Поурочный план учителя Запорожец Е.В.
Дата _______ Класс 1 Урок № ____
Предмет Обучение грамоте (русский язык).
Тема урока Строчная буква ш.
Цель урока Научить писать строчную букву ш; писать слоги, слова с буквой ш; формировать навык письма слов с сочетаниями ши; развивать мелкую моторику рук, фонематический слух, внимание, память, речь.
Планируемые результаты:
Предметные: писать букву ш в соответствии с образцом; сравнивать написанную букву ш с образцом; выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [ш]; писать слоги, слова с изученными буквами, используя приём комментирования; писать правильно имена собственные.
Метапредметные:
Регулятивные: формирование умений: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; выстраивать последовательность необходимых операций; сопоставлять свою работу с представленным образцом.
Коммуникативные: формирование умений: договариваться и приходить к общему решению в совместной учебной деятельности; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с грамматическими нормами речи.
Познавательные: отвечать на вопросы; осуществлять анализ, синтез, сравнение, умозаключения, классификацию, преобразование материала.
Личностные: положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать.
Оборудование: доска, компьютер, телевизор, ксерокопии страницы прописи В.Г.Горецкого, Н.А. Федосова, презентация, наглядный материал (схемы).
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Организационный момент ( 1 мин).
Снова прозвенел звонок,
Мы начнем второй урок
Звуки с буквами пришли
Чтоб в мир знаний нас вести.
Посмотрите, все ли необходимое лежит у вас на парте?
-Каким должно быть настроение, чтобы урок получился удачным? (хорошее, деловое, рабочее).
- Я желаю вам до конца урока сохранять хорошее деловое настроение.
Мотивация учебной деятельности учащихся ( 1 мин).
Улыбнитесь друг другу с этим прекрасным настроением мы продолжаем путешествие по стране письма, где вы учитесь красиво и правильно писать буквы.
Учитель: - Ноги …
Дети: - На месте.
Учитель: - Руки …
Дети: - На месте.
Учитель: - Локти …
Дети: - У края.
Учитель: - Спинка …
Дети: - Прямая.
Создание проблемной ситуации. Организация процесса выведения темы урока и целей урока обучающимися. Совместное планирование учебной деятельности (2 мин).
- Давайте сыграем с вами в игру «Доскажи словечко»
Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно… (шишек)
Я рубашку сшила мишке.
Я сошью ему… (штанишки)
Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные… (шары)
-На какую букву начинались досказанные словечки? (На букву ш).
- Какова же тема нашего урока? (Строчная буква Ш)
- Какие цели поставим на уроке? (Научиться писать букву ш, научиться писать слоги, слова, предложения с новой буквой).
- Давайте вспомним план нашей работы с новой буквой на уроках письма. (РАССМОТРЕТЬ, СРАВНИТЬ, ОПРЕДЕЛИТЬ ЭЛЕМЕНТЫ, НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ).
Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся (2 мин).
- Какую характеристику звуку [ш] вы можете дать? (согласный, твердый, глухой, шипящий).
- Какое правило, касаемое буквы Ш, вы уже знаете?
Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала (15 мин).
5.1. Рассматривание буквы Ш – печатной и прописной.
5.2. Обсуждение в парах сходства и различия печатной и прописной букв Ш. Выступления.
5.3. Определение числа и названия элементов буквы.
-Из каких элементов состоит эта буква?
- А на какие уже изученные нами буквы похожа строчная буква ш? (и,а,н,у,ы,л,м)
5.4. Подготовка руки к письму.
Этот пальчик – маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся
Вместе дело спорится.
5.5. Показ написания прописной буквы Ш.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску (показ образца написания)
Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, ведём вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки закругляем вправо и ведем вверх, снова вниз чуть не доходя до нижней линии рабочей строки закругляем вправо и останавливаемся чуть ниже середины рабочей строки.
5.6. Письмо буквы в воздухе под счет, указательным пальчиком на своей ладошке (под счёт), на спине товарища по парте.
Я тетрадочку открою.
Уголочком положу,
И от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу!
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
5.7. Обводка элементов в тетради под счет.
-Обведите элементы буквы ш;
-узор в широкой строке (безотрывно).
ФИЗМИНУТКА «Раз, два, три…» (1 мин)
5.8. Письмо буквы Ш в тетради.
-Обведите букву в прописях, пропишите.
-Найдите самую красивую букву, подчеркните её и постарайтесь также красиво писать.
Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения) (8 мин).
6.1. Письмо слогов в тетради.
- Прочитайте слоги (ША, ШЕ, ШИ). Внимательно посмотрите на соединение букв в слогах.
- с каким соединением написан первый слог? (нижним)
- с каким соединением написан второй слог?(средним)
- А третий слог? (верхним)
Давайте запишем рядом эти слоги.
ФИЗМИНУТКА (1 мин)
-Сделаем гимнастику для глаз. Смотрим, не поворачивая головы, влево, вправо, влево, вправо, вверх, вниз, вверх, вниз.
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я.
Это вся моя семья
Отгадывание загадки
Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет.
Слого-звуковой анализ слов
ШКОЛА ШКОЛЬНИК
- Возьмите цветные карандаши и выполните слого-звуковой анализ слова ШКОЛА самостоятельно (самопроверка), напишите это слово.
-Как называют ребенка, который ходит в школу? (школьник)
- Закрасьте схему слова (самопроверка), обведите слово.
Первичный контроль. Коррекция (6 мин).
7.1. Чтение и письмо предложения.
- Один – школьник, а много? (школьники).
- Прочитайте предложение на листе, вставив пропущенное слово, опираясь на схему слова: МИША И САША ШКОЛЬНИКИ.
- запишите вместо точек слово школьники.
- Сколько слов в предложении?
- Назовите 1,2,3,4 слово.
- Какие слова написаны с заглавной буквы? Почему?
5. Списывание с печатного текста
—На уроке Окружающего мира мы узнали, что деревья бывают лиственные и хвойные.
—А какие хвойные деревья вы знаете?
— Какие плоды бывают на хвойных деревьях?
— Какие шишки растут на сосне? На ели?
— Образуйте и запишите словосочетания. (Шишки сосновые и еловые)
Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения) (6 мин).
8.1.Запись под диктовку
шу ро мы ля ум он бе
8.2. Составление предложений
Отгадайте загадки.
Пушистая, а не зверь.
Греет, а не печка. Шуба
Бел, да не сахар,
Ног нет, да идёт,
На всех садится,
Никого не боится. Снег
Только по снегу скользят.
По асфальту не хотят.
С горки вниз стремятся сами
Удивительные… Сани
Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла... Зима
- прочитайте слова: зима, снег, шуба, сани (на экране)
- какая общая тема объединяет все эти слова? (зима)
- Составьте предложения на тему «ЗИМА», используя эти слова.
Подведение итогов урока. Рефлексия (2 мин).
— Какую букву учились сегодня писать на уроке?
— Мы выполнили план урока?
— Какое задание вам понравилось больше всего?
— Какое задание было самым трудным?
— Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.
РАССМОТРЕТЬ
БУКВЫ
СРАВНИТЬ
ОПРЕДЕЛИТЬ ЭЛЕМЕНТЫ
НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ
Ш