Тема: Органы чувств: зрение. Гигиена зрения.
Цели образовательные:
расширять знания учащихся о зрении, о его значении в жизни человека;
Задачи:
- объяснить значение органов чувств для жизнедеятельности человека:
- сформировать представление о механизме их работы:
- обратить внимание на правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.
- развивать интерес к познанию «самого себя»;
- знать и применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни.
- воспитывать в детях заботливое отношение к своему здоровью.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат
Предметные:
Знания: строение глаза
Умения: составлять рекомендации личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.
Применение: знать и применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни.
Метапредметные:
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Личностные:
- развитие интереса к познанию «самого себя»
Основные понятия
Глаз, строение глаза, гигиена зрения
Используемые технологии: здоровьесберегающая технология, информационно- коммуникативная технология, технология проблемного обучения.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку - все ли необходимое есть на ваших партах? Кто готов, поднимите на меня глаза. Посмотрите, какой сегодня замечательный денек! Улыбнитесь друг другу. Посмотрим небольшой видеофрагмент (цветотерапия). Вам понравился клип? Скажите, какие органы чувств помогли нам? (орган слуха и зрения). Нам с вами очень повезло, что мы можем любоваться красотами окружающего мира, слышать звуки природы, вдыхать аромат цветов и т.д. А для того, чтобы это продолжалось всегда нужно бережно относиться к своему здоровью и в частности к органам чувств. А сейчас давайте настроимся на урок, произнеся все вместе, дружно слова, которые вы видите на экране: Мы внимательные! Мы старательные! Мы всему научимся, все у нас получится! А я просто уверена, что у нас с вами сегодня все получится.
2. Актуализация знаний.
- Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик – запах различать.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
-О каких органах чувств говорится в стихотворении?
- Ребята, почему мы с вами так много говорим о здоровье, изучаем свой организм? Прочитайте поговорку. Что значит – «беречь как зеницу ока»?
Чем человек должен дорожить? Конечно, своим здоровьем!
3. Формулирование темы и целей урока
Отгадайте загадку.
Брат с братом через дорожку живут,
А друг друга не видят.
Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке? Какова же будет цель сегодняшнего урока? ( Узнать о строении глаза? Для чего нужны глаза? Правила сохранения зрения.)
Глаза называют «окна в окружающий мир». А почему? Попробуем разобраться!
- Разберёмся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко:
Сразу сделалось темно,
Где же парта, где окно?
Странно, скучно и обидно-
Ничего вокруг не видно.
- Какую же роль для человека играют органы зрения?
- Интересно, а животные видят так же как мы?
Лягушка видит только движущиеся предметы. Чтобы рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать двигаться.
У раков глаза расположены на специальных стебельках, которые могут выдвигаться вперед и вращаться подобно антеннам, когда животное неподвижно. И еще у рака есть особенный глаз на хвосте, который помогает раку ориентироваться, когда тот пятится назад.
А вот у морских звезд есть по одному глазу на конце каждого луча.
А пчелы — пятиглазые насекомые: они имеют по два больших и по три маленьких глаза. Кроме того пчелы необычно воспринимают цвета. Например, они не опыляют красные цветы, так как красный цвет они воспринимают так же, как человек воспринимает черный цвет.
У стрекозы глаза имеют своеобразное строение. Нижней частью глаз стрекоза хорошо различает цвета, верхняя же часть - цвета не различает. Зато этой частью глаз стрекоза легко различает на фоне неба мошек, которыми питается.
У пауков-скакунов восемь глаз: два больших и шесть маленьких. Большие снабжены мышцами и позволяют пауку следить за добычей, оставаясь неподвижным. А маленькие расположены так, что паук замечает все происходящее сзади и сверху.
У орла очень высокая острота зрения. Он может увидеть зайца с высоты 3 километров.
У совы и у филина глаза большие, но неподвижные, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же, эти животные хорошо видят в темноте.
У кого самые большие глаза? У самого большого в мире животного - голубого кита. Они у него величиной с футбольный мяч – около 23 см в поперечнике.
