Тип урока: изучение нового материала.
Объектом исследования на уроке является фонетическая единица – слог. При подготовке к уроку были учтены программные требования: по работе над понятием «слог», умением делить слова на слоги, определением количества слогов в слове, практической значимостью слога.
Цель: Создать условия для знакомства со слогообразующей ролью гласных.
1. Образовательные:
- продолжить работу по обогащению словарного запаса детей.
2. Развивающие:
- повышать уровень самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения.
3. Воспитательные:
- способствовать воспитанию интереса к чтению, трудолюбию.
4. УУД
Оборудование: презентация к уроку; учебник «Азбука» Н. Нечаева,; карточки ,буквы на магнитах; демонстрационный материал для работы у доски.
Этапы урока | № слайда | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Формирование УУД |
1 этап. Организационный момент. | Слайд № 1 | Проверка рабочих мест. | Подготовка рабочего места. Читают стихотворение на экране. | В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело! Учитель: Пусть урок принесёт радость общения на уроке обучения грамоте. Мы продолжаем путешествие по миру знаний. Проверим, что уже знаем, ведь в храме знаний не первый день (обращаемся в храм знаний на постоянной доске - каждый урок ученики добавляется кирпичик новых знаний) | Регулятивные: умение контролировать свою готовность к уроку; Личностные: чувство необходимости учения; |
2 этап. Актуализация знаний. | | Задаёт вопросы | Устно отвечают на вопросы | Учитель: - Из чего состоит наша речь? - Как делятся предложения? - На что делятся слова? | Коммуникативные: понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников; |
| | Просит выполнить задание | Вспоминают и рассказывают всё о звуках | Учитель: - Расскажите всё о звуках. | |
Работа в парах | | Просит вспомнить правила работы в парах | Вспоминают и формулируют правила работы в парах | Учитель:- Какие правила работы в парах надо помнить? | |
| | Просит найти гласные буквы в лотке на столе Хвалит за работу в парах и правильно выполненное задание | Ищут гласные буквы, кладут на стол, считают гласные. Показывают гласную букву “И” и говорят о её предназначении в словах после гласных. | Учитель: - Найдите знаки гласных звуков – буквы в лоточках. - Сколько гласных букв? - О какой гласной нужно рассказать что – то важное? Покажите! Молодцы! Вы дружно поработали в парах! | |
3 этап. Введение в тему. | | Проводит игру “Назови звук” | Читают на слайде загадки и выкладывают букву, которая обозначает первый звук в отгадке. | Учитель: - Прочитайте загадку, назовите отгадку и положите букву, которая обозначает первый звук (буквы возьмите в лотке) | |
Индивидуальная работа | Слайд № 2 | Показывает слайд с загадкой | Читают, отгадывают загадку | - С хозяином дружит, Дом сторожит, Живет под крылечком, А хвост колечком. | Регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; |
| Слайд № 3 | Показывает отгадку (собака) | Кладут букву “С” | |
| Слайд № 4 | Показывает слайд с загадкой | Читают, отгадывают загадку | - Вперевалку зверь идет По малину и по мед. Любит сладкое он очень. А когда приходит осень, Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны. |
| Слайд № 5 | Показывает отгадку (медведь) | Кладут букву “М” | |
| Слайд № 6 | Показывает слайд с загадкой | Читают, отгадывают загадку | - Меньше тигра, больше кошки, Над ушами — кисти-рожки. С виду кроток, но не верь: Страшен в гневе этот зверь! |
| Слайд № 7 | Показывает отгадку (рысь) | Кладут букву “Р” | |
Регулятивные: осуществлять первоначальный контроль своих действий; |
| Слайд № 8 | Показывает слайд с загадкой | Читают, отгадывают загадку | - Что за зверь, Скажите, братцы, Может сам в себя забраться? |
| Слайд № 9 | Показывает отгадку (норка) | Кладут букву “Н” | |
4 этап. Постановка проблемы. | | Проверяет выполнение задания | Взаимоконтроль. | Учитель: - Назовите буквы, которые выложили? Сверьте с соседом. |
| Слайд № 10 | Просит сверить со слайдом | Самоконтроль. | С М Р Н |
