-Здравствуйте, ребята! Команда к плаванию готова? Мы отправляемся в историческое путешествие по “реке времени”. Надеюсь, что это путешествие позволит нам открыть много нового. На партах у команды лежат два сигнальных флажка: голубого цвета будет означать, что вы справились с заданием, а белый, что у вас возникли проблемы. - Итак, в путь! Слайд 2. - Прочитайте высказывание: “Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо”. – Как вы это понимаете? / В прошлое нельзя вернуться. Никак. Прошлое действительно небезупречно, много разрушений и страданий принесли войны. Упрекать прошлое бессмысленно, это было, и изменить ничего нельзя. А вот изучать необходимо, чтобы не допускать ошибок прошлого /. - Давайте вспомним, какие события из истории нашего отечества мы уже изучили на прошлом уроке? 1.Проверка домашнего задания. Выполнение теста. Тест «Смутное время » 1) Исторический процесс, наступивший в России в конце 16 века и продолжавшийся по 1613 годы назывался: а) Смута б) Усобица в) Война 2) Новым царем после смерти Ивана Грозного стал: а) Борис Годунов б) Федор Иванович в) Федор Борисович 3) Григорий Отрепьев, монах Чудова монастыря, вошел в историю под именем а) Лжедмитрий 1 б) Илейка Муромец в) Петр Федорович 4) В 1611 году в Нижнем Новгороде было создано народное ополчение под предводительством – а) Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского б) Ляпунова и Заруцкого В) Трубецкого и Мстиславского 5) С 1613 года новым русских царем стал - А) Алексей Михайлович Романов б) Петр I в) Михаил Федорович Романов - К какому времени относится этот тест? / Период Смутного времени / Ответы 1)а 2)а 3)а 4)а 5)в Слайд 3. - Самопроверка ответов теста по слайду презентации. В своих листах самооценки отразите результаты. - Оцените свою деятельность с помощью флажков. Слайд 4. - Посмотрите на слайд презентации. / Показ открыток с видами Санкт-Петербурга /. – Знаете ли вы, какой город изображён? На какой реке он стоит? - Кто из вас бывал в нём? Чем вам запомнился этот город? Знаете ли вы, как давно он был построен? (Ответы учеников.) – Россия владела устьем реки Невы 800 лет. Всё это время здесь было только болото, городов не было. На доске появляется запись: До начала XVIII века в устье Невы были дремучие леса и непроходимые болота. – Но в начале XVIII века за несколько лет в устье Невы возникает Санкт-Петербург – город-порт, новая столица России. На доске появляется запись: В начале XVIII века в устье Невы возникает город Санкт-Петербург. - Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (До XVIII века города не было, а потом он вдруг возник!) – Какой возникает вопрос? Слайд5. 1.Зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы? /Проблема урока записывается на доску/. – Ребята, представьте, что вдруг столицей России станет не Москва, а другой город, например наш. Как вы думаете, это серьёзное событие для государства? (Конечно!) Такое событие может произойти просто так, без значимой причины? (Нет.) - Послушайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина, в нём говорится о человеке, при котором произошли эти события. То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник – Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. - Как вы думаете, кто это? (Петр I) Слайд 6. - Какова будет тема нашего урока. Тема урока: Петр I. -Проверим ваше предположение. Петр Великий (Табличка) - Петр I и Петр Великий это один и тот же человек? - Что вы знаете об этом человеке? / Он был царём / -А что бы вы хотели узнать о нем? - Почему Петра I назвали Великим? (Табличка) - Каким было детство Петра I? (Табличка) Наш корабль делает первую остановку на причале под названием «Детство Петра» (рассказ учителя) Петр родился 30 мая 1672 года. Отец его, Алексей Михайлович, умер, когда мальчику было 4 года. Свое детство Петруша провел со своей матушкой Натальей Кирилловной в подмосковном селе Преображенском. Петр