Урок окружающего мира
Учитель: Сечина Т.В.
Класс: 3г
Дата проведения: 08 апреля 2025
Тема урока: «Дыхательная система и её роль в жизни человека»
Цель: дать представление о дыхании, рассмотреть строение дыхательной системы человеческого организма и ее функции; воспитывать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Задачи урока:
-Формирование умения
-Способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления; совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах.
-Способствовать воспитанию культуры учебного труда, интереса к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.
Формы обучения: фронтальная, самостоятельная, групповая работа.
Методы: частично-поисковый, проблемный, креативный (метод конструирования правила).
Средства обучения: компьютер, проектор, презентация.
Планируемые результаты:
Предметные: получат возможность познакомиться с органами дыхательной системы; научатся называть органы дыхательной системы.
Метапредметные УУД:
регулятивные: научатся соотносить учебную деятельность с таблицей, сверку с образцом (моделью), делать самооценку, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;
познавательные: научатся проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; вместе с учителем находить варианты выхода из проблемной ситуации.
коммуникативные: научатся использовать в общении правила вежливости на уроке.
Личностные УУД:
Проявляют интерес к новому учебному материалу, имеют представление о причинах успеха в учебе, соотнося успешное обучение с трудолюбием и усердием, неуспешное – с ленностью, пассивностью.
Технологии: технология проблемного обучения, технология адаптивного обучения.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Ход урока
I. Организационный момент
Начинаем мы урок,
Ты готов к нему, скажи?
Что на парте, покажи.
На уроке не зевай,
Смело руку поднимай!
II. Актуализация знаний.
– Что мы тренировали в начале урока? (Да, наше свойство дышать.)
Вы догадались, о какой системе человека пойдет речь на уроке?
– Попробуйте на некоторое время задержать дыхание.
– Что почувствовали? (Хочется сразу глубоко вдохнуть.)
– Это взбунтовались ваши клетки, которые кричат, что они погибают без кислорода. И так мы должны ответить на вопрос: для чего и как мы дышим?
III. Постановка учебной задачи.
1) Работа в парах.
Запишите слова о дыхании, что вы знаете о дыхании. Какие органы дыхания знаете?
2) Постановка темы урока и целей
IV. Решение проблемы. Изучение нового материала
-Дыхание – неотъемлемый процесс нашей с вами жизнедеятельности. Дыхательная система удовлетворяет самую главную потребность нашего организма – потребность в кислороде. Если без воды человек может прожить неделю, а без еды – почти 2 месяца, то без кислорода он продержится всего 5–7 минут.
-Строение дыхательной системы (слайд)
В дыхательную систему входят полость носа, гортань, трахея, бронхи и лёгкие. У каждого из этих органов есть своя функция. Однако в целом всю их совместную работу можно разделить на две части: дыхательную и воздухоносную. Непосредственно в дыхательном процессе участвуют лёгкие, а точнее лёгочные альвеолы – как раз в них и происходит газообмен между воздухом и кровью. Все остальные органы трудятся над проведением вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
-Видео “Дыхание”
Попробуем проследить движение воздуха по нашему организму, прочувствовать работу лёгких.
Положите руки себе на грудь и глубоко вдохните.
Что вы заметили? (Грудная клетка расширилась.)
Теперь выдохни. Что вы почувствовали? (Грудная клетка возвращается к своему обычному размеру.)
А знаете ли вы, что работе лёгких нам помогает дыхательная мышца, которая называется диафрагма. Она имеет форму купола-парашюта и помогает грудной клетке делать вдох и выдох.
Физминутка Упражнение “Ладошки”.
Станьте прямо, согните руки в локтях (локти опущены вниз) и покажите зрителю ладошки (поза экстрасенса). Начинаем делать шумные вдохи носом, и при этом, одновременно сжимаем ладони в кулаки. Сделать подряд 4 ритмичных, шумных вдоха с движениями. Затем опустить руки сделать перерыв 3–4 секунды (пауза). Сделайте снова 4 шумных вдоха и снова пауза.
V. Первичное закрепление
1) Работа в группах. (Задание на карточках.)
-обирают макет дыхательной системы
-проследить путь воздуха и рассказать.
-Что нужно делать для того, чтобы дыхательная система работала исправно?
2) Выступления групп.
– Для того чтобы вся дыхательная система работала исправно.
– Каким должен быть воздух, который мы вдыхаем?
– Это три функции с какой работой должен справляться нос?
а) Должен быть теплым – по температуре равным температуре тела,
б) очищенным от пыли, вирусов и бактерий, и достаточно
в) увлажненным.
Это обеспечивает орган, который стоит первым в общей цепочке дыхания – нос. Таким образом, он выполняет несколько важных функций:
-очищает воздух от вредных примесей;
-согревает воздух до температуры, равной температуре тела;
-увлажняет вдыхаемый воздух.
Интересные факты
Мы дышим непрерывно, делаем 1000 вдохов в час. 24 000 в сутки, 9 миллионов в год.
За сутки через полость носа человека проходит около 17 тысяч литров воздуха – это одна треть средней железнодорожной цистерны.
При этом не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что в воздухе содержится огромное число вредных примесей. Что нас защищает от всех вредных факторов? Нос. Только представьте, НАСКОЛЬКО эффективно должен работать наш нос, чтобы не допустить попадания в организм всех этих вредных примесей. Давайте посмотрим, как он устроен.
Вывод:
О каких опасностях вы узнали?
1) Выхлопные газы автомобилей,
2) Ядовитые газы, выбрасываемые в воздух заводами
3) Табачный дым. Никотин-яд.
Нос выполняет очень важные функции, он защищает наш организм. Однако он не всегда справляется со своей задачей. Бывает же такое, что мы с вами болеем? Бывает. Как вы думаете, как защитить себя от гриппа и простуды?
VI. Проблемная беседа. “Охрана здоровья”
Ребята, а вы знаете, с какой скоростью распространяется вирус гриппа? (6 м/c.)
– Почему маска не всегда спасает от всех вирусов, которые находятся в воздухе?
– Какое время спустя её нужно менять?
– Почему, несмотря на то, что мы ставим прививки, нам нужно соблюдать дополнительные меры профилактики?
Заниматься бегом, закаливание, промывание носа.
VII. Рефлексия учебной деятельности
Сегодня на уроке я узнал….
Мне было интересно
Я научился…
С кем вам хочется поделиться этой информацией..
VIII. Домашнее задание на выбор.
Придумать сказку о путешествии воздуха в организме человека.
Подготовить сообщение на тему: "Сохрани свои легкие здоровыми!".