Цели и задачи:
1. Дать понятие о правописании сочетания ЖИ – ШИ в словах, закрепить умения учащихся в правописании слов с данными сочетаниями;
2. Развивать орфографическую зоркость, память, речь, мышление через выполнение занимательных упражнений, развитие навыка письменной речи путем выполнения письменных упражнений;
3. Воспитывать мотивацию к урокам письма, чувство взаимовыручки, любознательность.
Оборудование: рисунок Простоквашино, карточки ,музыка из кинофильма « Каникулы в Простоквашино» тетради, учебники.
Тип урока: сообщение новых знаний ,урок - путешествие
Ход урока:
I. Организация класса.
В одном густом лесу жил да был очень забавный зверек .
Он дружок зверям и детям ,
Он – живое существо .
Но таких на белом свете ,
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не котенок ,не сурок .
Но заснята для кино ,
И известна всем давно.
Эта милая мордашка ,
Он зовется …. «Чебурашка»
Вернее, его сначала никак не звали ,пока он жил в своем лесу .А назвали его Чебурашкой потом, когда он уехал из леса и встретился с людьми . Однажды он проснулся утром рано и отправился немного погулять .Гулял он себе гулял …и оказался в деревне .(рисунок деревни) И жил в той деревне почтальон Печкин .
-Кто догадался ,какая это деревня ?

Сегодня у нас урок – путешествие .Путешествие Чебурашки по Простоквашино
II. Сообщение темы и цели.
- Сегодня мы повторим правописание шипящих с гласными буквами.
Чтобы правильно выполнить все задания, надо знать, как пишутся сочетания жи - ши; иметь воображение, смекалку.
III. Минутка чистописания.
В той деревне где оказался Чебурашка ,жили – были петушки .И вот , когда Чебурашка подошел к ним , то вдруг …(Запись на доске )
Петушки распетушились .
Но подраться не решились .
Если очень петушиться ,
Можно перышек лишиться .
Если перышек лишиться ,
Нечем будет петушиться .
Напишем слог ши столько раз ,сколько он встретился в стихотворении.(6 раз )
Что нужно знать , чтобы правильно записать эти слоги ?
Твердо знаем мы ,что ши
Пишем через букву и.
А что вы интересного заметили ?
Гласная буква и командует « Читайся мягко» ,а здесь надо читать твердо .(Звук ш всегда твердый )
-После какой буквы также никогда не пишется буква ы?(ж)
Жи и ши , жи и ши
С буквой и всегда пиши.
Как вы думаете ,что сказал Чебурашка петушкам ?(надо играть спокойно ,всегда выслушивать друг друга и тогда спор не перерастет в ссору )

IV. Подготовка к изучению нового.
А теперь Чебурашка предлагает отгадать загадки и записать отгадки :
1. Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.?
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней?
(машина)
2. Белые горошки на зеленой ножке.
(ландыши)
3. Мы – проворные сестрицы
Быстро бегать мастерицы,
В дождь – лежим,
В снег – бежим,
Уж такой у нас режим.
(лыжи)
4. Он высокий и пятнистый,
С длинной – длинной шеей,
И питается он листьями –
Листьями деревьев.
(жираф)
Что общего в этих словах ?
Над чем будем работать на уроке?
(правописание ЖИ, ШИ)
V. Работа над новым материалом.
К нам на урок пришел кот Матроскин и приготовил для вас задания.
Задание 1 Составьте словосочетания
Холодные маш…на
Тугая снеж…нка
Грузовая пруж…на
Острые ш …шки
Колючий ландыш….
Еловые ш…пы
Душ…стые гусь
Вкусные ш ….повник
Ж….рный груш….
Задание 2:
- Найдите слова с новой орфограммой на слух.
Хорошо на свете ЖИТЬ!
И с ребятами ДРУЖИТЬ.
Дружба в ЖИЗНИ помогает,
Много счастья доставляет.
- А вы знаете почему Ж и Ш дружат с буквой И
и не дружат с буквой Ы?
Послушайте сказку,которую вам расскажут кот Матроскин и пес Шарик .
СКАЗКА О СОЧЕТАНИЯХ ЖИ И ШИ.
Был жаркий летний день. Согласные буквы Ж и Ш пошли купаться на местное озеро. Доплыли они до середины, улеглись на мель, плещутся. Весело им. И вдруг, откуда ни возьмись, набежала тучка, потемнело небо, грянул гром, побежали легкие волны по озеру. Они накрыли Ж и Ш. Испугались бедные Ж и Ш, кричат: «Помогите!» А на берегу сидела важная и сытая буква Ы. Она поднялась, посмотрела на барахтающиеся в воде буквы и спокойно укрылась под грибком. Волна вот – вот накроет Ж и Ш с головой, но, к счастью, их крик услышала гласная И. Она смело кинулась в воду, подплыла к ним. Одну свою руку она протянула букве Ж, другую – букве Ш и вытащила их на берег. С тех пор согласные Ж и Ш дружат только с буквой И. Помните об этом, ребята!!!
Задание 3:
Составьте предложение из слов.
Живут ,дружно, малыши .
Найдите слова с орфограммой.
Задание 4:
Вставь пропущенные буквы.
Камыш…,тиш…на,ж…вут,ж..вой.



VI. Физминутка.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
И как зайки поскакали.
И за кустики пропали.
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
VII. Закрепление
Гулял Чебурашка по деревне и очень захотел пить.Подлетел к нему Галчонок и предложил поиграть в игру .
Игра « Волшебный колодец»
Около волшебного колодца стоят два ведра. Одно с буквой Ы, а другое с буквой И. Колодец откроется и угостит водичкой, если возьмете ведро с нужной буквой.
А сейчас вы должны прочитать слова и запомнить , что еще увидел Чебурашка ,гуляя по деревне .
Кто больше запомнит слов ?
(на доске слова )
Мыши ,ежик ,
Шипы ,лыжи ,
Шалаши ,жираф ,
Шишки ужи ,
Кувшинка ,пружина .
Работа по учебнику.
VIII. Домашняя работа.
Вспомнить или придумать 10 слов с сочетаниями жи - ши.
IX. Итог урока.
Кто из вас догадался ,почему Чебурашка попал в деревню Простоквашино именно на уроке грамоты ? Чебурашка помог нам запомнить важное правило письма .
Жи и ши , жи и ши
С буквой и всегда пиши.
Запомни !
ВЫВОД: ЧИЖИ, УЖИ, ЕЖИ, СТРИЖИ,
ЖИРАФЫ, МЫШИ И МОРЖИ,
МАШИНЫ, ШИНЫ, КАМЫШИ -
ЗАПОМНИ СЛОГИ ЖИ И ШИ.
Ребята ,Чебурашка всегда искал друзей .А вы хотите быть его друзьями ?
X. Оценка деятельности учащихся.
- Кто на уроке был самым активным?
- как вы думаете. Кому можно поставить оценку «5»?


Открытый урок по грамоте на тему: «Сочетание жи - ши»
Учитель 1 «Б» класса
Кучеренко Галина Анатольевна