СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обучения грамоте по теме " Слог"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обучения грамоте по теме " Слог"

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте по теме " Слог"»

Урок обучения грамоте по теме "Слог"





Тип урока: изучение нового материала.

Объектом исследования на уроке является фонетическая единица – слог. При подготовке к уроку были учтены программные требования: по работе над понятием «слог», умением делить слова на слоги, определением количества слогов в слове, практической значимостью слога.

Цель: Создать условия для знакомства со слогообразующей ролью гласных.

Задачи:

1. Образовательные:

- научить учащихся делить слова на слоги;

- выяснить практическую значимость слога;

- формировать навык чтения;

- продолжить работу по обогащению словарного запаса детей.

2. Развивающие:

- содействовать развитию фонематического слуха, речи, внимания, мышления;

- способствовать созданию у детей положительных эмоций от работы на уроке;

- повышать уровень самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения.

3. Воспитательные:

- способствовать воспитанию интереса к чтению, трудолюбию.

4. УУД

Личностные: чувство необходимости учения; самооценка, оценка.

Регулятивные: умение контролировать свою готовность к уроку; самостоятельная постановка учебных целей; планирование; освоение способов деления слов на слоги; контроль; умение планировать и выполнять действия.

Познавательные: осмысление слоговой структуры слова; умение отвечать на поставленный вопрос.

Коммуникативные: использование интонации для постановки слогораздела; умение слушать и слышать друг друга; умение работать в парах, в группах.



Оборудование: презентация к уроку; учебник «Азбука» Н. Нечаева,; карточки ,буквы на магнитах; демонстрационный материал для работы у доски.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент

Начать урок мне хочется с уже известного вам стихотворения:

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Ну-ка проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?



Ну, мы можем начинать.

Рефлексия (настроение)

- Подарим гостям и друг другу улыбки и продолжим урок.

2. Работа над определением темы.

Известный путешественник Колумб открыл Америку. И мы сегодня в классе сделаем открытия.

Постановка проблемного вопроса.

- Интересная работа с таблицей нас ожидает .

- Работаем в паре.



р л м н

Что записано? Что общего?

Буквы заблудились, попробуйте составить слова с буквами из первой строки.

- Получилось?



Посмотрите на 2 строчку. Что записано, разделите на группы?

Л н уа

- Попробуйте составить слово с буквами из второй строки.

- Получилось?

- Какое слово составили?

Луна .Что такое Луна- по ОЗКМ ? (естественный спутник Земли)

- Почему из этих букв вам удалось составить слова? (из одних согласных слова не получились, а с гласными получаются слова.)

- Какой вывод можете сделать?





- Без каких букв не могут состоять слова? (без гласных)

Звуко –буквенный разбор слова «луна»





Физминутка «хоккей»

Мы с вами на хоккейной площадке. В Орске прошли соревнования за кубок известного хоккеиста Третьяка.

Подготовка к восприятию новой темы.

Что кричат на трибунах?

_Шай-бу! Шай-бу! (прохлопать, ладошка под подбородком)

Наш одноклассник Миша играет в сборной.



Болеем за Мишу. Зовём – Ми-ша

Как вы произносили слова? (делили на части)

Кто знает как называются эти части ?

Определите тему урока.

а) знакомство с понятием «слог»

- Давайте выясним, а что же такое слог? (это часть слова, где обязательно есть гласная буква )

- Как узнать, сколько в слове слогов?

-

Верно.Посчитать количество гласных, сколько гласных, столько и слогов.



Физкультминутка.

Работа в учебнике.

Найдите слова, слоги дополни до слов.

Как догадались что это слова?

(каждое слово имеет смысл, к нему можно задать вопрос)

- Чем отличается слог от слова? (слог не имеет смысла, к нему нельзя задать вопрос)



Обратимся к словарю Ожегова.

Ум - словарь Ожегова « Способность человека мыслить»

Мир- «Согласие, отсутствие вражды. Ссоры , войны»

Мир-война, что это за слова? (антонимы)

- Тогда для чего нам нужен слог? (составлять слова, играть, читать)

Записываю слова, и ставлю проблему .

Слово не поместилось, как быть?





- Значит, если слово не вошло, то его нужно переносить.

- Знак переноса – (чёрточка).

