1.Самоопределение к деятельности.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Артикуляционная минутка 3.Постановка учебной задачи. 4. Построение проекта выхода из затруднения | Слайд2. Посмотрите: на звуки музыкального приветствия пришла большая любительница музыки … - Узнали, кто это? - Она так торопилась на встречу с нами, что рассыпала находящиеся в её корзиночках буквы. Давайте поможем Маше их собрать! На доске фигура Маши, 2 корзиночки и буквы, обозначающие гласные звуки. - Нам знакомы эти буквы? - Что вы о них знаете? - Сколько их? - А гласных звуков? - Почему же звуков меньше? - Как можно разложить эти буквы?
Замечательно! Машенька благодарит вас за помощь. Она очень любит музыку и просит вас спеть «Песенку гласных!» Исполняем стоя. (В левом верхнем углу опускаем вниз стрелочку – открывается видео «Песенка гласных» http://viki.rdf.ru/item/736/ ) Слайд 3 Ой, посмотрите, а вот и её друг – Медведь Миша. Он принёс нам загадки: Бусы красные висят Из кустов на нас глядят, Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. (Малина) Сладкий, а не сахар, Липкий, а не клей, Вкусный, а не конфета. (Мёд)
- А как вы думаете, почему именно малину и мёд принёс медведь?
Миша доволен вашими знаниями и дарит вам малинку, но не простую: в ней закрашена только одна костянка – за ответы на загадки.  А остальные части ягодки вы будете закрашивать по ходу урока. Давайте договоримся, что если вы считаете, что задание выполнили правильно– закрашиваете дольку малины красным цветом, а если что-то не получилось или была ошибка - жёлтым. Согласны?
Слайд 4. Посмотрите внимательно на доску  и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. - Чем мы будем заниматься? - А, может, кто-то уже знаком с этой буквой? - Назовите её! Найдите эту букву в кассе.
- Ой, да их две! Почему? - В какую корзинку положим эту букву? Почему? - А сколько звуков обозначает эта буква? (Если возникают затруднения или споры, учитель подсказывает ход деятельности: - Произнесите первый звук в слове малина. Охарактеризуйте его - произнесите первый звук в слове мёд. Охарактеризуйте его.) Вывод? Где на ленте букв расположена буква М? Обратите внимание, где расположен домик буквы М: на верхнем этаже и имеет красный колокольчик – условный знак. - Что он обозначает? Догадались? (можно предложить сравнить произнесение звуков верхнего и нижнего этажа, приложив ладошку к горлу, сделать вывод) - А почему под буквой два квадратика: синий и зелёный? -Молодцы! Закрасьте ещё одну часть ягодки красным или жёлтым (если вам было трудно выполнить это задание) - Посмотрите, посмотрите: Маша и Медведь поссорились! Из-за чего? Миша говорит, что слова: его имя, мёд и малина - начинаются с одной буквы, с одного звука, а Маша с ним не согласна. - А вы как считаете? - Что же нам делать? - Как же разрешить эту проблему? Слайд 5. Работа в паре (с набором фишек). Составление звуковых моделей слов: 1 ряд - мёд 2 ряд - Миша 3 ряд – малина  Слайд 6. - Сравните первые звуки в этих словах  Давайте заменим первые фишки буквами. Какие буквы нам понадобятся? - Какой буквой обозначим первый звук в слове мёд? (сдвинуть стрелку вправо – откроются буквы М ? м) Какую букву «м» вы выбираете: строчную или заглавную? - Почему? - В каком ещё слове вставим такую же букву? - Какая буква понадобится в слове Миша? - Почему? - Вот мы и разрешили спор Маши и Медведя. Оцените свою работу! (закрасьте часть ягодки) Слайд 7. Физминутка «Построим букву М» Палочка и палочка, Между ними галочка. И теперь понятно всем Получилась буква «М». - Из чего мы сейчас можем построить букву М?
-Нарисуйте букву М правой рукой, двумя руками, носом, правой ногой на полу!
А теперь попробуем изобразить букву с помощью друзей! | Исполнение (в диалоге с учителем). Организация класса.
