Тема: «Что такое деньги?»
Цель урока: создать на уроке условия для знакомства детей с историей денежных единиц и их ролью в жизни человека.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цели деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение на основе имеющихся знаний и личного опыта;
- учиться вместе с учителем и другими учениками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, извлекать необходимую информацию из текста;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
-в процессе дидактической игры познакомиться с понятиями «БАРТЕР», «КУПЛЯ – ПРОДАЖА», понять трудности такого обмена.
Коммуникативные УУД:
- учиться работать в парах, приходить к общему решению в совместной деятельности;
- слушать и понимать речь других.
Приветствие
Слайд 1. Какой раздел учебника мы изучаем? (Чему учит экономика) Р
Слайд 2. Для чего нужна экономика? (Для удовлетворения потребностей человека в товарах и услугах Слайд 3. Э-П-Т-У
Кто производит товары? (люди, предприятия, промышленность, отрасли) ОП
Я принесла товары, которые выпускает наша промышленность и хочу, чтобы вы их приобрели. Возможно ли это? Если нет, то почему? (нет денег, нет цены на товарах)
Что такое деньги? Слайд 4. Вроде бы и простой вопрос, но ставит в тупик. Это и есть тема урока. Выскажите предположения, какова будет цель урока. Слайд 5.
Узнать, что такое деньги
Как появились деньги, всегда ли были деньги
Как выглядят деньги
Какие бывают деньги (денежные единицы разных стран)
Способы приобретения товара
Поэтому вернёмся к товарам на моём столе. Если у вас нет денег, предлагаю сделать это так, как Мишка из рассказа «Он живой и светится». Обменять. Предлагаю обменять мой товар на ваш.
В данном случае у нас прошёл обмен одного товара на другой: такой способ обмена называется ТОВАР – ТОВАР
Такой способ обмена происходил в давние времена, когда не было денег.
Внимание на экран: Слайд 6. на картинках люди разных профессий – сапожник, портной, гончар. Помогите им совершить обмен товаром.
Внимание вопрос: Сапожнику нужен глиняный горшок, Портному нужны сапоги, а Гончару рубашка. Как им совершить обмен? (сапожник отдаст сапоги портному, а портной отдаст ему рубашку, сапожник выменяет рубашку на глиняный горшок).
Совершать такой обмен было не просто, потому что у людей всегда много потребностей и приходится часто искать того, с кем нужно меняться.
А сейчас изменю условия своей игры. Что изменилось? (на товарах появилась цена). Следовательно, я предлагаю свой товар поменять на деньги. И это отношения или способ обмена можно записать так: ДЕНЬГИ – ТОВАР или ТОВАР – ДЕНЬГИ
Итак, вы приобретали товар двумя способами. Слайд 7. Предлагаю прочитать материал первого и второго абзаца учебника и ответить на вопрос, как называются эти способы. Слайд 8. БАРТЕР КУПЛЯ-ПРОДАЖА
С какой целью приобретали ТОВАР (с целью удовлетворения потребностей).
Как узнали цену товара и кто её назначил? (продавец и производитель).
Во втором случае вы поменяли деньги на товар. Слайд 9. Прочтите 3 абзац учебника и ответьте на главный вопрос урока. Слайд 10.Что такое деньги? Деньги –особый товар, который можно обменять на товары и услуги. Слайд 11.
Как вы думаете, всегда ли деньги существовали? Об истории возникновения денег я предлагаю узнать из небольшого фильма. Ваша задача, узнать и запомнить, что служило деньгами в древние времена? Слайд 12. (соль, листья табака, какао бобы, морские раковины каури и даже крысы, золото, самородки) И так люди постепенно пришли к современным деньгам и отношениям ТОВАР- ДЕНЬГИ. Обобщим услышанное и увиденное.
Ученик1. Слайд 13.
Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины. Кузнецы - наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы - зерно, растительное масло. Скотоводы - быков, овец, шерсть и кожи. Воины-победители - своих пленников.
Ученик2.