- Как вы думаете, переносить слова нужно по правилам или как захочет тот, кто пишет? (по правилам)

- Да, действительно есть в русском языке правила переноса, но о них мы узнаем попозже.

- Но вы можете об этих правилах узнать сами. Где? (у родителей, в справочнике, у старшего брата или сестры, у учителя, в интернете)

- Для чего же ещё нужен слог? (для переноса слов)

Проблема2

Посмотрите на картинку в учебнике. Найдите лишнее.(сыр).

Как перенести слово –сыр?

(Нельзя перенести, в слове сыр-один слог)

Работа в учебнике.

Отгадывают ребусы.(радуга-дуга, машина –шина, удочка-дочка)

- Первичная проверка знаний: играем!

- Я сейчас вас буду путать. Если согласны покажите + , не согласны –

Взяли ручку, начинается игра! Начали!

1. В каждом слоге есть гласный звук. (+ )

2. В слове КНИГА один слог. ( -)

3. Слово переносить можно, если в нём один слог (–)

4. Сколько в слове слогов, столько и гласных ( +)

Проверка по слайду.







Итог урока.



Ответьте на вопросы:

Я понял,что…..

Было интересно….

Было трудно….

У меня получилось…..

Рефлексия.

- Хорошо потрудились. Скажите каждый себе:

Я – молодец! Я думал, я старался,

Я делал открытия!-

Спасибо всем за урок!








Эмоциональный настрой





























Р ефлексия. Обратная связь.







Межпредметная связь.









Технология сотрудничества.Работа в парах.





-Это буквы,они согласные,звонкие.



Дети делают вывод.

-Нет.



-Это буквы, они согласные и гласные.

Л н уа





-Да

-Луна

Естественный спутник Земли

-Межпредметная связь с ОЗКМ.







(из одних согласных слова не получились, а с гласными получаются слова.)





-(без гласных)

Ребята на доске составляют схему слова, дают характеристику звукам. Остальные работают в учебнике.





Технология здоровьесберегающая.









Шай-бу! Шай-бу!







-Ми-ша! Ми-ша !



(делили на части)

-Слоги.

-Тема урока «Слог».

Формулирование темы урока. Выслушиваются мнения детей.

- Дети делают предположения.

(это часть слова, где обязательно есть гласная буква )

- Выслушиваются мнения детей.

- Посчитать количество гласных, сколько гласных, столько и слогов.





Здоровьесберегающая технология.



Самостоятельная работа.

-Дети высказывают своё мнение.

(каждое слово имеет смысл, к нему можно задать вопрос



Учащиеся высказывают свои предположения.

(слог не имеет смысла, к нему нельзя задать вопрос)



Дополнительный материал, подготовленный дома.

-учащиеся читают толкование слов.





-Делают вывод.

(составлять слова, играть, читать)

-Учащиеся решают поставленную проблему. Выслушиваются мнения.

Вывод детей.







-Высказывают мнение.

(по правилам)

















Работа в группах.

.(сыр)

Во всех словах 2 слога.а в слове сыр 1.

(Нельзя перенести, в слове сыр-один слог)







-Самостоятельная работа.

Проверка.



Проверочная работа.









Код:

1.+

2.-

3.-



4.+

- Взаимопроверка.





-Я понял что такое слог.

- Разгадывать ребусы.

Составлять схему слова

. Составлять слова.

Урок обучения грамоте по теме "Слог"

  • Туманова Надежда Валентиновна, учитель начальных классов

Разделы: Преподавание в начальной школе

Характеристики урока

 Технологическая карта изучения темы

Цель темы

Познакомить учащихся с понятием “слог”, способом образования слога, способом деления слов на слоги

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

сформировать понятие о слоге как о части слова;

уметь делить слово на слоги;

знать значение слога.

Личностные: чувство необходимости учения; самооценка, оценка.

Регулятивные: умение контролировать свою готовность к уроку; самостоятельная постановка учебных целей; планирование; освоение способов деления слов на слоги; контроль; умение планировать и выполнять действия.

Познавательные: осмысление слоговой структуры слова; умение отвечать на поставленный вопрос.

Коммуникативные: использование интонации для постановки слогораздела; умение слушать и слышать друг друга; умение работать в парах, в группах.