| | Просит подумать над заданием для одноклассников | Предлагают задания: - дать характеристику буквам; - разделить на группы; - составить слова; Выполняют задание предложенное одноклассниками, но последнее задание выполнить не могут! | Учитель: - Какое задание вы можете предложить одноклассникам? | |
| | Даёт возможность выполнить все задания, оставляя последнее. | | Учитель: - Какая проблема у вас возникла? - Какой можно сделать вывод? | |
| | | Делают вывод, что нельзя составить слова из согласных букв | | |
| Слайд № 11 | Показывает слайд | Читают вывод | Вывод: Из согласных букв слово составить нельзя | |
5 этап. Выход из проблемы. | | Задаёт вопрос | Обдумывают и отвечают | Учитель: - Что нужно, чтобы составить слова? - Какой делаем вывод? Проверьте! | |
| Слайд № 12 | Показывает слайд | Проговаривают вывод и проверяют, читая слайд | Вывод: Для составления слова нужны гласные буквы | |
6 этап. Физминутка про зайцев | | Предлагает физминутку Предлагает сесть за парту | Выполняют действия: - имитируют игру на скрипочке; - пляшут; - стучат по столу и разбегаются, прячась под парты. Усаживаются за парты | Учитель: Я на скрипочке играю: тили – ли, тили – ли. Пляшут зайки на лужайке: тили – ли, да тили – ли. А потом на барабане: бум, бум, бум, тра – та, та. Сразу зайки разбежались по кустам, по кустам. | |
7 этап. Введение в тему. | | Просит назначить ответственного в группе | Учащиеся, используя считалку, называют ответственного | Учитель: - Вам предстоит работа в группах, нужно назвать ответственного за группу. | Коммуникативные: входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии; |
Составление слов из букв | | Просит составить слова из букв | Составляют слова из букв, сообщают ответственному у доски и он печатает слова | Учитель: - Выложите все буквы и составьте слова, какие получатся, на парту, а ответственные будут их печатать на доску. (И А О Ы У Э С М Р Н) |
| Слайд № 13 | Просит прочитать слова, которые составили | Читают слова | Учитель: - Прочитайте слова. Осы, мир, он, мы, носы, мама, сыр, сом, сам, норы, рана, рама - Как же их много получилось! | Коммуникативные: следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности; |
| | Хвалит за хорошо выполненную работу | | Учитель: - Молодцы! | Личностные стремления к успешности в учебной деятельности; |
Деление слов на группы разными способами | | Просит разделить на 2 группы | Предлагают поделит на: длинные и короткие; в которых нельзя ставить ударение и в которых можно; с одной гласной и с двумя гласными; | Учитель: - На какие 2 группы их можно разделить? Прочитайте! | Познавательные выполнять несложные логические действия (сравнение) |
| Слайд № 14 | Просит проверить правильность деления | Читают и проверяют | мир осы он носы мы мама сыр норы | Личностные: положительное отношение к уроку обучения грамоте; |
| | Просит понаблюдать за словами при произношении | Произносят слова, отвечают на вопрос | Учитель: - Посмотрите на слова и скажите, есть ли среди них такие, которые можно поделить на части по произношению? | |
| | Просит произнести и прохлопать | Произносят и хлопают | Учитель: - Давайте прочитаем ещё раз и прохлопаем. | |
| | | | Учитель: - Какие слова по произношению можем поделить на части? | |
8 этап. Выдвижение гипотезы и практическая проверка. | | Предлагает решить мини проблему | Думают и выдвигают гипотезу: - может в гласных? - в первом столбике слова не делятся на части, а во втором делятся; | Учитель: - Почему не все поделили? В чём проблема? | Коммуникативные: понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников; |
| | Предлагает назвать слово с тремя гласными и просит поделить на части | Называют, проверяют и убеждаются, что слово делится на 3 части | Учитель: - Назовите слово с тремя гласными, сколько будет частей? (прохлопать) | |
| | Предлагает разыграть несколько ситуаций: - на стадионе; - на улице. | Разыгрывают ситуации: - Шай – бу! Шай – бу! - По - ли – на! | Учитель: - Представьте, что мы пришли болеть за Стёпу и Женю в ледовый дворец. Что мы будем кричать? (прокричать) | |
