Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Завитинска Амурской области
Литературное чтение (обучение грамоте) (УМК Перспектива)
Тема урока: «Звуки [р] - [р'], буква Рр»
Учитель начальных классов Булах Ольга Владимировна
Ноябрь 2015 года |
Конспект урока по литературному чтению
1 класс, УМК перспектива
Тема урока: Звуки |р| - |р׳|, буква Рр. СЛАЙД 1
Тип урока: формирование новых знаний и первичное закрепление.
Задачи урока:
1. Познакомить со звукам |р׳|, |р| и буквой «эр».
2. Упражнять в чтении слогов, слов, предложений с буквой «эр».
3. Развивать речь, логическое мышление, фонематический слух, умение работать в парах.
4. Формировать умение вести учебный диалог, развивать мотивационно – эмоциональную сферу учащихся.
Методы активизации познавательной деятельности: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Средства обучения: учебник «Азбука», карточки - условные обозначения (губы, звонок, подушка, орех, ухо), цветные квадраты, разрезные буквы, мультимедиа, карточки с заданиями.
Ход урока:
1. Мотивация к учебному действию
Вот и прозвенел звонок. СЛАЙД 2
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
Слушаем, запоминаем.
Ни минуты не теряем!
- Ребята, что значит УМЕТЬ УЧИТЬСЯ?
(Это значит знать и выполнять два основных шага: ЧЕГО Я НЕ ЗНАЮ и САМ НАЙДУ СПОСОБ)
- А зачем нам надо учиться?
(Чтобы стать умными и образованными людьми)
- Тогда скорее в путь!
2. Актуализация знаний учащихся.
Задание 1: (на доске рассыпаны буквы: А, О, У, ы, И, Э, Н, М, Л, К, Т, Р, С)
- По какому признаку можно разбить эти буквы на группы? (гласные и согласные)
- Разбейте изученные буквы на 2 группы. ( у доски работают 2 ученика)
- Чем они отличаются? (гласные звуки мы произносим без преград, можем пропеть; согласные произносим с преградами, их нельзя пропеть.)
- Какими бывают гласные звуки? (ударные и безударные)
- Какими бывают согласные звуки? (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие)
- Ребята, посмотрите на доску, у нас осталась одна буква. А почему вы её не взяли? (мы её ещё не изучали)
- Посмотрите внимательно, все ли буквы мы уже изучили?
- Кто знает имя этой буквы?
- Кто может назвать тему нашего урока? СЛАЙД 3
Постановка задач урока.
- Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (познакомиться с буквой Рр, определить сколько звуков обозначается этой буквой и дать им характеристику, учиться читать слова и слоги с новой буквой)
3. Выявление места и причины затруднения.
(На доске карточка с изображение буквы Рр, условные обозначения характеристик звука: ухо, звонок, подушка, орех, губы)
- Ребята, перед вами буква Рр, необходимо определить сколько звуков обозначается этой буквой и какие они. А поможет нам в этом следующее задание.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Задание 2: Кого вы видите на экране? (мальчика и девочку) СЛАЙД 4
- Эти дети здесь неспроста. Их имена начинаются на новую букву «эр».
- Назовите их имена, в соответствии со схемой:
(Рома и Рита)
5. Реализация построенного проекта.
- Составим эти имена с помощью разрезных букв.
Рита Рома (сравним с эталоном – на экране)
- Почему вы напечатали эти слова с заглавной буквы? (имена пишутся с заглавной буквы)
- А теперь составьте модели этих слов. Поставьте ударение в словах.
- Сравним модели с эталоном. СЛАЙД 5
- Назовите первый звук в слове Рома? Какой он? Каким цветом обозначили?
- Под звуком расположите условные знаки, характеризующие его.
- А теперь аналогичную работу проведём со словом Рита.
- Почему буква одинаковая, а звук обозначен разными цветами?
- Какой вывод можно сделать? ( Буквой Рр обозначаются два звука |р׳|, |р| )
- Сравните с эталоном. СЛАЙД 6

|р׳| |р|

6. Первичное закрепление материала во внешней среде.
Задание 3: Игра с карточками.
Я назову слова, а вы покажите карточкой первый звук: твердый или мягкий.
Рак, рис, роза, репа, рысь, рука, речка, рисунок, руль, ряд, рыба, радуга, рот.
Физминутка.
Возле ёлочки зелёной,
Скачут каркают вороны.
Кар – кар, кар – кар.
Из – за корочки подрались,
Во всё горло разорались.
Кар – кар, кар – кар.
Тут собаки прибегают,
И вороны улетают.
Улетают, улетели,
А мы тихонько за парты сели.
(Дети имитируют движения)
6. Первичное закрепление материала (продолжение)
– Посмотрите на экран. Что написано? (слоги – слияния). СЛАЙД 7
- Давайте прочитаем слоги-слияния, перед чтением слога называем гласный звук.
А – ра, о – ро, у – ру, ы – ры, и – ри, э – рэ.
7. Самостоятельная работа с проверкой.
- А теперь возьмите карточки. Выполним работу в парах: нужно составить слова из предложенных слогов, соединив их стрелками..
Ро ка ра си ро ба | ры та ру са Ри ма |
Проверка. (Рома, рота, рыба, раба, Рита, рука, роба, рама, роса, раса)
8. Включение в систему знаний и повторение.
1) - Откройте «Азбуку» на странице 92.
- Прочитайте и объясните правило в рамочке. С какой буквой мы познакомились на уроке? Какие звуки она обозначает?
2) Рассмотрите иллюстрацию. Назовите предметы, в названии которых живёт буква Р. СЛАЙД 8
(Ребята, река, ведро, трава, дерево, берег, рыба, природа.)
Доп/ задание: Составление модели слова ПРИРОДА.
3) Составление предложений из слов, начинающихся на букву Р. ( Игра «Живые слова»)
Рома рисует радугу. Рита раскрасила розу.
9. Рефлексия учебной деятельности.
1) - Завершая урок, давайте вспомним, с какой буквой познакомились?
- Какие звуки обозначает это буква?
2) А для чего нам нужно знать букву Р?
- Предлагаю просмотреть видеоролик. СЛАЙД 9
3) - Оцените свою работу на уроке: СЛАЙД 10
- затруднялся при выполнении заданий

- на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно.
- Поднимите руки, кто нарисовал 1 кружок, 2 кружка.
- Молодцы! Спасибо за урок!!! СЛАЙД 11