СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обучения грамоте в 1 класс. Тема: Звуки [з] и [з’], буква З з

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: развивать фонематический слух средствами логоритмики; развитие навыков произношения звуков и употребления букв З з

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте в 1 класс. Тема: Звуки [з] и [з’], буква З з»

Урок обучения грамоте в 1 класс


Ф.И.О.: Кривошеева Екатерина Николаевна Предмет: обучения грамоте

УМК «Перспектива»

Тип урока: открытие новых знаний

Тема

Звуки [з] и [з’], буква З з

Цели

Содержательная: дать представление о звуках [з] и [з’] в словах.

Деятельностная – развитие умения читать слова с изученной буквой «З»

Задачи

Педагогическая: создание условий для развития фонематического восприятия и культуры звукопроизношения

Образовательная: формирование умения характеризовать заданный звук, устанавливать его признаки.

Воспитательная: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой работе

Планируемый результат

Предметные:

ученик умеет различать звуки [з] и [з’] в словах, знать букву З з, читает и составляет слова с изученной буквой;

Личностные: самоорганизация, ценностное отношение к совместной познавательной деятельности, самооценка, установка на здоровый образ жизни.

Метапредметные: развитие словарного запаса, устной монологической речи.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий.

Коммуникативные: работать в парах, помогать друг другу задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания.

Познавательные: моделирование, умение структурировать и обобщать знании; использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Основные

понятия

звуки [з] и [з’], буквы З з.

Межпредметные связи

музыка

Ресурсы:

  • основные

  • дополнительные

учебники, карточки с заданиями для групповой работы; мультимедийный проектор, презентация.

Организация пространства

Методы: словесный, наглядный, практический, репродуктивный Технологии: здоровьесберегающие, игровые технологии , логоритмика, технология сотрудничества, групповые технологии, парное обучение ,ИКТ,

дифференциация.

Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению

запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)


Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований

учебной

деятельности

Учащиеся настраиваются на работу урока.

Учитель настраивает учащихся на работу урока.


-Урок обучения грамоте. Сегодня мы проведем работу с определенными звуками. И познакомимся с буквой, которая их обозначает.


-Готовы к уроку?

1.Организационный момент.






Отвечают на вопросы

Организовать детей.


Проверить готовность к уроку.

Коммуникативны е: умение слушать и слышать.


Личностные: выражение своего настроения.


Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную

деятельность.

II.Актуализация знаний (2 мин)


Цели: развивать фонематический слух средствами логоритмики; развитие навыков произношения звуков и

употребления букв

Развивают навык произношения звуков и употребления букв в словах.



Проговаривают звук, чтобы доказать, что это согласный,

определение звонкости/глухости согласного звука


Отвечают на вопросы




Подбирают слова с

Организует фонетическую зарядку.


Проводит беседу.

Контролирует правильность ответов учеников


  • Послушайте: Озззы-озззы- озззы - стоят у нас морозы.


  • Повторите, послушайте звук, который чаще всего встречается.

-Какой звук чаще встречается? ]

  • Дайте характеристику звуку [ з ]

  • Докажите.

  • Дрожат голосовые связки.

2. Речевая разминка. Логоритмика



Карточка 1




Дети повторяют:

- Озззы-озззы-озззы - стоят у нас морозы.


- Повторяют хором [ з ].


-Звук [ з ]согласный

-Твёрдый.


-Звонкий.

Совершенствова ние навыка произношения звуков; совершенствова ние умения

задавать и отвечать на вопрос



Развивать речь детей.

Познавательные: решение игровой проблемы.



Коммуникативны е: умение слушать и слышать, умение

высказывать свои мысли.



заданным звуком, моделирование слов (зарядка, здоровье) жужжащее чтение, хоровое чтение,

Звуки мы произносим с шумом и голосом.

При затруднении

-Послушайте:Оззза-оззза ледяная роза.

-Повторите. Определите звук, который чаще всего встречается.

- Подберите слова, в которых есть звук [ з ].






Дети повторяют:

- Оззза-оззза ледяная роза.