| | Просит ответить на вопрос | | Учитель: - Сколько слышите частей в слове? | |
| | Просит назвать части по – другому. | Называю части слогом | Учитель: - А знаете ли как называют эти части? | |
9 этап. Работа по теме урока. | | Просит назвать тему урока | Называют тему урока: “Слог” | Учитель: - Как же звучит тема урока? | |
| Слайд № 15 | Демонстрирует слайд, просит обосновать название | Читают слайд, обосновывают: - слог – часть слова; - из слогов составляют слова; | Учитель: - А почему учёные их так назвали? | |
| Слайд № 16 | Демонстрирует слайд | Читают вывод | Вывод: Слог – это часть слова. | |
| | Задаёт вопрос | Предлагают посчитать количество гласных. Делают предположение: - сколько в слове гласных, столько и слогов. | Учитель: - Как определить количество слогов в слове? | |
| | Предлагает провести исследование | Работают в парах: один считает количество гласных, другой прохлопывает по слогам. Результаты записывают в таблицу | Учитель: - Проведём исследование в парах. Нужно взять в лотке карточку и провести исследование предположения. Один ученик считает количество гласных, другой прохлопывает по слогам. Результаты записывайте в таблицу. | |
| Слайд № 17 | Предлагает поделиться результатами и проверить | Делают вывод, что предположение подтвердилось | слово | гласные | слоги | корова | 3 | 3 | гусь | | | коза | | | собака | | | | |
| Слайд № 18 | Демонстрирует вывод | Читают вывод | Вывод: Сколько в слове гласных, столько и слогов | |
10 этап. Первичное закрепление. | | Предлагает разделить в карточках слова на слоги вертикальной чертой и проверить наличие гласной буквы | Делят слова на слоги, сами сверяют с образцом | Учитель: - Разделите вертикальными чёрточками слова на слоги в своих карточках и проверьте по слайду: ко|ро|ва гусь ко|за со|ба|ка | Регулятивные: умение сверять свою деятельность на уроке с образцом |
| | Предлагает подумать над вопросом | Предлагают ответы: - чтобы правильно читать; чтобы правильно писать, не пропуская букв; чтобы правильно переносить, когда научимся писать | Учитель: - Как вы думаете, зачем слова делить на слоги? | Коммуникативные использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. |
| | Предлагает проверить вывод в азбуке | Читают и убеждаются в правильности вывода. | Учитель: - Прочитайте вывод на странице 38 | Познавательные осуществлять поиск информации в учебных текстах |
Работа с учебником | | Предлагает выполнить задание в азбуке на с. 38 | Читают и выполняют задание | Учитель: - Прочитайте. Подчеркните только слова. Ум ро Ми он мир мно Ни | Познавательные: работать с учебником, ориентироваться в нем с помощью значков; |
| | | Читают слова и поясняют причину выбора: - в них есть смысл; - они имеют значение; | Учитель: - Докажите, что это слова? | Коммуникативные: проявлять интерес к общению на уроке; |
Дополнение слогов до слов | | Просит дополнить слоги до слов. | Дополняют слоги до слов | Учитель: - Дополните эти слоги до слов. | |
| | Просит объяснить | Объясняют: - написаны с большой буквы | Учитель: - Почему со слогами Ми, Ни составили имена? | |
| | Просит выполнить последнее задание | Выполняют и делают вывод: со слогами можно играть; | Учитель: - Выполните последнее задание. - Какой можно сделать вывод? | |
11 этап. Рефлексия. Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса. | Слайд № 19 | Просит продолжить предложения: - Я понял, что... - Было интересно... - Было трудно... - Мне захотелось... - У меня получилось... | Продолжают предложения | Учитель: - Продолжите предложения. | Личностные: Самооценка. |
| | Просит решить вопрос с кирпичиком знаний | Показывают решение | Учитель: - Можем ли мы прикрепить новый кирпичик в “Храм знаний”? - если согласны, то показываем зелёный сигнал; - если не согласны – красный. | |
| Слайд № 20 | Демонстрирует слайд | Читают слайд | МОЛОДЦЫ! Чтобы слоги посчитать. Надо гласные узнать, С каждой гласной связан слог Вот и весь о них урок! | Личностные: позитивная самооценка |
| | | Прикрепляют кирпичик знаний в “Храм знаний” по обучению грамоте | | |