Основные понятия

Предложение, слово, слог, звук

Межпредметные связи

Музыка, окружающий мир, математика (способы деления целого на части)

Ресурсы:

Азбука, с.38, лоток с гласными и согласными буквами, карточка-исследование, презентация, карточки-сигналы (зелёный, красный)

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах

 

Этапы урока

слайда

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Формирование УУД

1 этап. Организационный момент.

Слайд № 1

Проверка рабочих мест.

Подготовка рабочего места.

Читают стихотворение на экране.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Учитель: Пусть урок принесёт радость общения на уроке обучения грамоте.

Мы продолжаем путешествие по миру знаний. Проверим, что уже знаем, ведь в храме знаний не первый день (обращаемся в храм знаний на постоянной доске - каждый урок ученики добавляется кирпичик новых знаний)

Регулятивные: умение контролировать свою готовность к уроку;

Личностные: чувство необходимости учения;

2 этап. Актуализация знаний.

 

Задаёт вопросы

Устно отвечают на вопросы

Учитель: - Из чего состоит наша речь?

- Как делятся предложения?

- На что делятся слова?

Коммуникативные:

понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников;

 

 

Просит выполнить задание

Вспоминают и рассказывают всё о звуках

Учитель: - Расскажите всё о звуках.

 

Работа в парах

 

Просит вспомнить правила работы в парах

Вспоминают и формулируют правила работы в парах

Учитель:- Какие правила работы в парах надо помнить?

 

 

 

Просит найти гласные буквы в лотке на столе

Хвалит за работу в парах и правильно выполненное задание

Ищут гласные буквы, кладут на стол, считают гласные.

Показывают гласную букву “И” и говорят о её предназначении в словах после гласных.

Учитель: - Найдите знаки гласных звуков – буквы в лоточках.

- Сколько гласных букв?

- О какой гласной нужно рассказать что – то важное? Покажите!

Молодцы! Вы дружно поработали в парах!

 

3 этап. Введение в тему.

 

Проводит игру “Назови звук”

Читают на слайде загадки и выкладывают букву, которая обозначает первый звук в отгадке.

Учитель: - Прочитайте загадку, назовите отгадку и положите букву, которая обозначает первый звук (буквы возьмите в лотке)

 

Индивидуальная работа

Слайд № 2

Показывает слайд с загадкой

Читают, отгадывают загадку

- С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком.

Регулятивные:

принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

 

 

Слайд № 3

Показывает отгадку (собака)

Кладут букву “С”

 

 

Слайд № 4

Показывает слайд с загадкой

Читают, отгадывают загадку

- Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.

 

Слайд № 5

Показывает отгадку (медведь)

Кладут букву “М”

 

 

Слайд № 6

Показывает слайд с загадкой

Читают, отгадывают загадку

 

 

- Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами — кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь!

 

Слайд № 7

Показывает отгадку (рысь)

Кладут букву “Р”

 

Регулятивные:

осуществлять первоначальный контроль своих действий;

 

Слайд № 8

Показывает слайд с загадкой

Читают, отгадывают загадку

- Что за зверь,

Скажите, братцы,

Может сам в себя забраться?

 

Слайд № 9

Показывает отгадку (норка)

Кладут букву “Н”

 

4 этап.

Постановка проблемы.

 

Проверяет выполнение задания

Взаимоконтроль.

Учитель: - Назовите буквы, которые выложили? Сверьте с соседом.

 

Слайд № 10

Просит сверить со слайдом

Самоконтроль.

С М Р Н

 

 

Просит подумать над заданием для одноклассников

Предлагают задания:

- дать характеристику буквам;

- разделить на группы;

- составить слова;

Выполняют задание предложенное одноклассниками, но последнее задание выполнить не могут!

Учитель: - Какое задание вы можете предложить одноклассникам?

 

 

 

Даёт возможность выполнить все задания, оставляя последнее.

 

Учитель: - Какая проблема у вас возникла?

- Какой можно сделать вывод?

 

 

 

 

Делают вывод, что нельзя составить слова из согласных букв

 

 

 

Слайд № 11

Показывает слайд

Читают вывод

Вывод: Из согласных букв слово составить нельзя

 

5 этап. Выход из проблемы.

 

Задаёт вопрос

Обдумывают и отвечают

Учитель: - Что нужно, чтобы составить слова?

- Какой делаем вывод? Проверьте!

