Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I. Организация начала урока Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок. Приветствие учащихся. Приветствие гостей. | Фронтальная. Словесный. Слово учителя. | – Проверьте свою готовность к уроку. – Поприветствуем гостей. Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Интересные заданья, Игры, шутки – всё для вас! За работу, в добрый час! | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. | Фронтальный. Наблюдение учителя. |
II. Актуализация знаний Дидактическая игра, актуализация знаний о звуках и буквах, изученных ранее. | Фронтальная. Словесный. | – Давайте вспомним, что мы уже знаем о буквах и звуках. Для этого я предлагаю вам сыграть в игру «ДА-НЕТ». Я буду задавать вопросы. А вы если хотите ответить «да», то поднимаете обе руки вверх, если «нет» - то не меняете положения рук. - Верно ли, что буквы а, о, у, ы – обозначают гласные звуки? - Верно ли, что буквы б, в, г, д – обозначают глухие согласные звуки? - Верно ли, что буквы и, я, е – обозначают твердые согласные звуки? - Верно ли, что звук [ч] - всегда мягкий? - Верно ли, что ь – гласная буква, обозначающая мягкий согласный звук? - Верно ли, что произносим и слышим буквы, а видим и пишем звуки? - Верно ли, что мы знаем, что две гласные буквы, которые стоят в начале слова и после гласной буквы, обозначают 2 звука? – Отлично. | Верно. Не верно. Не верно. Верно. Не верно. Не верно. Верно. | Фронтальный. Наблюдение учителя. |
III. Постановка учебной задачи Используется электронное приложение к учебнику «Русская азбука» В. Г. Горецкого и др. (CD). Страница буква Ш,ш. | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя. | – Отгадайте о чем это: Его произносит змея И ежик, сердитый немножко, Спускающий шарик и я, - Но только не так - понарошку! – Посмотрите внимательно на картинку и найдите на ней слова со звуком [ш]. – Вот мы и вспомнили, с какой буквой и каким звуком познакомились на предыдущем уроке. – Что мы уже знаем о звуке [ш]? – С какой буквой и каким звуком мы будем работать сегодня на уроке? – Отгадайте загадку о транспортном средстве, при написании названия которого используется буква Ш: С теплым воздухом шар, А под ним корзинка, Под ногами земля – Словно на картинке. (воздушный шар) – Вот воздушный шар, который будет подниматься все выше и выше, благодаря нашим знаниям, полученным на этом уроке. Правда, он у нас одноцветный, но в конце занятия мы его постараемся раскрасить. | Звук [ш]. Шапка, мышка, мешок, хлопушка, мишка, машина и т.д. | Фронтальный. Наблюдение учителя. |
IV. Закрепление знаний и способов действий 1. Загадки. Печатание слов. Отгадывание загадок, представленных в презентации. Печатание отгадок в тетради. Составление звуковой схемы с использованием электронного приложения к учебнику «Русская азбука» В. Г. Горецкого и др. (CD). | Коллективная. Словесный, наглядный. | – Откройте тетради. Раскрасьте красным цветом флажок и приготовьтесь отгадывать загадки. Отгадки мы напечатаем в тетради, а к последней составим звуковую схему. Залатать плохой башмак Без него нельзя никак. На иглу оно похоже И поранить палец может. – Как напечатаем слово «шило»? – Давайте вспомним стихотворение-подсказку, которое поможет нам правильно написать это слово. Повторим его вместе: Шиповник, шины, камыши, Машины и карандаши. Все сочетания с ШИ Ты только с буквой И пиши! Теперь простуды не боимся И среди луж мы веселимся. Гулять пойдём сейчас с Алёшей, Наденем на ноги … Кто-то свяжет, кто сошьёт, Ту, что на голове живёт, И в мороз не заменима, Уши вам согреет в зиму. – Теперь вместе составим схему слова «шапка». – Сколько слогов в этом слове? – Как звучит первый слог? – Сколько звуков в нем? – Как мы их слышим? – Как звучит второй слог? – Сколько звуков в нем? – Как мы их слышим? – Какой слог ударный? Что надо сделать, чтоб определить это? – Какой первый звук в этом слоге? – А второй? – Третий? – Четвертый? | Открывают тетради и раскрашивают флажок, настраиваются на отгадывание загадок. Шило Ши-ло Повторяют хором стихотворение-подсказку. Галоши Шапка Два Шап Три Как слог-слияние и отдельный звук Ка Два Как слог-слияние Первый. Позвать слово. Ш-согласный, твердый. А-гласный, ударный. П-согласный, твердый К-согласный твердый А-гласный, безударный | Коллективный. Устные ответы, комментированное письмо. |
