СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обучения грамоте в 1-м классе на тему "Звуки [х], [х']. Буквы Х, х"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте в 1-м классе на тему "Звуки [х], [х']. Буквы Х, х"»

Урок обучения грамоте в 1-м классе на тему

"Звуки [х], [х']. Буквы Х, х"

учитель начальных классов Чекина Е.А.


Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с согласными глухими звуками [х], [х’], буквой Х, х; развития речи, памяти, логического мышления

Тип урока

Решение учебной задачи


Планируемые результаты (предметные)

Выделяют звуки [х] и [х’] из слов; выполняют слого-звуковой анализ слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; озаглавливают текст, анализируют пословицы

Личностные результаты

Проявляют уважение к хлебу, к людям, которые его производят

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: определяют цель выполнения заданий на уроке.

Познавательные: общеучебные – отвечают на простые вопросы учителя, находят нужную информацию в учебнике; логические – осуществляют анализ пословиц.

Коммуникативные: участвуют в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях





Ход урока.

  1. Орг.момент

Доброе утро, ребята! Рада вас сегодня всех видеть! Посмотрите на соседа по парте, улыбнитесь друг другу.


Соприкасаемся пальчиками 
с соседом по парте и говорим:

желаю (большой)

успеха (указательный)

большого (средний)

во всем (безымянный)

и везде (мизинец).

Здравствуй (вся ладонь).

– Проверим готовность к уроку


Речевая разминка

Чтение — лучшее учение. (Пословица написана на доске.)

  • Прочитаем, четко выговаривая все звуки.

  • Что вы прочитали?

  • Почему так говорят?

  • Верно, кто много читает, тот много знает.

  • Какой звук в этой пословице встречается чаще?

  • Что вы знаете об этом звуке?

  • Где «живет» эта буква?


  1. Повторение, актуализация знаний.

  • Начнём наш урок с игры «Верите ли вы?»

  • Верите ли вы, что…

  • Звуки бывают гласные и согласные? (да)

  • Гласные звуки не поются? (нет)

  • Согласные звуки произносятся с преградой?(да)

  • Согласные бывают звонкие и глухие? (да)

  • Гласные а, у, ы показывают мягкость согласных звуков? (нет)

  • Гласные е, ё, я, обозначают по 2 звука?(да)

  • Звуки [ж] ,[ш] всегда мягкие? (нет)

  • Есть буква, не имеющая звука?(да)

  • Звуки мы видим и пишем.(нет)

  • На письме звук обозначается буквой ? (да)

  • Что мы сейчас делали в игре? (повторили)


  1. Формулирование темы урока, постановка целей.

  • А теперь скажите - КАК ХРАПИТ МИШКА В БЕРЛОГЕ ЗИМОЙ? «Ххххх»

  • Произнесите все вместе этот звук.

  • Знаком ли он нам?

  • Кто догадался, какая будет тема урока?

  • Чему мы научимся? (Узнаем новую букву и её звук, будем читать с ней слоги, слова, предложения, будем развивать речь, память, воспитывать усидчивость, терпение.)

  • Что мы сейчас учились делать? (Ставили цели перед собой)

  1. Изучение нового.

  1. Знакомство со звуками

  • Мы с вами сейчас исследуем этот звук в словах ХЛЕБ и КРОХИ (на доске схемы слов)

  • Что вы узнали о новом звуке?

  • Он гласный или согласный? Почему?

  • Он звонкий или глухой? Почему?

  • Что можно сказать о твёрдости-мягкости?

  • Дайте полную характеристику по схеме.

Х- согласный и глухой.

Звук он шумный, щелевой.

Очень длительно звучит,

Будто кто во сне храпит.

  • Назовите свои слова с этим звуком. Определите его место в слове. (хурма, хор, мох, хижина, уха, хинкали, халва, хачапури)

  • Какие профессии начинаются со звука Х? (химик, хирург, хореограф, художник, хоккеист)

  • Названия, каких городов начинаются на звук Х? (Хабаровск, Харьков, Хиросима, Хайфа, Ханой).

  • Каких сказочных героев на букву Х вы знаете? ( Хаврошечка из русской народной сказки, Хрюша из телепередачи «Спокойной ночи, малыши», Хома из сказки про "Хому и суслика", старик Хоттабыч из сказки Л. Лагина)


ВЫВОД:

  • Звуки [х], [х’] – согласные, всегда глухие, могут быть тв., мяг., непарный.