 

 

Слайд № 12

Показывает слайд

Проговаривают вывод и проверяют, читая слайд

Вывод: Для составления слова нужны гласные буквы

 

6 этап. Физминутка про зайцев

 

Предлагает физминутку

 

 

 

Предлагает сесть за парту

Выполняют действия:

- имитируют игру на скрипочке;

- пляшут;

- стучат по столу и разбегаются, прячась под парты.

Усаживаются за парты

Учитель:

Я на скрипочке играю: тили – ли, тили – ли.

Пляшут зайки на лужайке: тили – ли, да тили – ли.

А потом на барабане: бум, бум, бум, тра – та, та.

Сразу зайки разбежались по кустам, по кустам.

 

7 этап.

Введение в тему.

 

Просит назначить ответственного в группе

Учащиеся, используя считалку, называют ответственного

Учитель: - Вам предстоит работа в группах, нужно назвать ответственного за группу.

Коммуникативные:

входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию

преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;

Составление слов из букв

 

Просит составить слова из букв

Составляют слова из букв, сообщают ответственному у доски и он печатает слова

Учитель: - Выложите все буквы и составьте слова, какие получатся, на парту, а ответственные будут их печатать на доску. (И А О Ы У Э С М Р Н)

 

Слайд № 13

Просит прочитать слова, которые составили

Читают слова

Учитель: - Прочитайте слова.

Осы, мир, он, мы, носы, мама, сыр, сом, сам, норы, рана, рама

- Как же их много получилось!

Коммуникативные:

следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;

 

 

Хвалит за хорошо выполненную работу

 

Учитель: - Молодцы!

Личностные

стремления к успешности в учебной деятельности;

Деление слов на группы разными способами

 

Просит разделить на 2 группы

Предлагают поделит на: длинные и короткие; в которых нельзя ставить ударение и в которых можно; с одной гласной и с двумя гласными;

Учитель: - На какие 2 группы их можно разделить? Прочитайте!

Познавательные

выполнять несложные логические действия (сравнение)

 

Слайд

№ 14

Просит проверить правильность деления

Читают и проверяют

мир осы

он носы

мы мама

сыр норы

Личностные:

положительное отношение к уроку обучения грамоте;

 

 

Просит понаблюдать за словами при произношении

Произносят слова, отвечают на вопрос

Учитель: - Посмотрите на слова и скажите, есть ли среди них такие, которые можно поделить на части по произношению?

 

 

 

Просит произнести и прохлопать

Произносят и хлопают

Учитель: - Давайте прочитаем ещё раз и прохлопаем.

 

 

 

 

 

Учитель: - Какие слова по произношению можем поделить на части?

 

8 этап.

Выдвижение гипотезы и практическая проверка.

 

Предлагает решить мини проблему

Думают и выдвигают гипотезу:

- может в гласных?

- в первом столбике слова не делятся на части, а во втором делятся;

Учитель: - Почему не все поделили? В чём проблема?

Коммуникативные:

понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников;

 

 

Предлагает назвать слово с тремя гласными и просит поделить на части

Называют, проверяют и убеждаются, что слово делится на 3 части

Учитель: - Назовите слово с тремя гласными, сколько будет частей? (прохлопать)

 

 

 

Предлагает разыграть

несколько ситуаций:

- на стадионе;

- на улице.

Разыгрывают ситуации:

- Шай – бу! Шай – бу!

- По - ли – на!

Учитель: - Представьте, что мы пришли болеть за Стёпу и Женю в ледовый дворец. Что мы будем кричать? (прокричать)

 

 

 

Просит ответить на вопрос

 

Учитель: - Сколько слышите частей в слове?

 

 

 

Просит назвать части по – другому.

Называю части слогом

Учитель: - А знаете ли как называют эти части?

 

9 этап. Работа по теме урока.

 

Просит назвать тему урока

Называют тему урока: “Слог”

Учитель: - Как же звучит тема урока?

 

 

Слайд № 15

Демонстрирует слайд, просит обосновать название

Читают слайд, обосновывают:

- слог – часть слова;

- из слогов составляют слова;

Учитель: - А почему учёные их так назвали?

 

 

Слайд № 16

Демонстрирует слайд

Читают вывод

Вывод: Слог – это часть слова.

 

 

 

Задаёт вопрос

Предлагают посчитать количество гласных.