Подбирают слова



III. Выявления места и причины

затруднений (4 мин)

Цели: развивать фонематический слух;

формирование умения характеризовать заданный звук, устанавливать его признаки.

Развивают навык произношения звуков















Ученики анализируют свои попытки выполнить задание


Фиксируют в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного

- Послушайте: Зззи-зззи-зззи - саночки вези.


  • Повторите, послушайте звук, который чаще всего встречается.


  • Какой звук чаще встречается?

  • Повторите хором [ з’].


  • Дайте характеристику звуку [ з’ ]

-Докажите.

-Докажите


Организует фиксацию интеллектуальных затруднений при выполнении задания.


При затруднении


Послушайте: Озззе-озззе-озззе

  • озябнешь на морозе

3 Логоритмика.


Карточка 2



Дети повторяют:

- Зззи-зззи-зззи - саночки вези.

Отвечют, повторяют

-[ з’]



Звук [ з’]согласный


-Мягкий.

-Звонкий. дрожат голосовые связки. Звуки мы произносим с шумом и голосом.

Актуализиро- вать знания

детей о звуках









определяют звуки


Совершенствова ние навыка произношения звуков

Личностные:

контролируют свои действия.


Познавательные: умение анализировать, сравнивать, классификацирова ть.


Коммуникативны е:умение работать в группе.


Метапредметные: развитие словарного запаса, устной монологической речи.




.



задания.


Развивают навык произношения звуков.


Произносят чистоговорку, выполняют

двигательные упражнения.


Повторите. Определите звук, который чаще всего встречается.

  • Подберите слова, в которых есть звук [ з’]



Организует логоритмическую игру.


  • Какие два звука мы выделили? ([з] [з’])

  • Давайте проговорим чистоговорку с ритмичными движениями.

Я показываю, а вы запоминайте. (Демонстрация учителем)


Озы-озы-озы - стоят у нас морозы.


Озе-озе-озе - озябнешь на морозе.


Зи-зи-зи - саночки вези.


Оза-оза-оза - Не боюсь мороза!



  • Ребята, встаньте. Повторяем вместе



4. Карточка 3

















Логоритмическая игра


(Руки на пояс. Повороты туловища)


(Ритмично похлопывают себя по плечам)

(Ритмично шагают) (Хлопки)


Актуализиро- вать знания

детей о звуках







определяют звуки







Совершенствова ние навыка произношения звуков

Личностные: контролируют свои действия, проявляют старание.


Познавательные: решение игровой проблемы, использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат

деятельности.

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Отвечают на вопросы

Проводит параллель с ранее изученным материалом. Учитель готовит детей к

формулированию темы и цели

5. Двигательные упражнения. Ответы на вопросы. Карточка 4

Совершенствова ние навыка произношения звуков, чтения



(2 мин)


Цель: организация совместного открытия темы урока.




Выполняют

двигательные упражнения








Отвечают на вопросы





Формулируют цели урока.







Учащиеся называют тему урока.

урока.


  • Ребята, еще раз вспомните, какие два звука мы выделили.

  • Кто знает, какой буквой обозначаются звуки [з] [з’].

  • Напишите её в воздухе или изобразите пальчиками. СЛАЙД

  • Найдите букву З. (слайд с алфавитом)

  • Назовите соседей буквы З справа и слева.

  • На что похожа буква З?.


СЛАЙД


  • Замечательно. Молодцы.


  • Над какой темой будем работать

  • Чему будем учиться на уроке? СЛАЙД ЦЕЛИ

Цели: - учиться говорить четко;

    • учиться читать;

    • тренировать память.




- Звуки [ з] [ з'] обозначаются буквой зэ



















Д.: «Звуки [ з] [ з'], буква Зз»

Д.: Читать слова, будем учиться красиво и четко говорить, тренировать память.

слов



Коммуникативны: умение выражать свои мысли.


Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание,

удивление,

желание больше узнать.


Регулятивные : целеполагание, прогнозирование




Метапредметные: учатся анализировать, сопоставлять,

делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.

V. Открытие новых знаний

через

Смотрят презентацию к уроку.

- Чтобы научиться читать правильно, мы должны уметь хорошо читать слоги. Давайте

6.Карточка 5




подводящий диалог.