Дети называют гостью: Маша из м/ф «Маша и медведь»
Принимают учебную задачу. Учащиеся называют буквы, звуки, которые они обозначают (гласные), объясняют почему звуков меньше, предлагают варианты классификации: 1)йотированные отделить от всех или 2)распределить в зависимости от команды, которую отдают звуки: «Будь мягким!» или «Будь твёрдым!» Останавливаются на втором, т.к. имеется подсказка: корзиночки разного цвета. Упражнение в чтении гласных (в песенной форме) Дети отгадывают загадки, открывают картинки-отгадки Предполагают, что это любимая еда медведя. Принимают условия Определяют тему урока, план действий : (Сегодня я познакомлюсь с новой буквой. Научусь читать слоги, слова с этой буквой, тренироваться в составлении звуковой модели слова, научимся писать букву М… ) «Знатоки» называют букву М, находят её в кассе и помещают на магнитную доску. Объясняют, что заглавная буква нужна в именах собственных и в первом слове предложений. Объясняют, что буква не может попасть ни в одну из корзин, т.к.обозначает согласный звук, ведь при произношении звука воздух встречает преграду: губы.) Высказывают предположения [м] – согласный, звонкий, твёрдый [м'] – согласный, звонкий, мягкий Буква М обозначает два звука: [м] и [м'] Знакомятся с условными обозначениями ленты букв. Высказывают предположения. В результате практических действий приходят к выводу, что колокольчик – знак звонких согласных Ответ детей: «Буква М обозначает два звука: твёрдый согласный и мягкий согласный». Нам обязательно надо помочь друзьям разрешить их спор! Часть класса соглашается с Машей, а некоторые – с Мишей. Нужно сделать звукобуквенный анализ слов «Миша», «мёд», «малина» 1 ученик от 1 ряда работает на ИД. Он характеризует каждый звук слова мёд, производит заливку «звуковых домиков» нужным цветом ( первый ряд – это же задание выполняет в паре , работая с фишками) 2-й ученик выкладывает модель слова Миша из кубиков, после чего характеризует каждый звук (с ним работает 2 ряд) 3-й – на магнитной доске с помощью цветных магнитов выкладывает схему слова малина (модель этого же слова собирает 3 ряд) - определяют, что звуки разные, но обозначаются одной буквой
Высказывают своё мнение Ученики приходят к выводу: в словах «малина» и «мёд» нужно написать строчную букву м, а в слове Миша - заглавную, т.к. это имя. самооценка движения по тексту (рисуют в воздухе М) Предлагают различный материал: с помощью карандашей, фишек, верёвочки, пластилина, пальцев рук Рисуют букву М. Выполняют построения парами, тройками, а потом, встав в круг, строят «мостик дружбы» | Личностные: мотивация, самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения общих признаков, выбор оснований для классификации Регулятивные: контроль в форме сличения своего действия (пения) с заданным эталоном Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений Регулятивные: планирование последовательности действий Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели Регулятивные: целеполагание, планирование; коммуникативные: умение выражать свои мысли Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: логические – выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Познавательные: знаково-символические действия (моделирование) Коммуникативные: поиск способов разрешения конфликта Познавательные: моделирование Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»)
Регулятивные: универсальные учебные действия, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности |
5. Первичное закрепление 6. Самостоятельная работа с самооценкой по эталону | Игра «Кто больше?» Дети делятся на 2 команды: одна называет слова, начинающиеся со звука [м], другая – со звука [м`] Учитель: Молодцы! А теперь пусть первыми сядут ребята, в чьих именах есть звуки [м] или [м'], а теперь те, у кого в фамилии есть эти звуки. Потом все остальные. Послушайте, какую историю мне рассказал Миша. Слайд 8. Учитель читает стихотворение (с демонстрацией на ИД: ёжики «подносят» гласные к букве М, образуя слоги для чтения): «1,2,3,4,5, вышел мишка погулять, а за ним ежата, малые ребята. Вместе по лесу гуляли, Вместе буковки искали. «Эй, ежи, сюда спешите! Что нашёл я – посмотрите!» - Какую букву нашёл Медведь?  Подбежал весёлый А, прочитали дети: «Ма». Прибежал задорный О, прочитали дети: «Мо». Прибежал зазнайка Я, прочитали дети: «Мя». Прибежал пузатый Ы, прочитали дети: «Мы». Прибежал игривый И, прочитали дети: «Ми». Прибежал упрямый У, прочитали дети: «Му». Прибежал задорный Ё, прочитали дети: «Мё». Прибежал тихоня Ю, прочитали дети: «Мю». Прибежал обжора Э, прочитали дети: «Мэ». Прибежал и смелый Е, прочитали дети: «Ме». Слайд 9. Маша предлагает не просто прочитать слоги, а спеть их. Согласны? Исполнение попевки «Ма-мэ-ми…» (стоя): чтение слогов (размещены на ИД) на знакомую с уроков музыки попевку под фортепианное сопровождение. ма | мэ | ми | мо | му | ми | мы | ме | мё | мя | мо | ма | мы | му | мэ | мё | мя | ми | мю | ме | Дифференцированная работа: 1группа. Выборочное чтение: - прочитайте слоги первого столбика, второй строки; - найдите и прочитайте все слоги с мягким согласным, с твёрдым согласным; - прочитайте слоги 3 столбика, 4 строки, В какой строке только мягкие согласные звуки? Твёрдые? 2 группа. Самостоятельное чтение стихотворения Г.Виеру (с.62) Слайд 10. Работа с текстом. - Посмотрите на картинку (иллюстрация к стихотворению Г. Виеру) - Как вы думаете, о чём пойдёт речь в стихотворении? - Давайте проверим ваши предположения. Бык мычит две буквы: - му! - Мяу! – кот сказал ему. – Слышал? Значит, мы, коты, Знаем больше букв, чем ты. - Какие буквы знает бык? А кот? Кто больше? Вы хорошо справились с чтением слогов и стихотворения. Оцените свою работу на этом этапе. Ритмическая минутка. Учитель задаёт ритмический рисунок (хлопки – притопы) Слайд 11. Миша очень любит умные игры для умных детей. Часто играет в них вместе с Машей. Поиграем? «Где находится звук [м] ?» (нужно указать место звука в схеме слова) ( online-игра с сайта «Логозаврия») при нажатии на окно игры совершаем переход на сайт http://www.logozavr.ru/856/  Физминутка для глаз (под муз.сопровождение) Слайд 12. Маша приготовила для вас трудное задание. Работать будем в группах. Вспомните правила групповой работы.  Работа в группах: 1-я группа: Найдите картинки, названия которых начинаются со звуков [м] или [м׳]; 2-я группа: Найдите картинки, в названии которых [м] или [м׳] стоят в середине слова; 3-я группа: Найдите картинки, в названии которых [м] или [м׳] стоят в конце слова. Оцените свою работу в группе: если вы были активными и правильно выполнили задание – закрасьте красным карандашом очередную часть ягодки | Учащиеся называют слово, поясняя, при необходимости, его значение (например: мяч – игрушка, мартышка – животное) Садятся за парты Дети хором отвечают: «Эм!», далее читают слоги по ходу стихотворения Отрабатывают слоговое чтение Нечитающие дети (далее 1 гр.) упражняются в чтении слогов с комментарием: «Буква а – читаю твёрдо – ма, буква я – читаю мягко – мя», упражняются в табличном ориентировании Читающие дети самостоятельно знакомятся со стихотворением Г.Виеру Дети 1 группы высказывают свои предположения. Хорошо читающие дети читают стихотворение. Остальные слушают и смотрят на картинку. Отвечают на вопросы, доказывают правильность ответа Закрашивают часть ягодки Дети повторяют ритмический рисунок Выбор картинок, в названии которых [м] стоит в требуемой позиции Выполняют упражнения для укрепления глазных мышц и снятия усталости Озвучивают правила групповой работы. Выполняют задания, затем по одному представителю от каждой группы демонстрируют выполнение на ИД (коллективная проверка)  Закрашивают часть ягоды, оценивая свою работу | Логические: анализ объектов Регулятивные: контроль, оценка, коррекция Познавательные: рефлексия способов и условий действия Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли Регулятивные: самооценка Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия Регулятивные: контроль, коррекция, осознание уровня усвоения материала Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание качества и уровня усвоения материала Личностные: самоопределение Регулятивные: самооценка |