Предметные: Расширение и углубление представления учащихся об понятиях «патриот», «патриотизм»; воспитывать интерес к изучению истории страны, чувство патриотизма и гордости за величие дел своих соотечественников. добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию на уроке. | Метапредметные Уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника уметь оформлять свои мысли в устной форме учиться формулировать собственное мнение и позицию уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя | Личностные: Развивать познавательную и творческую активность; способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности; формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности. |
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно». А.С. Пушкин - Обратите внимание на доску. Эпиграфом к сегодняшнему уроку станут слова А.С.Пушкина. - Прочтите эпиграф. - Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить на уроке? - Сегодняшний урок мы посвятим защитникам нашей Родины. Мы узнаем, какие тяжелые испытания выпали народу России в начале XVII века и как он с честью преодолел их. Мы познакомимся с новыми понятиями. - Но для начала мы вспомним, что вы изучили на прошлом уроке. А для этого мы ответим на вопросы. Вопросы: - Каково значение начала книгопечатания в России?
- Расскажите об Иване Федорове и его типографии.
- Кто напечатал первый русский букварь? - Назовите русские учебники XVII века и их авторов. | «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно». А.С. Пушкин - Читают эпиграф и рассуждают, о чем пойдет речь на уроке. - Отвечают на вопросы по пройденной теме: - С появлением книгопечатания повысился уровень образованности в стране, появилась первая азбука. Теперь не только представители знати могли учится, но и обычные люди. - Иван Федоров- первопечатник. В 1564 году была издана первая печатная книга «Апостол». - Иван Федоров. - «Азбука» Василия Бурцова; «Грамматика» Мелетия Смотрицкого; «Букварь» Кариона Истомина |
- Ребята, посмотрите на доску. Попробуйте из этих хаотично разбросанных букв составить слово. Это слово будет частью нашей сегодняшней темы урока. - Верно, это слово «Патриот» - Сегодня на уроке мы будем изучать вопросы: Что такое Родина? Что такое «патриотизм»? Кого можно назвать патриотом России? Могу ли я себя назвать патриотом? Может ли проявляться патриотизм в мирное время? - Понятие Родина тесно связано с понятием патриотизм. Как вы понимаете смысл слова «патриот», «патриотизм»? - В словаре русского языка С.И. Ожегова даётся толкование слова «патриот» - это человек одушевлённый патриотизмом, «патриотизм» - преданность и любовь к своему отечеству, своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины - Ребята, приведите примеры патриотизма, вспомните героев, о которых вы узнали на других уроках. | - Патриот
- Патриот – человек, который любит свою родину, защищает её от врагов. - Отвечают на заданный вопрос. |
- А теперь мы мысленно перенесемся в начало XVII века, и познакомимся с историческими событиями, а также защитниками земли русской того времени! Когда перед народом встала задача освобождения своей земли от польских захватчиков. Государство с этой задачей справиться не могло. - У вас, конечно, возник вопрос «почему»? - Давайте попробуем предположить. - Давайте проверим, совпали ли ваши предположения. Ответ на это мы сможем найти учебнике на странице 87. 1. С помощью учебника сформулируйте определение. Народное ополчение- это________________________________ 2. Мама Серёжи и Нади предлагает тебе определить, кому и где воздвигнут этот памятник. Опишите его. 3. Кого мы называем патриотом? 4. Выберите из списка и подчеркните слова, имена, дату, с помощью которым можно составить рассказ о событиях в России начала 17 века. 5. Когда в России начали править цари из рода Романовых? Запишите дату. | - Высказывают свои предположения. - Открывают учебник на странице 87. Читают параграф. 1. С помощью учебника сформулируйте определение. Народное ополчение- это добровольческий военный отряд, созданный для борьбы с польскими войсками под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. 2. Мама Серёжи и Нади предлагает тебе определить, кому и где воздвигнут этот памятник. Опишите его. Памятник Минину и Пожарскому. Нижегородский гражданин Минин указывает князю Пожарскому на Кремль и призывает его подняться на борьбу с поляками. Князь в тот момент отдыхал и лечился от ран. Кузьма Минин передает ему меч, как будущему военному начальнику, а сам же обязуется найти собрать средства и людей. 3. Кого мы называем патриотом? Патриот- это человек, который любит свою родину. 4. Выберите из списка и подчеркните слова, имена, дату, с помощью которым можно составить рассказ о событиях в России начала 17 века. Народное ополчение, Кузьма Минин, Нижний Новгород, 1612 год, Дмитрий Пожарский. 5. Когда в России начали править цари из рода Романовых? Запишите дату. 1613 год. |
Проводит рефлексию. «Выберите и продолжите любое предложение (устно): На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я бы похвалил себя за… После урока мне захотелось… Сегодня я сумел… У всех хорошее настроение после урока? Тогда давайте подарим это настроение друг – другу, просто улыбнувшись соседу». | Оценивают свою деятельность на уроке. |