(4 мин)


Цель: выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.





Читают хором. Поют



Смена вида деятельности для снятия напряжения

потренируемся в чтении слогов.


На слайде поочерёдно появляются слоги за зо зу зы зи

Дети читают хором.


  • А давайте пропоём слоги?

ПОЕМ ВМЕСТЕ


Учитель пропевает, дети повторяют.


  • Молодцы! Мы потренировались в чтении слогов.


Черный слайд




VI. Первичное закрепление


(4 мин)




Отвечают на вопросы




Выполняют задания в парах

- Сейчас, ребята, вам предстоит работа в парах.


  • Вспомните, какие правила при работе в парах надо соблюдать.


  • На партах цветные

конверты. Посмотрите, что в них. Какое задание будем выполнять?


В конвертах слоги ЗА, РЯД, КА, ЗДО, РО, ВЬЕ. И на доске на магнитах карточки слоги крупно.


  • Соберите слова. А Дашу и

7. Карточка 6 .




Д.: Уметь слушать и уметь договариваться.





Конверты с заданием





Д: Составить слова из

формирование у учащихся плавного

слогового

чтения через логоритмичес кие

упражнения.

Коммуникативны: умение выражать свои мысли, умение работать в группе.


Метапредметные: учатся анализировать, сопоставлять,

делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.


Личностные: выражают положительное














Отвечают на вопросы







Читают пословицу

Женю я приглашаю к доске.


  • Посмотрите на доску. Какие слова получились у Даши и Жени? У вас такие же?


  • Давайте хором их прочитаем.


  • Как связаны друг с другом эти слова?


Учитель задает наводящие вопросы


Демонстрация Слайда с пословицей


У.: Ребята, прочитайте вполголоса пословицу.


  • Кто готов прочитать пословицу выразительно?


  • Прочитаем хором.


Слайд

слогов


Дети на местах собирают слова в парах, одна пара в это же время собирает слова на доске


Карточки с ловами:

здоровье, зарядка, указка


Кто делает зарядку, тот здоров. Чтобы быть здоровым, надо делать зарядку.


Пословица «Здоровье в порядке - спасибо

зарядке!»



Ребенок читает Читают хором:

«Здоровье в порядке - спасибо зарядке!»


отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление,

желание больше узнать


Регулятивные:


сравнивать свою работу с образцом

VII.

Самостоятельна я работа


(3 мин)


Цель: создать ситуацию успеха для каждого ученика.

Выполняют задания фронтально

вы знаете, что бывает зарядка для памяти. Помните, что мы поставили цель тренировать память.


Тренируем память


- Возьмите листочки из бумажного конверта.


Прочитайте вполголоса.

8. Карточка 7


Конверты с заданиями 3 варианта (по рядам):


1. Мы зарядку начинаем И на месте все шагаем. Руки вверх подняли выше, Опустили, четко дышим. Раз – два, не зевай, Вместе с нами повторяй!

Читают слова и

предложения с изученной буквой;

Формировани е у учащихся плавного

слогового

Регулятивные: планировать свои действия соответствии с поставленной

задачей, умение устанавливать между личностной целью, действием





- Помогите друг другу выучить строчки, выделенные жирным шрифтом.


Потом каждый ряд расскажет свои строчки.


Слайд


- Итак, ребята время самостоятельной работы закончилось. Посмотрим, что у нас получилось.

  1. Мы зарядку начинаем И на месте все шагаем.

Руки вверх подняли выше,

Опустили, четко дышим. Раз – два, не зевай,

Вместе с нами повторяй!


  1. Мы зарядку начинаем И на месте все шагаем.

Руки вверх подняли выше, Опустили, четко дышим. Раз – два, не зевай, Вместе с нами повторяй!

чтения через логоритмичес кие

упражнения.

и результатом





Коммуникативн ые :слушать и понимать других . Построение высказываний в соответствие с коммуникативны ми задачами

.Сотрудничать в совместном решении

проблемы.