  • Давайте посмотрим, где может жить новый звук?

  1. Знакомство с буквой

  • Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами «ха» - строчной (маленькой). «Ха» - большой (заглавной).

  • Зачем нужна заглавная буква? (Имена собственные и начало предложений пишутся с большой буквы, а остальные слова – с маленькой)

  • На что похожа буква Ха? Буква Ха похожа на двойное перечёркивание, её легко запомнить. А еще букву Ха используют в игре «крестики-нолики»


ФИЗМИНУТКА

Потрудились, теперь отдохнём.

Хомка, хомка, хомячок.

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.



  1. Закрепление пройденного.

а). Беседа о хлебе.

  • Х- очень важная буква. С неё начинается самое дорогое, самое важное слово- хлеб.

  • Почему для людей так важен хлеб?

  • Как он к нам пришел на стол?

  • Легко ли выращивать хлеб?

  • Как надо относиться к хлебу?

  • Почему именно к хлебу у россиян особое отношение?

Обсуждение темы «Без труда хлеб не родится никогда» нужно начать с проблемного вопроса:

  • «Почему именно к хлебу у россиян особое отношение?»

Именно хлеб в течение многих веков был основой питания российского крестьянства. Пока в доме оставалось хоть немного хлеба, это считалось ещё не крайней бедностью: можно было поесть тюрю — размоченный в воде чёрствый чёрный хлеб с репчатым луком, солью и водой. Когда фашисты в 1941 году заблокировали город Ленинград (ныне Санкт-Петербург) и разбомбили продовольственные склады, ленинградцам по льду Ладожского озера под немецкими бомбёжками доставляли именно хлеб, чтобы жители не умерли с голода. Учитель: «А какой хлеб едят у вас в семье? Чёрный (ржаной) хлеб является основой культурной традиции питания именно русского человека. В других странах рожь не сеют или почти не сеют и ржаного хлеба не едят. Оказавшись в Европе, россиянин тоскует именно по ржаному хлебу. Этот хлеб полезнее белого (пшеничного)».

  • Рассмотрите иллюстрацию на стр. 38. Что изображено в центре? (Полотенце, каравай хлеба и солонка с солью.)

  • Что изображено в правом верхнем углу?

  • Кого принято встречать хлебом и солью?

  • Для чего это делают?

  • Каким изображено солнышко?

  • Где выращивают хлеб?

  • Что изображено в нижней части иллюстрации? (Серп и пшеница)

  • Какую роль в жизни человека играет пшеница?

  • Что изображено на заднем плане иллюстрации? (Собор и сельские дома)

  • Почему солнцу, звездам и месяцу отведена большая часть иллюстрации?

(от явлений природы зависит урожай зерновых).

  • Что находится выше неба и звезд? (Боги, Дева Мария с маленьким Иисусом. Люди обращаются с молитвами об урожае к Богу.)

  • Прочитайте пословицы под картинкой. Чему они нас учат?

( в пословицах содержится народная мудрость)

Завершается обсуждение материала выборочным чтением «читающими» детьми пословиц о хлебе на с. 38


б) Работа в азбуке стр. 39.

  • Прочитаем слоги. Что о них можно сказать?

  • Прочитаем слова, напечатанные черным цветом. Что можно сказать о словах?(антонимы, ед.ч. мн.ч.)

  • Рассмотрите картинку. Что видите? О чем будет текст?

  • (Чтение текста). Оправдалось ли наше предположение? О каких приметах осени говорится в тексте?

  • Почему до холодов надо убрать хлеб?

  • Какие машины работают на полях?

  • Какое время года наступит после осени?

  • Что дрожит от холода?

  • Какими становятся дни?

  • Где появился ледок?

  • Что надо убрать с полей до холодов?

  • Озаглавьте текст

  • Как назовем текст? (уборка хлеба)

  • Сколько букв Х в тексте? (6)

в) Работа со звуком, закрепление.

Слушая стихотворение, хлопните в ладоши, если услышите звук Х:

Хорёк ходил на ёлку к волку,

Унёс хлопушку втихомолку.

Теперь хорёк своей хлопушкой

Зверей пугает, словно пушкой.


  1. Рефлексия

  • Расскажите о букве, которую узнали на уроке.

  • Чему научил вас урок?

  • Чья работа из ваших товарищей вам понравилась больше всего? Почему?

  • Оцените свои достижения на уроке с помощью сигналов-смайликов.