2 3 4 5 6. 7 8 9 10 11 12 | Проверка изученного материала. Актуализация знаний Самоопределение к деятельности Формулирование темы и цели урока Открытие нового знания Физминутка -работа в группах Первичное закрепление нового материала. - понятие «насекомое» - строение насекомых - место обитания насекомых Динамическая пауза Включение в систему знаний . Первичное закрепление - группы насекомых по способу питания Фронтальный опрос ОХРАНА НАСЕКОМЫХ Итог урока Рефлексия. Оценивание учителя Домашнее задание с комментированием и правом выбора Прием «Шведский стол» | Вспомните, кто помогает нам в наших путешествиях. (Наша помощница Черепаха и муравей Вопросик) ВЫВЕШИВАЮ НА Доску - У меня есть волшебная коробочка , хотите посмотреть что в ней ? (ДОСТАЮ предметы) Как кусачки, губка и шприц связаны с питанием насекомых. -Интересно , а умеете ли вы отгадывать загадки? ИГРА НАЙДИ СВОЕ МЕСТО Зачитываю загадки и выставляю отгадки на доску 1. Не мышь, не птица. В лесу резвится, На деревьях живет И орешки грызет ( Белка ) Сообщаю сегодня 17 ноября празднуется День белочки 2. Полосатая злодейка Съест любого малыша: Пескаря, плотву, уклейку, Не проглотит лишь ерша (Щука) Вспоминаем правило ЩУ 3. На одной ноге стоит В воду пристально глядит Тычет клювом наугад Ищет в речке лягушат ( Цапля) - Каким одним словом можно назвать отгадки? -Правильно животные . -А к каким группам можно их отнести? (НА ДОСКЕ СОСТАВЛЯЕТСЯ КЛАСТЕР) _Докажите - Ребята , а все группы животных мы вспомнили?( Нет группы животных – насекомые) -Как вы думаете о какой же группе животных мы сегодня поговорим на уроке ? - - Правильно – о насекомых -А каких насекомых вы знаете и видели в природе? Обращаю внимание что наш помощник Муравьишка относиться к группе насекомых Сформулируйте тему нашего урока. О ком мы будем говорить? – Тема нашего урока – «Насекомые».(слайд)Какую цель мы перед собой поставим? Чтобы достичь цели урока необходимо составить план изучения насекомых. Что вы бы сегодня хотели узнать о насекомых?(слайд) 1. Почему этих животных называют насекомыми? 2.Особенноси строения 3.Среда обитания. 4.Питание. 5 .Значение НЕЙРОГИМНАСТИКА КОЛЕЧКИ ( ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -Вспомните правила работы в группе ( НА СТОЛАХ ЛЕЖАТ ПАМЯТКИ) -Предлагаю вам стать учеными и определить существенные признаки насекомых. -Внимательно прочитайте задания и ответьте на вопросы. 1 группа Задания: Прочитайте тест. Расскажите, что нового узнали о насекомых. Насекомые от слова насекать (на теле есть полоски как насечки). Насекомые – самая многочисленная группа животных. Это и красивые бабочки, и неприметные труженики муравьи, и разные жуки, и такие надоедливые летом мухи и комары. Насекомые - маленькие, большие; одни летают, другие ползают, прыгают; одни живут несколько лет, другие – один день. Только представьте себе, насекомых на Земле больше, чем животных и растений вместе взятых. Некоторые учёные утверждает, что именно насекомые – цари Природы. А еще насекомые — самые живучие существа в мире. Они первыми появились на нашей планете и до сих пор существуют рядом с человеком. Что интересно, у насекомых цветное зрение. А это очень редко в животном мире. Вот мы с вами видим мир многокрасочным, а большинство животных такой способностью не обладают. Наука о насекомых называется “энтомология”. Учёных, изучающих насекомых, называют энтомологами. Может быть, кто-то из вас станет учёным-энтомологом. Вывод: Название группа животных получила из-за полосок, похожих на насечки. Насекомые самая многочисленная группа животных. Они самые живучие. Первыми появились на нашей планете. Наука о насекомых называется “энтомология”. 2 группа 1.Рассмотрите внимательно этих насекомых. Чем они похожи? Что есть у них, и нет у других животных 2. Посчитайте сколько частей тела у насекомого? 3. Подпишите части тела. 4. Проверьте по образцу Вывод: Тело разделено на три части: голова, грудь, брюшко. Только насекомые имеют 6 ног 3 группа Рассмотрите иллюстрации в учебнике .Где могу обитать насекомые? Назовите насекомых, жизнь которых связана с землёй. (Медведка, муравьи). Назовите насекомых, жизнь которых связана с водой. (Водомерка, жук-плавунец). Кто из насекомых летает? (Стрекоза, шмель, бабочка, божья коровка, муха, пчела) Вывод: Насекомые живут везде: в почве, на земле, в воде, в воздухе: от жарких стран до границ льдов на севере. - Ребята, оцените работу своей группы. Во время ответов идет демонстрация слайдов Выводы: (слайды) 1 группа: Название группа животных получила из-за полосок, похожих на насечки. Насекомые самая многочисленная группа животных. Они самые живучие. Первыми появились на нашей планете. Наука о насекомых называется “энтомология”. 