Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Пищеварительная система»
Задачи урока: дать учащимся общие представления об органах системы пищеварения; повторить правила сохранения и укрепления здоровья, связанные с режимом питания; продолжить формирование умений анализа, синтеза, классификации по заданным категориям; развитие умения самостоятельного поиска нужной информации, расширение представлений о том, как следует заботиться о здоровье; воспитание ответственного отношения к своему здоровью.
Урок с применением технологии проблемного диалога и с использованием ИКТ, ресурсов Интернет
Ожидаемый результат с позиции ФГОС:
Личностные УУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Коммуникативные УУД: развивать умения слушать и понимать других, умение работать в группе.
Регулятивные УУД: развивать умение выполнять учебные действия в соответствии Человеческий организмс поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Познавательные УУД: развивать умение выявлять сущность, особенности объектов; отбирать необходимые источники информации
Оборудование:
1. Федотова О. Н. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.
2. Федотова О. Н., Трофимова Г. В., Трофимов С. А., Кудрова Л. Г. Окружающий мир. 4 класс:
Ход урока
Орг.момент.
- Добрый день, ребята. Меня зовут Людмила Николаевна. Сегодня мы работаем вместе.
- В одной восточной притче мудреца спросили: « Что для человека важнее, богатство или слава?»
- Предположите, пожалуйста, что он мог ответить. /ответы детей/
На самом деле он сказал: « Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».
- Как вы думаете, почему наш урок мы начали с этих слов
/для человека здоровье – самое главное, мы изучаем раздел "Человеческий организм"
- Что помогает обеспечить человеку внешнее и внутреннее здоровье? Это слаженная работа всех органов человеческого организма/
Вы сегодня работаете в группах. И также, как работа всего организма зависит от работы его отдельных органов, от работы каждого участника группы будет зависеть результат всего урока.
- Давайте вспомним основные правила работы в группе:
1. Говори спокойно, только по делу.
2. Уважай мнение других.
3.Помогай товарищам.
4. Успех команды зависит от каждого.
2. Введение в тему урока.
Создание проблемной ситуации.
- Давайте представим себе, что на сегодняшнем уроке вы, ребята, ученые-исследователи, а наш кабинет- лаборатория для исследований.
- Как вы думаете, какой предмет нашего исследования? Внимание на экран. /Пищеварение. Пищеварительная система./
- Что такое система? Как вы бы объяснили, что такое пищеварение?
- Давайте наметим план исследования. Какие задачи поставим перед собой.
/ получить представление об органах пищеварения,
-определить, в чем заключается процесс пищеварения,
- повторить правила сохранения здоровья, связанные с питанием
- уметь самостоятельно найти нужную информацию.
3. Практическая работа. /На столах на тарелочках под салфетками лежат кусочки яблока по количеству детей в группах./
- Начнем наше исследование с предположений.
- Если я попрошу вас положить в рот кусочек яблока.
- Что вы с ним будете делать дальше? / разжевывать и глотать/
- Что будет помогать в этом? /зубы/
- Теперь, пожалуйста, возьмите по одному кусочку яблока, положите его в рот, разжуйте, проглотите. Едим медленно, наблюдаем за своими ощущениями.
-Может что-то заметили, что не проговаривали.
- Ответьте теперь на вопрос: в какой именно момент началось пищеварение?
- Таким образом, мы ставим проблемный вопрос: Когда начинается процесс пищеварения?
4. На шкале "ясности" отметьте ,где вы находитесь сейчас по данной теме
5. Работа в группах.
План работы 1 группы
1. Изучить статью.
2. Расположить органы пищеварения в правильном порядке на модели человека.
3. Рассказать о работе органов пищеварительной системы.
4. Докажите, что данная группа органов является системой.
План работы 2 группы
Прочитать рассказ.
Ознакомиться со статьёй.
Опираясь на этот материал и собственный жизненный опыт, составить правила поведения во время приема пищи.
План работы 3 группы
Прочитать статью.
Заполнить таблицу питательных веществ.
Сделать вывод о том, для чего организму нужны эти вещества.
4 группа: прочитать статью. Выбрать верные высказывания.
Пищеварение – это процесс, который позволяет организму человека получать питательные вещества из пищи.
Пищевод представляет собой трубку, соединяющую глотку и желудок.
Слюна никак не влияет на переваривание пищи.
Желудок выполняет три важные функции.
По пищеводу пища двигается очень быстро.
Остатки пищи, неусвоенные организмом, направляются в толстую кишку, затем в прямую и выводятся из организма.
В тонком кишечнике пища может находиться до 4 часов.
Пищеварительный процесс начинается тогда, когда пища попадает в желудок.
6. Презентация работы групп. Выступление 1, 2 групп. Есть ли вопросы к ребятам?
7. Просмотр видео.
- Сейчас вы услышали наших исследователей, которые рассказали об органах пищеварительной системы. Но наука не стоит на месте и теперь на эти органы можно посмотреть и изнутри. Специальная камера, помещенная в таблетку, заглатывается человеком, и мы имеем возможность наблюдать то, что происходит в наших органах пищеварения. Смотрим видео.
9. Физминутка называется " Салат" овощ – присесть, фрукт- машем руками, цветок – хлопаем в ладоши.
10. Презентация групп. 3 и 4 группы.
11. Практ.р-та.
-Ребята, наши исследования продолжаются. Как выдумаете какой орган пищеварения можно сравнить с вот этой веревкой. Правильно, кишечник. Предположите, какой он может быть длины? Сейчас мы с вами это и проверим. / тонкий кишечник человека достигает 8 метров, толстый – 2,5 метра. А весь пищеварительный тракт от 8 до 12 метров. Длина всей системы зависит от антропометрических данных человека: от роста, комплекции/
12. Возвращаемся к проблемному вопросу: так когда же начинается процесс пищеварения?
13. Подведение итогов. Итоговая рефлексия учебной деятельности.
На шкале "ясности" отметьте ,где вы находитесь сейчас по данной теме
-Что помогло Вам продвинуться?
- Какую группу или отдельных участников вы хотели бы поблагодарить и за что?
14. На листе самооценки оцените свою работу на уроке сначала сами, потом пусть это сделает группа.
11.Закрепление полученных знаний.
Диагностические задания на осознание и понимание нового
Домашнее задание. Базовый уровень: прочитать статью в учебнике с.21 – 24, выполнить задания в тетради 17,18,19 на с.10-11.
Повышенный уровень - выбрать одно из творческих заданий
1).Найти, какие заболевания могут быть при неправильном питании?
2) составить и красиво оформить книжку-малышку «Витаминные загадки»;
3) используя компьютерную программу, подготовит рекламу одного из продуктов питания;