Урок Окружающего мира 1 класс, УМК « Планета знаний»
учитель начальных классов Алисова Валентина Евгеньевна
Тема урока; Домашние животные.
Цели;
Обучающие: ознакомить детей с ролью и значением домашних животных в жизни человека:
Развивающие: развивать мышление учить анализировать ,сравнивать и описывать животных, работать самостоятельно и в группе, расширять кругозор детей:
Воспитательные: воспитывать любовь .бережное отношение к животным, ответственность за наших четвероногих друзей ,любознательность ,интерес к чтению дополнительной литературы.
Оборудование: экран мультимедийный проектор ,компьютер ,авторская слайдовая презентация учебник «Окружающий мир»,авт.Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапов ,РТ к учебнику Г.Г.Ивченковой ,И.В.Потапова, иллюстративный материал по теме.
Ход урока
Организационный момент. Постановка учебной цели
Прозвенел звонок .Урок начинается. Я улыбнулась вам ,вы улыбнитесь друг другу. Желаю вам, ребята, извлечь из нашего урока как можно больше новых знаний. А большой ли вы багаж унесёте, это зависит от вас.
Сегодня на уроке м ы будем говорить о домашних животных , узнаем почему они так называются и чем дикие животные отличаются от домашних.
(слайд №1).
А теперь прочитайте девиз нашего урока ( Слайд №2)
« Нельзя открыть нового мира ,не зная старого.»
Актуализация опорных знаний
Для начала проверим ваши знания.
-Вспомните на какие группы мы делили всех животных? (Звери , птицы, рыбы ,насекомые ,
пресмыкающиеся ,земноводные)
-Назовите признаки различных групп животных и приведите примеры.
- Подумайте, а на какие группы можно разделить всех животных?( Дикие и домашние)
- Почему их так называют? Чтобы ответить на этот вопрос ,закончите предложения
( Слайд №3)
А) Животные ,которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов ,сами себе устраивают жильё ,выводят потомство ,называются….
Б) Животные, которых разводят люди ,кормят и защищают их ,строят для них жилища, заботятся об их потомстве ,называются… ( Слайд №4)
3. Упражнение « Помоги другу»
У учителя на столе карточки с изображением животных. В игре участвуют 8 детей. Дети выходят по одному и берут по одной карточке.
-Посмотрите на карточки друг друга и разделитесь на 2 группы. ( Дикие и домашние)
- А теперь внутри своей группы ещё на 2 группы ( Звери и птицы).
Молодцы, ребята.
4.Рассказ учителя
Давным- давно, когда ещё не было городов, машин , книг, люди жили в природе и использовали то ,что давала им природа. Им приходилось защищаться от хищников но охотники часто приносили с охоты детёнышей зверей ,потерявших родителей. Однажд ы человек стал подкармливать волков, бродивших возле пещеры. Детёныши привязались к человеку , стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими , а домашними.
Отгадайте загадку ( Слайд №5)
Кто там очень громко лает , никого в дом не пускает?
Злая , видимо однако. Ведь зовут её…
Итак, первой человек приручил собаку. Она научилась охранять человека от врагов, помогала охотнику охотиться на других животных.
Вот ещё загадка ( Слайд №6)
Быстрее ветра я скачу « Цок-цок»-копытами стучу
Я громко» И-го-го» кричу. Садись на спин .п рокачу!»
Лошадь была приручена человеком давно и всё это время была самым первым его помощником во всём. Тысячи лет лошади тянули плуги и бороны на пашне и только в 20 веке на смену им пришли тракторы и автомобили.
Теперь послушайте загадку ещё об одном животном ( Слайд №7)
Узнать её совсем легко
Даёт парное молоко.
Рогата, с виду чуть сурово
Твоя кормилица....
Много половиц и поговорок сложил народ о коровушке
5.Работа в парах.
Ребята, у вас на партах карточки с фрагментами пословиц. Попробуйте их восстановить.
( Вариант пословицы; Была бы коровушка, будет и молоко. И другие)
6.Продолжение работы
( Слайд №8-9)
А теперь отгадайте загадки про домашних птиц.
Она кудахчет по утрам
Неся яйцо в подарок нам ( Курица)
Очень уж пугливая
Эта птица милая
Крикнет с перепугу
И нырнёт под воду. (утка)
Предки нынешних кур жили в Индии, а предками уток была дикая утка »кряква» и жили они в Греции.
7. Физкультминутка
Раз- присядка, два- прыжок,
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся
Любят долго потянуться
,Обязательно зевнуть
Ну и хвостиком вильнуть.
Ну а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
То одну , то обе вместе.
Долго топчатся на месте
А кому зарядки мало
-Кого из животных встретили в зарядке? Какие они домашние или дикие? Докажите правильность своего ответа.
8. Работа с учебником
Откройте учебник на с.90. Ещё раз внимательно рассмотрите иллюстрации . Ответьте на вопрос
-Какие животные не встретились в загадках? ( Свинья , кот ,индюк осёл)
- Каких ещё домашних животных вы знаете? ( Гус ь ,пчела ,коза, кролик)
- А где живут домашние животные?
9. Игра « Договори словечко»
Кошка- в доме
Собака-…
Овца,коза,баран-…
Корова-….
Лошадь-…
Курица-….
Выводы (пробуют сделать сами дети)
Домашних животных содержат люди- кормят , ухаживают за ними ,строят им жилища ,заботятся о них, оказывают помощь.
- А для чего человек разводит домашних животных? Чем платят животные людям за их любовь ,ласку, внимание?
6.- Рассмотрите иллюстрации с.91 учебника и расскажите об этом
Вывод ( Слайд №9)
- продукты питания;
-шерсть;
-транспортное средство;
-охрана жилища;
-декоративное значение.
7. Выполнение задания в группе. Игра « За покупками»
Работают дети в группах по 4 человека. У вас на плакате изображены домашние животные. Рядом лист с наклейками. Необходимо «сходить в магазин» и наклеить продукт около домашнего животного, от которого продукт получен.
- Молодцы , вы правильно выбрали те продукты ,которые мы получаем от домашних животных .Они самые нужные и полезные для нашего организма
8. Словарная работа
-Кого мы называем ветеринаром? ( Слайд №10)
Ветеринар-это человек ,который помогает животным, если они заболели .Хозяин животного должен периодически обращаться к ветеринару для осмотра животного, обследования и прививок.
9. Выполнение заданий в Р. Т. №2,с.27.
А) Приступаем к работе в тетради с.27.
- Посмотрите на картинку - перевёртыш .Попробуйте угадать и увидеть домашних животных. Сколько их? (6) Обведи любое животное цветным карандашом.
Б) Вам в паре необходимо составить рассказ об этом животном по плану, который вам прилагается.
10.Рекомендации по уходу за животными (Слайд11)
11. Итог урока. Рефлексия.
- Чем отличаются дикие животные от домашних?
А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что вы получили в начале урока, а теперь левую-с теми, что вы получили сегодня на уроке, соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке. Вы замечательно потрудились.( Слад №12)
-Что нового узнали на уроке?
-Что вам больше всего запомнилось?
-Что бы вы хотели рассказать своим родителям?
Слайд №13 Спасибо за внимание!