Урок обучения грамоте в 1-м классе на тему
"Звуки [х], [х']. Буквы Х, х"
учитель начальных классов Чекина Е.А.
Педагогическая цель
Создать условия для ознакомления учащихся с согласными глухими звуками [х], [х’], буквой Х, х; развития речи, памяти, логического мышления
Тип урока
Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные)
Выделяют звуки [х] и [х’] из слов; выполняют слого-звуковой анализ слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; озаглавливают текст, анализируют пословицы
Личностные результаты
Проявляют уважение к хлебу, к людям, которые его производят
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: определяют цель выполнения заданий на уроке.
Познавательные: общеучебные – отвечают на простые вопросы учителя, находят нужную информацию в учебнике; логические – осуществляют анализ пословиц.
Коммуникативные: участвуют в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях
Ход урока.
Орг.момент
Доброе утро, ребята! Рада вас сегодня всех видеть! Посмотрите на соседа по парте, улыбнитесь друг другу.
Соприкасаемся пальчиками
с соседом по парте и говорим:
желаю (большой)
успеха (указательный)
большого (средний)
во всем (безымянный)
и везде (мизинец).
Здравствуй (вся ладонь).
– Проверим готовность к уроку
Речевая разминка
Чтение — лучшее учение. (Пословица написана на доске.)
Прочитаем, четко выговаривая все звуки.
Что вы прочитали?
Почему так говорят?
Верно, кто много читает, тот много знает.
Какой звук в этой пословице встречается чаще?
Что вы знаете об этом звуке?
Где «живет» эта буква?
Повторение, актуализация знаний.
Начнём наш урок с игры «Верите ли вы?»
Верите ли вы, что…
Звуки бывают гласные и согласные? (да)
Гласные звуки не поются? (нет)
Согласные звуки произносятся с преградой?(да)
Согласные бывают звонкие и глухие? (да)
Гласные а, у, ы показывают мягкость согласных звуков? (нет)
Гласные е, ё, я, обозначают по 2 звука?(да)
Звуки [ж] ,[ш] всегда мягкие? (нет)
Есть буква, не имеющая звука?(да)
Звуки мы видим и пишем.(нет)
На письме звук обозначается буквой ? (да)
Что мы сейчас делали в игре? (повторили)
Формулирование темы урока, постановка целей.
Произнесите все вместе этот звук.
Знаком ли он нам?
Кто догадался, какая будет тема урока?
Чему мы научимся? (Узнаем новую букву и её звук, будем читать с ней слоги, слова, предложения, будем развивать речь, память, воспитывать усидчивость, терпение.)
Что мы сейчас учились делать? (Ставили цели перед собой)
Изучение нового.
Знакомство со звуками
Что вы узнали о новом звуке?
Он гласный или согласный? Почему?
Он звонкий или глухой? Почему?
Что можно сказать о твёрдости-мягкости?
Дайте полную характеристику по схеме.
Х- согласный и глухой.
Звук он шумный, щелевой.
Очень длительно звучит,
Будто кто во сне храпит.
Назовите свои слова с этим звуком. Определите его место в слове. (хурма, хор, мох, хижина, уха, хинкали, халва, хачапури)
Какие профессии начинаются со звука Х? (химик, хирург, хореограф, художник, хоккеист)
Названия, каких городов начинаются на звук Х? (Хабаровск, Харьков, Хиросима, Хайфа, Ханой).
Каких сказочных героев на букву Х вы знаете? ( Хаврошечка из русской народной сказки, Хрюша из телепередачи «Спокойной ночи, малыши», Хома из сказки про "Хому и суслика", старик Хоттабыч из сказки Л. Лагина)
ВЫВОД:
Звуки [х], [х’] – согласные, всегда глухие, могут быть тв., мяг., непарный.
Давайте посмотрим, где может жить новый звук?
Знакомство с буквой
Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами «ха» - строчной (маленькой). «Ха» - большой (заглавной).