Но обменивать товары очень сложно. Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги. Правда, сначала деньгами служили различные предметы, например, морские раковины, шкурки зверей и даже сушёная рыба.
Слайд 14.
Ученик 3.
Одними из первых денег были раковины каури. В раковинах просверливали дырочки и нанизывали их на веревочку, как бусы. За одного быка нужно было отсчитать тысячи раковин. Но самыми удобными деньгами оказались металлические. Их можно было чеканить любой стоимостью.
Ученик 4.
Дорогие монеты чеканились из золота, подешевле – из меди. Однако, и у них был недостаток – металлические деньги тяжелы и занимали немало места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой большое количество золотых монет: как ни прячь, разбойники все равно найдут их. И поэтому на смену им пришли металлические и бумажные деньги.
Слайд 15,16
Как называют металлические деньги? (монеты) Как называют бумажные деньги? Найдите ответ на с.63 в 4 абзаце. Слайд 17.
Слайд 18,19
Слайд 20
Какие монеты принесли вы? Давайте выполним практическую работу и узнаем, что же изображено на монете? Опишите любую монету (у монеты две стороны, с одной стороны герб, а с другой написано сколько это рублей) Что написано на монете? (название страны, которая её выпустила)
Какая из них лицевая и какая оборотная?
Об этом мы прочитаем в учебнике с. 64 пункт 2 Слайд 21
Что нового вы узнали из текста? Какие незнакомые слова Вам встретились? Это термины.
Дополнение: аверс, реверс, номинал, гурт, легенда Слайд 22
Чем отличаются бумажные деньги от монет и что в них общего? Что можно узнать?
(страна, номинал, исторические памятники, объекты культурного наследия)
Слайд 23
На банкноте 10 рублей – Красноярск, 50 рублей – Санкт-Петербург, 100 рублей – Москва, 200 рублей – Севастополь, 500 рублей- Архангельск, 1000 рублей – Ярославль, 2000 рублей – Мост через остров Русский, космодром Восточный, 5000 рублей г. Хабаровск. Кто узнал объекты?
Слайд 24
17. Назовите денежную единицу нашей страны – рубль.
с. 64 Почему так назвали денежную единицу на Руси? (чтение материала учебника)
Слайд 25,26
18. В нашей стране ежегодно выпускают особые деньги, юбилейные монеты, монеты и банкноты в ознаменовании каких-то исторических событий – Олимпиада в Сочи, есть люди, которые собирают такие монеты, коллекционируют. (показать банкноту и металлические рубли). Монеты могут многое рассказать о великих событиях и людях, совершить путешествие в прошлое. Показать банкноты СССР.
19. Узнайте на с. 65, как называют людей, которые коллекционируют деньги? Слайд 27,28
20. В разных странах свои денежные единицы (валюта). Приведите примеры.
Слайд 29
21. Ответим на вопрос, для чего же нужны деньги? Как заработать деньги? Деньги, которые мы зарабатываем называются зарплатой. Мы тратим их на товары и услуги.
Слайд 30,31
22. У вас тоже есть опыт обращения с деньгами, как вы поступаете с ними. (копите) На что можно накопить? (…….). Деньги, которые мы откладываем, копим называются сбережениями. Слайд 32.
24. Удалось ли нам ответить на вопросы, которые стояли в начале урока?
С. 62-63 (используя материал учебника, вставьте нужные слова) Слайд 33
25. Самостоятельная работа и проверка. Слайд 34
Каждый товар должен попасть к тому, кто в нём нуждается. Для этого происходит ________________. Есть два способа обмена: ___________ и ________________.
____________это особый товар, который можно обменять на другие товары и услуги.
На стоимость товара указывает его __________. В качестве оплаты за работу получают ________. Часть денег откладывают на будущее – это __________________. Люди, которые коллекционируют и изучают монеты, называются _______________.
Соедините стрелками название сторон монет, номинал и легенду.
Д/З – изучить российские банкноты. Узнать, что на них изображено.