2 группа: Тело разделено на три части: голова, грудь, брюшко; есть чувствительные усики»У насекомых 6 ног. 3 группа: Насекомые живут везде: в почве, на земле, в воде, в воздухе. Учитель. - Ребята, что помогает передвижению насекомых? (крылья) - У животных, какой группы тоже есть крылья? (У птиц) - А что помогает насекомым находить пищу, ведь у них нет носа, чтобы улавливать запах? (Усики) - Так в чём же вы видите особенность строения тела насекомых? Вывод: У насекомых 6 ног, тело разделено на 3 части Он весь как будто на ладони Пчелиный сладкий дружный домик Что беспощаден он к врагу Об этом вспомнишь на бегу Игра «Узнай насекомое» Паук не относится к насекомым, т.к. у него две части и 8 ног -Подумайте: как кусачки, губка и шприц связаны с питанием насекомых. (показ предметов). Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки. Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь. Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка. -На какие группы можно разделить насекомых по типу питания? - Составим схему «Группы насекомых по способу питания» (Слайд ). 1-я группа: Как питаются растительноядные насекомые? (Только растительной пищей, частями растений: гусеницы, колорадский жук. бабочки. шмели, пчелы, саранча, тля) 2-я группа :Как питаются хищные насекомые? (Они охотятся на других насекомых или пьют кровь животных : комары, стрекозы, жужелица, божья коровка) 3-я группа :Как питаются всеядные насекомые? (Они питаются как растениями, так и животными: муха, комар, медведка) Стрекоза охотится на комаров. Шмель и бабочка, сидящие на цветках, пьют цветочный нектар и питаются цветочной пыльцой. Муравьи тянут гусеницу. Божья коровка охотится за тлей. Тля питается соками листьев растений.) А вот у комаров питание «раздельное». Самцы комаров предпочитают соки растений, а самки – кровь животных СКАЗКА СПОР ЗВЕРЕЙ Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых. Медведь говорит: « Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчел, мой мёд воруют. Давайте оставим только пчёл и бабочек». А лягушки и птицы отвечают: « Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми. Решили тогда животные… -Что же решили животные? Какую роль играют насекомые в природе и жизни человека? - Что будет, если исчезнут насекомые? Вывод: насекомые все нужны. Почему надо оберегать насекомых? Опыляют растения, дают людям мёд и ценные лекарства, участвуют в почвообразовательных процессах, уничтожают насекомых-вредителей, являются пищей для других животных, да и просто радуют глаз) Показываю Красную Книгу - В Красную книгу Забайкальского края занесено 75 видов насекомых Сообщаю о насекомых занесенных в Красную книгу Забайкалья Вернемся к нашему плану. Остались вопросы, на которые сегодня мы не ответили? Почему мы смогли за урок узнать так много? Что помогло? (Работали в группе, помогали друг другу.) - Если на уроке было интересно, ты узнал новое – прикрепи прищепку на зеленую бабочку Не все понял нужна была помощь –желтую Неинтересно , скучно, ничего не узнал – красная 1. Нарисуй рисунок «Защитим насекомых!» 2. Найди 5 загадок о насекомых и загадай их одноклассникам на следующем уроке. 3. Сочини сказку о насекомых. Спасибо за урок! | Дети предполагают Делают предположения Отгадывают загадки Обобщают и проводят классификацию животных Доказывают принадлежность к той или иной группе (1. Звери- тело покрыто шерстью, выкармливает детенышей молоком. 2. Рыбы- тело покрыто чешуей, обитает в воде. 3. Птицы – тело покрыто перьями Отвечают на вопросы. Формулируют тему и задачи урока Делают вывод Дети выдвигают предположения На партах у каждой группы иллюстрации с изображениями насекомых и задания к ним Распределение действий между членами группы Выполняют задания в группах - работа с текстом, схемой, таблицей . ( ПРОВЕРЯЮТ ПО ОБРАЗЦУ) Ответы детей. Оценивают работу группы Группа выбирает отвечающего, он обобщает ответы детей и демонстрирует иллюстрации. Делают выводы Дети отгадывают загадку, придумывают движение под каждую строку Дети работают на карточках , отмечают насекомое, поводят взаимопроверку Делают вывод , что паук это не насекомое Предполагают Делают вывод о насекомых по способу питания Составляют схему Проверяют по эталону Отвечают на вопросы Слушают сказку Делают выводы Обобщают Слушают информацию учителя Подводят итоги, выясняют все пункты урока выполнены Проводят самооценку учебной деятельности Выбирают домашнее задание |