Зачем нужна заглавная буква? (Имена собственные и начало предложений пишутся с большой буквы, а остальные слова – с маленькой)
На что похожа буква Ха? Буква Ха похожа на двойное перечёркивание, её легко запомнить. А еще букву Ха используют в игре «крестики-нолики»
ФИЗМИНУТКА
Потрудились, теперь отдохнём.
Хомка, хомка, хомячок.
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Закрепление пройденного.
а). Беседа о хлебе.
Х- очень важная буква. С неё начинается самое дорогое, самое важное слово- хлеб.
Почему для людей так важен хлеб?
Как он к нам пришел на стол?
Легко ли выращивать хлеб?
Как надо относиться к хлебу?
Почему именно к хлебу у россиян особое отношение?
Обсуждение темы «Без труда хлеб не родится никогда» нужно начать с проблемного вопроса:
Именно хлеб в течение многих веков был основой питания российского крестьянства. Пока в доме оставалось хоть немного хлеба, это считалось ещё не крайней бедностью: можно было поесть тюрю — размоченный в воде чёрствый чёрный хлеб с репчатым луком, солью и водой. Когда фашисты в 1941 году заблокировали город Ленинград (ныне Санкт-Петербург) и разбомбили продовольственные склады, ленинградцам по льду Ладожского озера под немецкими бомбёжками доставляли именно хлеб, чтобы жители не умерли с голода. Учитель: «А какой хлеб едят у вас в семье? Чёрный (ржаной) хлеб является основой культурной традиции питания именно русского человека. В других странах рожь не сеют или почти не сеют и ржаного хлеба не едят. Оказавшись в Европе, россиянин тоскует именно по ржаному хлебу. Этот хлеб полезнее белого (пшеничного)».
Рассмотрите иллюстрацию на стр. 38. Что изображено в центре? (Полотенце, каравай хлеба и солонка с солью.)
Что изображено в правом верхнем углу?
Кого принято встречать хлебом и солью?
Для чего это делают?
Каким изображено солнышко?
Где выращивают хлеб?
Что изображено в нижней части иллюстрации? (Серп и пшеница)
Какую роль в жизни человека играет пшеница?
Что изображено на заднем плане иллюстрации? (Собор и сельские дома)
Почему солнцу, звездам и месяцу отведена большая часть иллюстрации?
(от явлений природы зависит урожай зерновых).
Что находится выше неба и звезд? (Боги, Дева Мария с маленьким Иисусом. Люди обращаются с молитвами об урожае к Богу.)
Прочитайте пословицы под картинкой. Чему они нас учат?
( в пословицах содержится народная мудрость)
Завершается обсуждение материала выборочным чтением «читающими» детьми пословиц о хлебе на с. 38
б) Работа в азбуке стр. 39.
Прочитаем слоги. Что о них можно сказать?
Прочитаем слова, напечатанные черным цветом. Что можно сказать о словах?(антонимы, ед.ч. мн.ч.)
Рассмотрите картинку. Что видите? О чем будет текст?
(Чтение текста). Оправдалось ли наше предположение? О каких приметах осени говорится в тексте?
Почему до холодов надо убрать хлеб?
Какие машины работают на полях?
Какое время года наступит после осени?
Что дрожит от холода?
Какими становятся дни?
Где появился ледок?
Что надо убрать с полей до холодов?
Озаглавьте текст
Как назовем текст? (уборка хлеба)
Сколько букв Х в тексте? (6)
в) Работа со звуком, закрепление.
Слушая стихотворение, хлопните в ладоши, если услышите звук Х:
Хорёк ходил на ёлку к волку,
Унёс хлопушку втихомолку.
Теперь хорёк своей хлопушкой
Зверей пугает, словно пушкой.
Рефлексия
Расскажите о букве, которую узнали на уроке.
Чему научил вас урок?
Чья работа из ваших товарищей вам понравилась больше всего? Почему?
Оцените свои достижения на уроке с помощью сигналов-смайликов.