Окружающий мир 2 класс
Урок 17.
Тема: Дикорастущие и культурные растения
Цели: 1) формировать понятия «дикорастущие растения», «культурные растения»; показать разнообразие культурных растения раскрыть их значение для человека;
2) развивать связную, грамотную речь; развивать наблюдательность;
3) воспитывать любовь к природе.
Планируемые результаты: учащиеся осознают роль растений в жизни человека; научатся сравнивать и различать дикорастущие
и культурные растения; находить новую информацию в текстах; делать выводы из изученного материала.
Оборудование: картинки с изображением дикорастущих и культурных растений, школьный словарик «Растения России»; у учащихся — цветные фишки, книга «Великан на поляне».
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
1. Викторина
Как связаны между собой белка и сойка в зимнем лесу?
Какая особенность питания клеста помогает прокормиться другим животным леса?
Почему полевок и мышей зимой больше там, где растут дубы, чем там, где растут сосны и ели?
Многие живые организмы связаны между собой своеобразной дружбой, например:
Дружат пчелка и цветок,
Дружат лист и мотылек,
Дружат реки и леса,
Дружат в хоре голоса.
В. Викторов
Продолжите это стихотворение своими примерами, раскры- нающими связи различных живых существ и условий их существования, например: дружат ели и клесты...
Проверка домашнего задания
Какие вы можете привести примеры того, как человек нарушает связь в природе? (Ответы детей.)
Самоопределение к деятельности
Чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Похожи тем, что это деревья. Оба дерева приносят пользу человеку. Ель хвойное дерево, яблоня — лиственное, ель растет в лесу, яблоня — в саду, за ней ухаживает человек.)
Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? (Похожи тем, что это кустарники. Крыжовник растет в саду, за ним ухаживает человек, а можжевельник — растение леса.) Чем похожи мать-и-мачеха и помидор? (Похожи тем, что это травянистые растения. Мать-и-мачеха растет повсюду, а помидоры сажает в огороде человек.)
Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О растениях, которые растут сами по себе и которые выращивает человек.)
Прочитайте тему урока на с. 68 учебника. (Дикорастущие и культурные растения.)
Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Узнать, как различать растения, на какие группы их можно разделить.)
Проверьте свои предположения. Прочитайте задачи урока в учебнике.
Работа по теме урока
Беседа, работа по учебнику
Давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения. (Кормят человека — яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т. д. Одевают человека — лен, хлопок. Лечат человека — мать-и-мачеха, душица, зверобой, береза. Из них делают мебель, строительные материалы, получают топливо и т. д.)
Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу.
Приведите примеры таких растений. (Свекла, картофель, пшеница, лен и т. д.)
А какое бы название вы дали этой группе растений? (Ответы детей.)
Есть растения, которые растут независимо от человека.
Приведите примеры таких растений. (Ель, дуб, луговые травы, орешник и т. д.)
А какое название вы бы дали этой группе растений? (Ответы детей.)
Прочитайте, как на самом деле называются эти группы растений, на с. 68 учебника. (Дикорастущие и культурные.)
Прочитайте задание внизу на с. 68. Обсудите его в парах.
Ответьте на вопросы на с. 69.
Выполнение задания в рабочей тетради
№2 (с. 25).
(Самостоятельное выполнение.)
Физкультминутка
Жил один садовод,
Он развел огород,
Приготовил старательно грядки.
(Показать, как копал грядки.)
Он принес чемодан,
(Показать, как нес чемодан.)
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена —
(Присесть, затем встать.)
Садовод любовался на всходы.
(Показать восхищение.)
Утром их поливал,
(Показать, как поливал.)
На ночь их укрывал (Показать, как укрывал.)
И берег от холодной погоды.
(Учащиеся садятся, учитель продолжает.)
Но когда садовод Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
Никогда и нигде,
Нив земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли.
Редисвекла, чеслук и репуста.
Продолжение работы по теме урока
Известно ли вам, что люди сложили о многих растениях легенды? Что такое легенда? (Ответы детей.)