- У всех представителей животного мира разные глаза.
- С чем это связано? (с тем, что глаза приспособлены к той среде, в которой их обитатели живут).
- Как вы думаете, у какого животного глаза почти как у человека? (У обезьян).
- Что мы можем узнать о предмете с помощью глаз? (Цвет, форму, размер предмета.)
4. Изучение нового материала.
– Итак, как же устроен глаз человека, чтобы выполнять такую сложную работу? (строение глаза, слайд 1.)
- Природа позаботилась о защите глаза снаружи. Как?
(Брови, ресницы, веки у нас не только для красоты. Они защищают глаза от пыли, пота. А если и попадёт пылинка в глаз, то слеза её - вымоет).
- На лице видна небольшая передняя часть глаза. Большую часть природа поместила в специальные углубления на черепе – глазницы. Глаз круглый, как яблоко, поэтому его и называют глазное яблоко.(слайд 2)
Спереди глазное яблоко покрыто прозрачной оболочкой - роговицей.(слайд 3) Она защищает глаз от инфекции.
- Под ней мы видим радужную оболочку.(слайд 4) Радужка. Почему она так называется?
(Радужная – радуга – цветная. )
У разных людей она разная. Посмотрите друг другу в глаза. Какого цвета ваша радужная оболочка?
- В самом центре радужной оболочки находится зрачок.(слайд 5) А как вы думаете, какую роль он играет? Это отверстие, через которое в глаз попадает свет и изображение предметов. Внутри глаза темно, поэтому и зрачок у всех людей чёрного цвета. Благодаря специальным мышцам зрачок в темноте расширяется, а при свете – сужается. Как в фотоаппарате! Так регулируется поток света.
Заглянем во внутрь глаза! Кто подскажет, где роговица, радужка, зрачок? Внутри глазное яблоко заполнено стекловидным телом(слайд 6), похожим на желе. Роговица переходит в склеру(слайд 7) – защитную оболочку.
- За зрачком находится особое образование, похожее на линзу – это хрусталик.(слайд 8)
Хрусталик крепится на специальных мышцах и может меняться: быть вогнутым, выпуклым, плоским. Он даёт нам резкость изображения, и мы отчётливо видим то, на что смотрим. Но, когда глаза устают, мышцы ослабевают, становится плохо, не чётко видно.
- Что мы делаем?
- Тогда мы прищуриваем глаза, тем самым меняем положение хрусталика.
4. - А чтобы наши глаза не устали, мы сейчас сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз.
Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их. Повтори это 4-6 раз.
Поглаживай в течение 1 минуты веки кончиками пальцев.
Делай круговые движения глазами:
Налево - вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повтори 10 раз.
Вытяни вперёд руку. Следи за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом отодвигай обратно. Повтори 5 раз.
Посмотри в окно, найди самую дальнюю точку и задержи на ней взгляд.
- На противоположной части глазного яблока расположена очень важная оболочка – сетчатка.
Почему такое название? Сеточка. Восприятие изображения происходит благодаря специальным клеткам – палочкам и колбочкам, расположенным на сетчатке. Колбочки воспринимают цвет, причём могут это делать только когда светло. А с наступлением темноты, их сменяют палочки. Палочки не обеспечивают цветное зрение. Поэтому ночью мы цвета не различаем.
- Посмотрите, можно ли определить, какого цвета эти кошки?
- Так мы видим ночью. Есть даже такая поговорка «Ночью все кошки серы»!
-А так – днём!
- Изображение на сетчатке мы получаем в перевёрнутом виде. По зрительному нерву сигналы от сетчатки идут в головной мозг, мозг обрабатывает изображение, переворачивает его, и мы воспринимаем то, что видим.
- В отличие от глаз многих животных, глаза человека могут видеть и различать предметы разных цветов и даже оттенков. Но есть люди, не различающие цвета. Эти люди страдают болезнью, которая называется дальтонизм. А распознали эту болезнь более ста лет назад. Тогда в Швеции произошло крушение поезда, в результате которого погибло множество людей. Оставалось непонятным, как мог машинист повезти поезд на красный свет. Объяснение оказалось неожиданным. Машинисту показали мотки цветных ниток и установили, что его глаза не различают цвета.
