такой длинный нос?»

А и правда, зачем? Как вы думаете?


Теперь Слонёнок мог достать бананы с пальмы, облить себя водой в жаркий день и даже защитить себя от обидчиков!

Как называют того, кто любит спрашивать? (почемучка)



1.Чтение слов с новой буквой

На доске

ЧАСЫ

ЧАСОВОЙ
ЧАСОВЩИК

Какая общая частичка есть в этих словах?

А какие бывают часы?


Работа с учебником стр. 5,

чтение, ответы на вопросы по содержанию.






Читают слова

Отвечают на вопросы

















Родственные слова



















Динамическая пауза


1 мин.



Личностные: учиться переключаться на другой вид деятельности


Применение нового материала








7 мин.

2. КТО ЧИТАЕТ-ТОТ МНОГО ЗНАЕТ!

Чтение текста на странице 6 учебника

Словарная работа :

-Зачем надо учиться?

- Придумайте название рассказа и объясните почему.

-Это сказка или быль?

Чем быль отличается от сказки?




Отвечают на вопросы.

Регулятивные:

- Выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме.

Познавательные:

- Делать выводы, обобщать знания по полученной информации.



Обобщение усвоенного Рефлексия

















3 мин.

Методы обучения: словесные

Формы обучения: фронтальная;

Использование педагогических технологий:

проблемно-диалогическая

Регулятивные:

- Выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме.

- учиться определять степень успешности своей работы

-Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

Коммуникативные:- оценивать работу одноклассников.

Познавательные:

- Делать выводы, обобщать знания по полученной информации.

-уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Личностные:

- оценивать свою деятельность



- С какой буквой познакомились?

- Что вы можете сказать о звуке этой буквы?

- А какой секрет узнали?





- Довольны ли вы своей работой?

- Я тоже довольна вами.

- Что было трудно?

Что было интересно?

Будем еще много работать, чтобы правильно читать и писать слова с сочетаниями ЧА, ЧУ, чтобы вы все справлялись с этим заданием.



Урок окончен!



Спасибо за работу на уроке!







Учащиеся совместно с учителем обобщают итоги работы, оценивают свою деятельность.






Оценивают свою деятельность .

Поднимают смайлики




Взвод встать! Смирно!



Рады стараться!


Программное обеспечение «Игра»





Черепаха обещала
Через Час придти к вокзалу.
Черепаха шла да шла,
ЭлектриЧка Час ждала.
Черепаха опоздала - 
ЭлектриЧка отошла.