Делают предположение:

- сколько в слове гласных, столько и слогов.

Учитель: - Как определить количество слогов в слове?

 

 

 

Предлагает провести исследование

Работают в парах: один считает количество гласных, другой прохлопывает по слогам. Результаты записывают в таблицу

Учитель: - Проведём исследование в парах. Нужно взять в лотке карточку и провести исследование предположения. Один ученик считает количество гласных, другой прохлопывает по слогам. Результаты записывайте в таблицу.

 

 

Слайд № 17

Предлагает поделиться результатами и проверить

Делают вывод, что предположение подтвердилось

слово

гласные

слоги

корова

3

3

гусь

 

 

коза

 

 

собака

 

 


 

 

Слайд № 18

Демонстрирует вывод

Читают вывод

Вывод: Сколько в слове гласных, столько и слогов

 

10 этап. Первичное закрепление.

 

Предлагает разделить в карточках слова на слоги вертикальной чертой и проверить наличие гласной буквы

Делят слова на слоги, сами сверяют с образцом

Учитель: - Разделите вертикальными чёрточками слова на слоги в своих карточках и проверьте по слайду:

ко|ро|ва

гусь

ко|за

со|ба|ка

Регулятивные: умение сверять свою деятельность на уроке с образцом

 

 

Предлагает подумать над вопросом

Предлагают ответы:

- чтобы правильно читать; чтобы правильно писать, не пропуская букв;

чтобы правильно переносить, когда научимся писать

Учитель: - Как вы думаете, зачем слова делить на слоги?

Коммуникативные

использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

 

 

Предлагает проверить вывод в азбуке

Читают и убеждаются в правильности вывода.

Учитель: - Прочитайте вывод на странице 38

Познавательные

осуществлять поиск информации в учебных текстах

Работа с учебником

 

Предлагает выполнить задание в азбуке на с. 38

Читают и выполняют задание

Учитель: - Прочитайте. Подчеркните только слова.

Ум ро Ми он мир мно Ни

Познавательные:

работать с учебником, ориентироваться в нем с помощью значков;

 

 

 

Читают слова и поясняют причину выбора:

- в них есть смысл;

- они имеют значение;

Учитель: - Докажите, что это слова?

Коммуникативные:

проявлять интерес к общению на уроке;

Дополнение слогов до слов

 

Просит дополнить слоги до слов.

Дополняют слоги до слов

Учитель: - Дополните эти слоги до слов.

 

 

 

Просит объяснить

Объясняют:

- написаны с большой буквы

Учитель: - Почему со слогами Ми, Ни составили имена?

 

 

 

Просит выполнить последнее задание

Выполняют и делают вывод: со слогами можно играть;

Учитель: - Выполните последнее задание.

- Какой можно сделать вывод?

 

11 этап.  Рефлексия. Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

Слайд № 19

Просит продолжить предложения:

- Я понял, что...

- Было интересно...

- Было трудно...

- Мне захотелось...

- У меня получилось...

Продолжают предложения

Учитель: - Продолжите предложения.

Личностные:

Самооценка.

 

 

Просит решить вопрос с кирпичиком знаний

Показывают решение

Учитель: - Можем ли мы прикрепить новый кирпичик в “Храм знаний”?

- если согласны, то показываем зелёный сигнал;

- если не согласны – красный.

 

 

Слайд № 20

Демонстрирует слайд

Читают слайд

МОЛОДЦЫ!

Чтобы слоги посчитать.

Надо гласные узнать,

С каждой гласной связан слог

Вот и весь о них урок!

Личностные:

позитивная самооценка

 

 

 

Прикрепляют кирпичик знаний в “Храм знаний” по обучению грамоте

 

 

Приложение.

Используемые материалы.

  1. borovikova.ucoz.ru›load/uroki...urok...quot_slog...1...13

  2. festival.1september.ru›articles/570614/

  3. festival.1september.ru›articles/312248/

  4. google.ru/imghp

  5. testsoch.com›konspekt...uroka-po...v-1-klasse/

  6. revolution.allbest.ru›Педагогика›00277479_0.html

  7. nach.uroki.org.ua›Урок 7

  8. Журнал “Практика образования” №3/2008 год

  9. Г.Н.Белова, Обучение грамоте, 1 класс, поурочные планы, 2007 год