2. Физминутка. | Коллективная. Практический. | Раз – подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. | Выполняют движения по тексту. | Коллективный. Правильное выполнение движений. |
3. Развитие связной речи. «Шутки». Работа с учебником, стр. 22. | Коллективная. Словесный. Чтение, беседа. | – Откройте учебники на стр. 22. Прочитаем текст «Шутки» как пчелки. Они когда трудятся, то жужжат, так и мы будем трудиться-читать текст, пожужжим. Приступили. – Что сделала мышка? – Кого она пригласила? – Что случилось? Почему? | Читают текст. Отвечают на вопросы. Мышка сушек насушила. Пригласила мышек. Кушать сушки стали и сломали зубки. Т.к. очень сухие сушки были. | Коллективный. Чтение, беседа. |
4. Дидактическая игра «Продолжи слово». Работа с учебником, стр. 22. | Групповая. Словесный, практический. Игра. | – На странице 22 вам предлагается игра «Продолжи слово». Необходимо продолжить цепочку слов, изменяя одну букву: мышка→мошка→ кошка→кочка→… | Называют слова. Например: …точка→мочка→… | Групповой. Устные ответы. |
5. Минутка отдыха для глаз. | Коллективная. Практический. | – Наши глазки потрудились, пришло время им немного отдохнуть. Сейчас выполним несколько упражнений для наших глаз: · зажмуриться, открыть глаза; · посмотреть за окно; · посмотреть вверх, вниз, вправо, влево; · поводить глазами из стороны в сторону, кругами, восьмёрками. | Выполняют движения. | Коллективный. Правильное выполнение движений. |
6. Развитие связной речи. Составление рассказа по картинкам. Используется электронное приложение к учебнику «Русская азбука» В. Г. Горецкого и др. (CD). Составляют рассказ по картинкам про Дедушку Лесовичка, мышек и мишку, используется диск. Затем слушают готовый рассказ с диска и смотрят мультфильм. | Коллективная. Словесный, наглядный. Рассказ. Работа с рисунком. | – А теперь посмотрите на серию картинок, по ним надо составить текст. – Что такое текст? – Попробуйте составить к каждой картинке по предложению, так чтоб вместе получился связный текст. – А теперь давайте послушаем рассказ, который составили авторы учебника. | Текст - это несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Составляют предложения по серии картинок. предложенных на диске. Слушают рассказ, воспроизводимый с электронного приложения к учебнику. | Коллективный. Устные ответы. Рассказ. |
7. Развитие связной речи. «Машины – помощники человека» Рассматривают рисунки, называют машины, рассказывают о них. Читают рассказ по ролям. | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, рассказ, работа с рисунком. | – Рассмотрите рисунки на стр.23. Составьте рассказ о том, что делают эти чудо-машины. – Прочитайте рассказ «Шум, Машина и Тишина», как пчелки. Они когда трудятся, то жужжат, так и мы будем трудиться-читать текст, пожужжим. Приступили. – Давайте теперь попробуем прочитать его по ролям. Но сначала ответьте на вопрос: что такое диалог? – Теперь распределим наши роли:… – Приступим к чтению. | Скорая помощь-помогает быстро оказаться в нужном месте и оказать помощь пострадавшим. Молоковоз-перевозит молоко на дальние расстояния. Грузовая машина перевозит различные грузы. И т.д. жужжащее чтение Диалог – это беседа между двумя или более людьми. Участвуют в распределении ролей и читают под руководством учителя. | Фронтальный. Чтение, устные ответы, рассказ. |
V. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная. Слово учителя. | – А теперь вернемся к нашему воздушному шару. - Перед вами пузырьки воздуха трех цветов. Если на уроке вам было очень интересно, то выберите пузырек красного цвета. Если – не очень интересно, то зеленый пузырек. Если вы скучали на нашем уроке, то выберете синий пузырек. – Посмотрите, какой красивый, пестрый воздушный шар у нас получился. Он высоко взлетит, благодаря нашим знаниям. Ведь чем больше мы узнаем на уроках, тем больше мы знаем об окружающем нас мире, тем шире наши горизонты. – Спасибо всем за работу. | Делают выбор и подносят к доске. С помощью учителя прикрепляют свой шарик на картинку. Слушают учителя. | Индивидуальный, фронтальный. |