Урок обучения грамоте в 1-м классе
Урок по теме "Буква Я, я. Звуки [йа], [а] "
Тип урока: изучение нового материала Цели:
Образовательные:
-формировать умение находить в словах букву Я;
- знать, какие звуки она обозначает;
- читать слова с этой буквой;
- совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию;
- способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.
Ход урока
1. Включение в учебную деятельность
- Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
-Давайте поприветствуем наших уважаемых гостей, улыбнёмся друг другу.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
2. Речевая разминка.
- Разминаем язычок, вспоминаем скороговорки. (Ребята проговаривают изученные раннее скороговорки)
3. Актуализация знаний
К нам на урок залетела тучка, из нее посыпались снежинки, но снежинки необычные, на каждой из них буква. Составьте из этих букв слова.
- Расселите эти буквы в домики?
Назовите группу согласных, гласных. Почему именно эти буквы вы отнесли к согласным, гласным?
- На землю упали такие снежинки: О А Е У
Назовите среди букв на этих снежинках особую? (Е)
Почему она особая? (В начале слова и после гласной обозначают два звука.)
4. Чтение слов.
1) -Назовите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее?
Зима, мороз, узоры, Попенки, ели
2) -В каком слове есть хитрая буква?( Ели)
- Почему?( обозначает два звука)
5. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и буквой. А вначале отгадайте загадку:
Круглые, румяные
Мы растем на ветках:
Любят нас и взрослые
И маленькие детки. ( ЯБЛОКИ )
- Произнесите слово яблоки по слогам.
- Сколько в слове слогов? (3 слога)
- Первый ряд произнесет только первый слог? ( яб)
- Второй ряд произнесите второй слог? (ло)
- Третий ряд произнесите третий слог? (ки)
- Произнесите только звук, который мы слышим в начале слова. [ЙА ]
- Слияние какого согласного звука с гласным вы слышите? [Й и А]
- Какой согласный звук примыкает к нему? [ Б ]
- Кто пойдет к доске и составит схему к этому слову?
(Ученик у доски составляет схему к слову).
6.Знакомство с буквой.
Два звука, образовавших слияние [Й А], принято обозначать не двумя буквами, а одной. И такой буквой является буква Я.
И сегодня она королева нашего урока.
- Буква Я шагает гордо.
Всем на свете буква Я.
Доложить готова:
- А вы знаете, кто Я?
Вы не знаете, кто Я.
Я не только буква Я -
Буква,
Слог и слово Я!
Буква Я говорит, что она не только буква, но и слог и слово. Приведите примеры, где буква Я будет слогом, (словом).
Доска: Я, яма, Зоя.
- Прочитайте слова, составьте к ним схемы.
Сколько букв в слове Я? Звуков?
Сколько букв в слове ЯМА? Звуков?
Сколько букв в слове Зоя? Звуков?
Сколько букв в слове Витя? Звуков?
Почему везде звуков оказалось больше, чем букв? Когда буква Я обозначает два звука?
Итак, сделаем вывод: Буква я после гласной обозначает 2 звука [й а ]
Эту букву назвали хитрой еще и потому, что она может обозначать и один звук [а] , если стоит после согласного.
- Давайте найдем букве Я место для проживания в нашем домике. (она будет жить на первом этаже в домике для гласных) Ничего не перепутали? Докажите, пропойте этот звук. Все верно.
8. Физминутка.
Если в слове, которое я произнесу, есть Я - приседают мальчики, если нет - девочки.
Яблоня, ворона, ящик, валик, янтарь, пила, моя, страна, родная, Родина
7.Работа по учебнику. С.98-99
1) Чтение слов
- Назовите слова, в которых буква я обозначает 2 звука. Почему?
-Назовите слово, в котором буква я обозначает один звук. Почему? Назовите звук.
Что такое Родина? (Высказывания детей)
-Послушайте стихотворение «Родина», которое нам подготовили девочки.
Родина – это святое,
Малое и большое.
Родина в детском сердечке –
Отчего дома крылечко.
Родина – запах ромашки,
Кляксы на промокашке.
Родина – пени раздолье,
Родина – хлебное поле,
Родина – мамины руки,
И колыбельные звуки.
Родина там, где родился –
Там, говорят, пригодился.
- Как вы понимаете слова Родина там, где родился – Там, говорят, пригодился.
2) Чтение текста о Родине.
- Кто рассказывает нам о своей стране?
- Где расположена страна мальчика?
- Что мальчик рассказывает о своей стране?
- Как вы думаете, как называется страна мальчика? (Россия)
- Как вы догадались?
Хороших государств и земель много, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина.
Работа учебнику
Чтение рассказа «Корни»
– О чем говорится в тексте?
– Чего боялся Стан?
– Что ему посоветовал дед?
– Как вы понимаете слова деда? (У человека тоже есть «корни» - это его семья, друзья, близкие люди. Они всегда придут на помощь в тяжёлую минуту.)
VI. Итог урока
– С какой буквой мы работали сегодня?
– Что вы о ней узнали? Когда буква Я обозначает два звука?
– Кому сегодня было сложно?
– У кого всё получилось?
– К нам в класс опять залетела тучка. Я предлагаю всем кому понравился урок прикрепить к тучке снежинку, а кому было сложно и не очень интересно прикрепить капельку дождя.
– Вы сегодня все молодцы!
– Спасибо за урок.
– Урок окончен.