МЫ – ШКОЛЬНИКИ
Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с новым социальным статусом школьника, с понятиями школа, учитель, класс, развития речи, умения анализировать рисунки, использовать условные обозначения; способствовать развитию способности к самоанализу, самооценке, воспитанию аккуратности в обращении с учебными принадлежностями.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся объяснять понятия: школа, учитель, класс; ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении; получат возможность научиться различать нравственно-этические понятия.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: контроль и самоконтроль – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; коррекция – адекватно воспринимать информацию учителя или одноклассника, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия.
Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; предметные – знакомиться с новыми понятиями: «школа», «учитель», «класс»; описывать назначения различных школьных помещений; логические – строить рассуждения, высказываться в устной форме о значении школьных помещений.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – вступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в паре.
Личностные: смыслообразование – оценивают свой учебный труд, принимают оценки одноклассников, учителя; самоопределение – соблюдают правила поведения в школе, понимают важность здорового образа жизни, осознают личную ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.
Ход урока
Орг. Момент
Актуализация знаний
1. Беседа.
– О чём мы с вами говорили на предыдущем уроке? Что самое главное нужно ценить в человеке?
2. Игра «Представь себя и своего одноклассника».
– Ребята, как вы считаете, а нужно ли каждому из вас знать имена всех ребят, с которыми вы учитесь в одном классе? Почему вы так считаете?
– Давайте поиграем с вами в такую игру: вы называете своё имя, то есть представляетесь, и имя своего соседа по парте; потом встает он и представляется точно так же.
Выполнение задания.
– Какие имена у нас в классе встречаются редко? Какие повторяются? Каких имён больше всего?
III. Постановка учебной задачи.
.Беседа.
– У вас разные имена, фамилии. Вы отличаетесь друг от друга и по внешним признакам, и по характеру. Есть ли что-то, что вас объединяет? (Мы учимся в одной школе, в одном классе. Мы теперь ученики, одноклассники.)
– Что же такое школа?
– Что такое класс? (Многозначное слово «класс»: класс – это и школьная комната для занятий, и группа ребят одного года обучения.)
IV. Работа по теме урока
1. Речевая разминка– Продолжите предложение: «В школе я буду учиться…»
2. Работа с учебником (с. 9).
– Какой символ здесь изображён? Что он обозначает? (Это лупа. Значит, нам надо внимательно рассмотреть иллюстрации, понаблюдать.)
– Рассмотрите рисунки и расскажите с их помощью о школьных помещениях, их назначении. Как вы думаете, все ли школьные помещения изобразил художник или что-то забыл? (Например, библиотеку, гардероб, кабинет директора.)
Физкультминутка
Задание «Соображалки»
– Перечислите предметы, которые вы начали изучать в первом классе. (Учащиеся перечисляют.)
По ходу вариантов ответов детей учитель открывает слайды 7–13.
– Давайте подумаем, а можно ли обозначить эти предметы какими-либо символами, которые подсказали бы нам, чем нужно заниматься на этих уроках? (Варианты ответов.)
Самооценка деятельности
– Ребята, просмотрите ещё раз все задания, которые вы сегодня выполняли на уроке. А теперь оцените свою работу, закрасив соответствующий цветочек:
Первый, если вы работали быстро, всё сделали правильно, выполняли самостоятельно.
Второй, если работали правильно, но не так быстро.
Третий, если вы всё сделали правильно, но при этом вам помогали.
Четвёртый, если вы всё сделали быстро, но неправильно.
– Кто хочет попробовать проанализировать свою деятельность на уроке?
Желающий обязательно поощряется учителем, чтобы ребята не боялись оценивать себя реально. Главная задача – научить ребят находить в своей работе и положительное, и отрицательное, и учиться работать над собой.
III. Итог урока.
– О чём мы говорили сегодня на уроке? Что нового для себя узнали, чему научились?
Слайд 14.
– Давайте прочитаем стихотворение М. Бородицкой «Первоклассник» (учебник, с. 8).
Щелчок по крестику – закрытие презентации.
– Как вы думаете, кто может завидовать первокласснику? А вам нравится ходить в школу? Почему?