был провозглашен царем 30 мая 1682 года. -Давайте посчитаем, сколько лет было Петру, когда он стал царем? /10 лет/ - Прослушайте индивидуальное сообщение о детстве Петра I. - Выделите качества характера, которые помогли Петру I в будущем стать царём? Индивидуальное сообщение обучающегося. Он был слишком юн, поэтому страной управляла его старшая сестра Софья. Петр был любознательным, одаренным, деятельным и шустрым мальчиком. С самого детства маленький Петр любил военные игрушки: солдатиков, пушки и корабли. Мамки и няньки не могли уследить за Петрушей: только отвернутся, как малыша дома нет — убежал играть с дворовыми мальчишками. По просьбе Петра ему подобрали 600 мальчишек из детей придворных слуг. Из них были сформированы два «потешных» войска. Под руководством офицеров «потешные войска» разыгрывали сражения и штурм крепостей, совершали переправы через реку и длительные походы. Юные воины учились стрелять из пушек. Правда, чтобы мальчишки не покалечили друг друга, стреляли не настоящими ядрами, а репками. Со временем «потешные» войска превратились в грозную силу и опору царя. А самые успешные мальчишки - станут первыми полководцами. Сколько себя помнил царь Пётр - его всегда интересовали корабли. Отец Петра собирал модели маленьких кораблей, которые мальчик часами рассматривал. Потом нашли в сарае старый ботик (маленькое парусное судно) деда. Пока ремонтировали ботик, выделывали мачту, шили парус, Пётр постигал премудрости новой потехи.. На реке Яузе для молодого царя построили «потешный флот». Образование Петр получил скудное. Его учитель, думный дьяк , мало заботился об этом. Только в 15 лет Петр узнал о четырех действиях в арифметике, Но его отличали энергичность, целеустремленность, любознательность, желание многое узнать и многому научиться. С детства Петр любил физический труд, работал в кузнице и плотничал. Неутомимый, волевой, царь Петр все хотел постичь. Он хорошо изучил математику, навигацию, географию, военное дело, иностранные языки. Эти качества и позволили ему многого добиться и заслужить от современников уважение и славу. / Любознательность, трудолюбие, целеустремленность, энергичность, неутомимость / Именно при царе Петре I, в начале XVIII века, произошло такое событие - строительство Санкт – Петербурга! Будем искать причины! Давайте посмотрим на реку времени Российской истории на с. 26–27. Что вы видите на рубеже XVII–XVIII веков? (Река ударяется о камень «Преобразования Петра I» и круто меняет своё направление. Начинается новый этап истории государства – Российская империя.) - Кто из вас объяснит значение слова «преобразования»? Где можно найти его объяснение? / в толковом словаре; / крупное изменение, перемена (книжн.), реформа/ - Какой вопрос для исследования вы можете выдвинуть? 2. Зачем нужны были преобразования? - О каких преобразованиях Петра I вы знаете? / - Новое летоисчисление - Празднование Нового года – Верно. Об одном из преобразований вы уже узнали сейчас – возведение новой столицы России. Но мы так и не знаем, зачем царь Пётр это сделал. Слайд 6. - Посмотрите на карту России XVI–XVII веков (с. 53). - К каким морям имела выход Россия в XVI–XVII веках? (Белое море. Ответы детей.) Река Нева впадает в Балтийское море. Как вы думаете, зачем Петру I понадобилась новая крепость в устье Невы? - Что послужило причиной других преобразований? (Наверное, чтобы завоевать выход к Балтийскому морю?) Задайте исследовательский вопрос. 3. Был ли завоеван выход к Балтийскому морю? От проблемы урока провести стрелки, под которыми записать вопросы плана исследования: – Зачем были нужны преобразования? – Какие преобразования проведены? – Был ли завоеван выход к Балтийскому морю? - Каким царем был Петр I? - Почему Петра I назвали Великим? – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) - Итак, мы составили план действий. – В конце урока мы должны найти ответы на эти вопросы. |