СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира»



Конспект урока по окружающему миру в 1 классе

Тема: « Как зимой помочь птицам?»

Цель: познакомить с птицами, зимующими в наших краях, с устройством кормушек и видом корма, учить распознавать зимующих птиц на картинках и в природе, изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц, развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас слов, воспитывать бережное отношение к птицам.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: иллюстрации, таблицы « Зимующие птицы»,

Ход урока

1. Организационный момент

Ребята, давайте поприветствуем друг друга улыбкой.

Настроение ваше улучшилось, а значит и урок окружающего мира у нас будет радостным , добрым, и , надеюсь, интересным.

2. Мотивация учебной деятельности

- Дети, я получила очень удивительное письмо.

Какое оно большое! ( конверт с письмом)

- Откуда же пришло это письмо?

Вот обратный адрес. Написано – Африка.

- От кого оно может быть?

-- Кто нарисован на конверте? ( Лебедь)

 

- Это письмо от Лебедя из сказки Г.Х. Андерсена « Гадкий утёнок»

Вы , наверное , читали или видели мультфильм «Гадкий утёнок».

Письмо адресовано вам

Давайте посмотрим, что же внутри.

Учитель читает письмо.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Я, Лебедь из сказки Г.Х .Андерсена « Гадкий утёнок». Вы, конечно, помните, что вырос я птичьем дворе вместе с домашними птицами, но сейчас я живу в Африке. Здесь солнечно и тепло. Рядом со мной много птиц из ваших мест. Я пока не знаю, как их зовут, и поэтому не могу с ними поговорить.

Знаю, что в Ставропольском крае, где вы живёте, сейчас зима, а некоторые птицы никуда не улетели.

Ребята, подскажите:

- Какие птицы улетели в тёплые края и почему?

- Какие птицы остались зимовать в вашей местности?

- Где они укрываются от мороза и чем питаются?

- Помогаете ли вы им пережить холода?

  • ждать ваш ответ. Ваш друг – Лебедь

Учитель. Поиску ответов на эти серьёзные вопросы мы и посвятим наш урок.

Итак, тема нашего урока « Как зимой помочь птицам?»

3. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

« Какие бывают птицы?» Ю Дмитриев.

Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых. Их около 9 тысяч видов. Есть птицы большие и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы и весящие несколько граммов. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые не могут летать . Одни птицы живут только в лесу, другие – в степи, третьи и там и тут.

Есть птицы, которые живут только в пустыне или только в горах, а другие только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми.

Есть хищные птицы, которые поедают других птиц и зверей, а есть « вегетарианцы», которые едят только растительную пищу: ягоды и семена.

Одни селятся в дуплах, другие вьют гнёзда на земле или в ветвях деревьев и кустов.

Одни птицы получили свои имена за голос, другие - за цвет, а третьи – за поведение

2. Знакомство с перелётными птицами.

- Ребята, много ли сейчас птиц мы видим на улице?

Как вы думаете, почему?( Ответы детей)

Учитель. Всех птичек можно разделить на две большие группы: перелётные и зимующие.

И сейчас мы ответим Лебедю, какие птицы улетели в тёплые края ( таблица)

- Давайте рассмотрим их.

- Как они называются?

Подготовленный ученик читает вывод:

Перелётными мы называем птиц, которые живут у нас , вьют гнёзда,выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места.

Учитель.

Наш друг Лебедь прислал нам ещё и загадки

Попробуем их отгадать.

- Угадайте, что за птичка –

Тёмненькая, невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.( Ласточка)

 

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней.

Кто же это ? ( Соловей)

- Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Тёмно – розовый…. ( Скворец)

- Что за весенняя чёрная птица

Любит за плугом ходить и кормиться

Что за весенняя чёрная птица

Прямо на трактор чуть не садится. ( Грач)

Физкультминутка 

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.)

4. Работа по теме урока. Продолжение

1. Знакомство с зимующими птицами.

Мы переходим ко второму вопросу Лебедя.

Читает подготовленный ученик.

Зимующие птицы – это птицы, которые радуют нас своим присутствием даже в лютую зиму.

Работа по таблице « Зимующие птицы»

Загадки от лебедя.

- Всё хлопочет и вертится,

Ей на месте не сидится.

Всё свистит и суетится,

Называется -…. ( Синица)

- В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится,

Не орёл, а всё же птица ( Воробей)

- Трещала с самого утра:

Порр- ра, пор – р – ра!

А что пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит – ( Сорока)

Учитель. Слушаем знатоков птиц.

- Синицы и воробьи зимой стараются держаться поближе к жилью человека.

- В сильные морозы им холодно ночевать под открытым небом,

поэтому они забиваются в щели домов, под крыши сараев.

2.Практическая работа.

Работа по учебнику, с. 74.

3. Знакомство с выставкой кормушек.

- Как мы с вами можем помочь птицам пережить холода?

( Ответы детей)

Какие кормушки приготовили вы? ( Показ кормушек)

- Вам помогали родители?

- Из чего вы их смастерили?

5. Советы доктора Айболита.

- Чем кормить птиц?

Некоторые из вас получали задание познакомиться с советами доктора Айболита и рассказать о них всем детям.

Рассказы подготовленных детей.

1) Заготовку птичьего корма надо начинать ещё осенью.Несмотря на скудное меню. Птицы разборчивы в выборе блюд.

2) Поэтому , насыпая в кормушку определённый корм, можно предугадать, кто прилетит им полакомиться.

3)Арбузные, тыквенные, дынные семена - хороший корм для синиц.

Просо, овёс, пшеницу не прочь отведать воробьи, щеглы.

4) Ягоды рябины, семена клёнов и ясеней - привлекут красавцев – снегирей и свиристелей.

5) Не откажутся крылатые гурманы и от мясных деликатесов – несолёного сала и мяса: синицы и поползни будут в восторге от такого угощения, как и крупные галки, вороны и сороки.

Учитель. Если же никого не хочется обижать - смело сыпьте в кормушки нежареные семена подсолнечника. Богатые растительным жиром, они станут прекрасным зимним обедом для большинства пернатых.

6. Итог урока.

- Наш урок подошёл к концу. Нам пора писать ответ нашему новому другу Лебедю.

Учитель зачитывает письмо - ответ

Здравствуй, Лебедь!

Пишут тебе первоклассники со Ставропольского края

Мы рады помочь тебе. Сообщаем, что птиц, зимующих в в тёплых краях, называют перелётными.

Птиц, которые остались зимовать , называют зимующими.

Мы помогаем им : строим кормушки и насыпаем туда вкусных семян.

С уважением ученики 1 класса.

Учитель. Благодарю вас, дети, за хорошую работу.

Берегите и охраняйте птиц! ( Звучит запись пения птиц )



© 2025, 52 0