Работа с учебником, с.46. - Почему же озеро зарастает и превращается в болото? (Предположения детей.) Самостоятельно прочитайте учебник на стр.46. − Из чего образуется ил на дне озера? − Почему разрушители не справляются со своей работой?/ они перерабатывают отходы озёрной экосистемы и соседних с ней экосистем суши/ (Круговорот веществ не полностью замкнут ) − Изменятся ли условия в экосистеме, если круговорот замкнут не полностью? − Что может произойти с озером? (Превратиться в болото.) Сделайте вывод. - Зачитаем правило. Ваши ответы совпали. Физминутка для глаз /тренажёр на слайде компьютера / 1.Работа в группах. Работа в учебнике. – Работать будем в группах. Каждая группа получит задание и проведёт исследование предложенных вопросов. Задания для групп: Группа 1. Прочитайте текст на с.48, расскажи классу о потребителях озера, пользуясь планом из вопросов. К озёрным потребителям относятся …./ мелкие рачки и озерные рыбы / 1. Как называются мелкие рачки из сухого корма для рыб? / Мелкие рачки из сухого корма – это дафния и циклоп / 2. В качестве чего их используют?/ Их используют в качестве корма для рыб/ 3. Чем питаются мелкие рачки? / Они питаются мелкими водорослями / 4. Что делают дафния и рачки в поисках мелких водорослей? /Рачки пропускают через себя воду «фильтруют» её. / 5. Каково размера рачки? / Рачков можно увидеть только в лупу/ 6. Сколько литров воды «обрабатывает» один рачок? /Один рачок обрабатывает до литра воды/ 7. К озёрным рыбам относится: Полосатые бока и клёт на червяка (…..). 7. Хищна, прожорлива, длина, но поворотлива (……)./ К озерным рыбам относятся окунь и щука/ 8. Какие ещё рыбы живут в озере? / В озере ещё живут такие рыбы как ротан, уклейка, плотва, карась, ерш. / Оценивание работы группы. Самооценка. -Ребята, оцените работу 1 группы. -Как вы думаете, они справились с заданием. -Получился у них рассказ? Вам было интересно? Группа 2. Прочитайте текст на с.47, рассмотрите рисунки, расскажите классу о производителях озера, пользуясь планом из вопросов. К озёрным производителям относятся … /растения озера / 1.Какова экосистема озера? /Экосистема озера «двухэтажная». 2.Что составляет верхний этаж озера? / Верхний этаж озера составляют мелкие организмы, плавающие в толще воды/ 3.Как называют мелкие организмы, плавающие в толще воды? /Их называют планктоном /. 4.Что относится к планктону? /К планктону относсятся мелкие одноклеточные растения (водоросли) и животные. /. 5. Что растёт на дне озера? / На дне озера растёт элодея/ 6.Что растёт вблизи берегов озера? /Вблизи берегов озера видны кувшинка, рогоз и камыш/ 7. Где распоожены листья и стебли у рогоза, камыша и кувшинки? /Листья, стебли у них расположены над водой /. 8.Прибрежное растение, которое часто неверно называют камышом./ Растение, которое частно неверно называют камышом - это рогоз/. Оценивание работы группы. Самооценка. - Послушайте сообщение о камыше . /Рассказ учащегося/ - Какую новую информацию вы узнали о камыше? Оценивание работы учащегося. Группа3. Прочитайте последний абзац на с.48 и текст на с. 49, рассмотрите рисунки, расскажи классу о производителях озера, пользуясь планом из вопросов. 1.Кто относится к озёрным разрушителям? /К озёрным разрушителям относятся многочисленные микробы, речной рак, прудовик, мотыль/. 2.Где живут разрушители? / Разрушители живут на дне водоемов/. 3.Кого называют небольшими красными червяками? / Небольшими красными червяками называют мотыля / 4.Что представляет из себя мотыль? / Это личинки комаров./ 5.Чем питаются разрушители? /Разрушители питаются остатками умерших огранизмов/ . 6.Как связаны организмы в экосистеме озера? /Организмы экосистемы связаны круговоротом веществ. Зелёные стрелки обозначают, кто кого ест, или передачу органических веществ по цепи питания. Коричневая стрелка обозначает превращение органических веществ в минеральные /. 7.Как вы считаете, что обозначает чёрная стрелка? /На схеме изображена чёрная стрелка. Она идёт от мёртвых организмов, наверно, они оседают на дне./ 8.Справляются ли со своей работой разрушители? / Разрушители не справляются со своей работой, и мёртвые организмы накапливаются на дне /. Оценивание работы группы. Самооценка. Физкультминутка «Рыбки резвые». 2. Составьте цепи питания, используя текст и рисунки на с. 48. (Водоросли – дафнии – плотва – щука.) / 3 человека у доски / - Оценивание свою работу. – Если круговорот незамкнутый, как это повлияет на условия в экосистеме? И что произойдёт с экосистемой? (Наверно, условия изменятся, и экосистема может разрушиться.) – Давайте проверим наше предположение по учебнику на с. 46, вывод. – Как мы ответим на вопрос урока? (Озеро можно считать экосистемой, так как есть все группы организмов и круговорот веществ.) - Красотой озёр восхищались поэты, писатели, художники. - Кто из вас побывал на озере? Как оно называлось? - Какие озера есть в Саратовской области? Это будет задание к следующему уроку. 3. Работа в рабочей тетради. Задание №2, с.23. Самопроверка по слайду в презентации. |