Явление цветовой слепоты описал английский ученый Джон Дальтон, который сам страдал этим недугом.
- А как вы думаете, одинаково ли глаза видят предмет?
- Давайте проведём небольшую исследовательскую работу. Закройте пальчиком вытянутой руки изображение на доске. Закройте один глаз. Потом другой. Что заметили?
- Каждый глаз видит предмет немного по – своему, но ведь мы смотрим двумя глазами сразу. Посмотрите на рисунок в учебнике, на стр.46.
-Какой вывод мы можем сделать?
Мозг улавливает различия двух изображений и соединяет их очень точно. Мы видим предмет объёмным.
- Вы слышали такое выражение «обман зрения»? Что оно обозначает? Скорее, это ошибка мозга, а не глаз!
Проведём эксперимент «Проверка зоркости» или «Мишень»
- Вот какой сложный механизм – наши глаза. И такой сложный механизм нуждается в бережном отношении.
5.Усвоение новых знаний.
Проведем тест.
Рядом с каждым утверждением теста вы поставьте себе плюс или минус.
Тест «Берегу ли я свое зрение?»
Я всегда читаю и пишу сидя за столом.
Да (+) нет (-)
Я не читаю лежа.
Да (+) нет (-)
Я не читаю, когда еду в транспорте.
Да(+)нет(-)
Когда я рисую, то свет падает слева.
Да (+) нет (-)
Если у меня болят глаза, то я обращаюсь к врачу.
Да (+) нет (-)
- Посчитайте свои плюсы.
- Те ребята, у которых 5 плюсов, правильно, бережно относятся к своему зрению, остальным нужно заняться исправлением плохих привычек, чтобы не повредить свои глаза.
- А что же полезно для наших глаз?
Я хочу предостеречь:
Нужно всем глаза беречь!
Глаз поранить очень просто –
Не играй предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
Лёжа книжку не читай;
На яркий свет смотреть нельзя –
Тоже портятся глаза.
Телевизор в доме есть,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану,
И смотри не всё подряд,
Лишь передачи для ребят.
Не рисуй, склонившись низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся как от ветра-
От стола до ваших глаз
Должно быть 35-40 сантиметров.
В темноте нельзя читать,
Чтобы глаз не утомлять!
Помни истину простую-
Лучше видит только тот,
Кто жуёт морковь сырую
Или сок морковный пьёт.
Какие правила гигиены зрения вы можете предложить? Работа в группах, составление буклета «правила бережного отношения к зрению»
*Умываться по утрам.
*Не три глаза грязными руками
* Смотреть телевизор не более 1-1,5 часов в день.
*Сидеть не ближе 3 м от телевизора, подальше от монитора компьютера.
*Играть на компьютере не более 15 минут.
*Расстояние от глаза до книги 30-35 см.
*Не читать лежа, в транспорте.
*Беречь глаза от попадания инородных предметов.
*Употреблять в пищу морковь, лук, сладкий перец, помидоры, петрушку.
*При чтении и письме свет должен падать слева.
*Ежедневно делать гимнастику для глаз
6.Итог урока. Рефлексия.
- Почему же наши глаза можно назвать «окном в окружающий мир»?
Откуда пошла поговорка «Беречь как зеницу ока»? (Зеница – это центр глаза, зрачок, хрусталик. А бережёт его – веко.)
-Дома вы, прочитав параграф, подпишите в буклете части глаза. Узнайте, как оказать первую помощь при травме глаза.
А теперь, давайте решим ребус!
Верхний защитный слой глаза (роговица)
Природная линза (хрусталик)
Цветная оболочка глаза (Радужка)
Тёмное отверстие глаза, через которое попадает свет. (Зрачок).
Слой клеток, на котором отражается изображение предмета (Сетчатка).
Презентация.