А где мы можем узнать точный ответ на наш вопрос? (Можно посмотреть в словаре.)
Из словаря С.И. Ожегова: легенда — это поэтическое предание
Давайте познакомимся с некоторыми из этих легенд. Прочитайте текст на с. 70 учебника.
Что вас удивило?
Почему эти растения так назвали?
Придумайте сказочную историю о дикорастущем или культурном растении.
Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 71, в рамке).)
Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
Подведение итогов урока
Вспомните учебные задачи урока. Все ли мы выполнили?
Что сегодня на уроке показалось вам особенно интересным?
Домашнее задание
Учебник: задания по схемам (с. 69).
Найти другие легенды о растениях. Подготовить о них сообщение.
Дополнительный материал Легенда о Васильке (инсценировка)
Учитель. Сейчас мы расскажем вам украинскую легенду.
(Звучит украинская песня. Появляется бабка, вздыхает.)
Бабка. О-хо-хо, вот горе, так горе! Что делать? Как быть? Ума не приложу.
(Входит дед.)
Дед. Что стряслось-то? Что ты все вздыхаешь да охаешь?
Бабка. Как же не горевать-то мне? Ты, старый, ничего не видишь, не ведаешь, а у нас беда у порога!
Д е д. Да что за беда-то? Не томи меня, говори!
Бабка. Сынок наш, Василий, по ночам на пруд зачастил.
Дед. Ну и что с того? Какая в том беда?
Б а б ка. А вот какая... Сказывают люди — русалка там живет. Не дай бог, заманит она его в свои сети колдовские!
Дед. Не бойся, старая, вырос наш Василий добрым, красивым да крепким. А как землю нашу любит! Всегда на пашне, всегда в заботах о хлебе. Ему ли за русалкой идти!
Б а б к а. И правда. Хорош наш сыночек! Сильный, крепкий... А глаза-то голубые, как небо! Да только ходит он невесел, все думает о чем-то. Женить бы его поскорее!
Д е д. И то верно!
(Уходят. Появляется Василий.)
Василий. Как же мне быть теперь? Что делать? Увидел я Русалочку, и сразу полюбилась она мне. Как смотрит она мне в глаза да каким зовет нежным голосом. Нет сил удержаться, пойду к ней!
(Смена декораций. Берег пруда.)
Василий. Вот и солнышко зашло. Где же ты, Русалочка? Русалочка. Здесь, давно жду той минуты, когда ты придешь. Василий. Нет мне жизни без тебя. Выходи навсегда на берег, будем как все люди жить, свадьбу сыграем.
Русалочка. Нет, не бывать этому. Это ты ко мне должен прийти КВ веки вечные, остаться со мной в подводном моем царстве.
Василий. Нет, не смогу я прожить без солнышка ясного, без неба голубого, без поля своего золотого, спелых колосьев полного. Земля род- пая, пашня крепко держат меня, не смогу я всю жизнь под водой пронести.
Русалочка (гневно). Тогда не бывать тебе человеком! Превращай ся ты в цветок на пашне, которой ты так дорожишь!
(Василий исчезает. Вместо него появляется цветок василек.)
Русалочка. Ах! Что же я наделала! Погубила я своего Василия! А цветок-то как похож на его глаза. И такой же нежный и красивый, как Насилий! Как же быть мне теперь? (Плачет.) Может, вернется он ко мне? Буду у неба просить, чтобы вернуло мне Василия. Может, ручейками с неба придет ко мне мой Василий.
(Смена декораций. Появляются дед да бабка.)
Б а б к а. Не уберегли, дед, мы с тобой своего Василька.
Дед (утирая слезы). Да, не уберегли, пропал наш Васенька, как и воду канул.
Б а б к а. А я вот цветов собрала. Они в поле появились, сразу как и.1 нок наш пропал. Уж очень они мне Василька нашего напомнили.
Д е д. И правда, синие, как его глаза.
Бабка. Буду теперь смотреть на них да о сыночке думать.
(Звучит украинская песня.)
Учитель. Напрасны были ожидания русалки. Крепко держится василек корнями за свою пашню.