IIX. Этап включения в систему знаний и повторения


(5 мин)


Цель: при возможности довести полученный навык до

автоматизированн ости использования






Фиксируют полученное знание




Смена вида деятельности для снятия напряжения

У.: Первый ряд, встаньте, пожалуйста. Хором дружно расскажите свои слова.


(На слайде появились первые две строчки)


  • Спасибо. Садитесь.


  • Второй ряд, встаньте, пожалуйста. Слушаем вас.


(На слайде появились следующие две строчки)


  • Спасибо. Садитесь.

Послушаем третий ряд.


(На слайде появились

Стихотворение:


Мы зарядку начинаем И на месте все шагаем.

Руки вверх подняли выше, Опустили, четко дышим. Раз – два, не зевай, Вместе с нами повторяй!

формирование у учащихся плавного

слогового

чтения через логоритмичес кие

упражнения.



Личностные: адекватное понимание причин

успеха/неуспеха в учебной

деятельности, ценностное отношение к своему здоровью.


Познавательные умение задавать и отвечать на вопросы










Читают со слайда текст стихотворения все вместе


Выполняют ритмичные движения и проговаривают текст стихотворения

последние две строчки)


- Спасибо! Садитесь.


- Молодцы! Я уверена, что теперь мы сможем

рассказать стихотворение все вместе.


- Повторим с ритмичными движениями.


Показ учителя логоритмического упражнения


теперь вместе.


Слайд






Логоритмика:


Мы зарядку начинаем

(Щелчки)

И на месте все шагаем.

(Шагают)

Руки вверх подняли выше, (Поднимают руки) Опустили, четко дышим. (Дышат в паузе)

Раз – два, не зевай,

(ДЫХАНИЕ)

Вместе с нами повторяй!

(ХЛОПКИ)




Регулятивные: планировать свои действия соответствии с поставленной

задачей, умение устанавливать между личностной целью, действием и результатом


Личностные: контролируют свои действия, проявляют старание.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке


(5 мин)


Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной

деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа

Соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.



Отвечают на вопросы







Оценивают свои действия на уроке

  • Подведём итог. С какими звуками работали?

Какой буквой обозначаются эти звуки?


У.: Какой вид работы больше понравился?


У.: Что запомнили?


У.: Ребята, в начале урока мы с вами ставили цели


.


  • Поднимите левую руку, кто старался говорить чётко?




9. Слайд с целями.


Цели:

  • учиться говорить четко;

  • учиться читать;


  • тренировать память


Личностные:

  • формирование самоидентификац ии, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,

  • формирование границ собственного

«знания « и

«незнания».


Познавательные умение задавать и отвечать на


действия.


  • Поднимите правую руку, кто старался при чтении.

  • Встаньте те, кто смог запомнить стихотворение.


  • Зззздорово, зззззамечательно. Зззвеззздочки мои!



вопросы


Регулятивные:

  • восприятие оценки учителя,

  • адекватная самооценка.


Познавательные:

  • построение речевого высказывания в устной и письменной

форме,

  • анализ,

  • синтез,

  • установление причинно- следственных

связей.

X. Домашнее задание


Цель: создать ситуацию успеха для каждого ученика.

Слушают информацию о домашнем задании



Выбирают по желанию тип задания на дом

Предлагаю творческие задания на выбор:


-Ребята, кто хочет, сочините свою чистоговорку со звуками [з] [з’], а может кто – то вместе с родителями сочинит свое стихотворение.


-А может быть вы захотите прочитать очень интересную историю…

тогда после урока можете взять текст из этой коробочки.


те, кто любит рисовать

  1. «Творческие задания»


    1. ЗВЕЗДОЧКА

«Чистоговорка»





    1. ЗВЕЗДОЧКА

«Увлекательное чтение»




    1. ЗВЕЗДОЧКА

Структурируют и обобщают знания; используют общие приемы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат

деятельности

Регулятивные- планировать свои действия в соответствии с поставленной

задачей, умение устанавливать связь между личностной целью, действием и результатом.


Личностные: адекватное понимание причин




могут оживить букву З (ПОКАЗ)


Возьмете задание вот из этой коробочки.


УРОК ОКОНЧЕН!

«Волшебное рисование»


успеха/неуспеха в учебной

деятельности.