2. Зона актуального развития | Скажите, с какими понятиями вы познакомились на прошлом уроке? Какие трудности были у вас? Ребята, сейчас в мире очень много разных наук. Но у всех у них есть общее. Как вы думаете, что это? Каждая наука строится на основе наблюдений, предположений, рассуждений, выводов. Кто-нибудь из вас уже проводил какие-нибудь исследования? Ребята большинство ваших знаний получено из личных наблюдений. Представьте, что вы в первый раз увидели удочку, какие предположения вы можете сделать о ее назначении и свойствах? А как вы думаете, чтобы проверить ваши предположения, что нужно сделать? А после исследования какие вы выводы можете сделать? Отличаются они от прежних? У: | (Ответы детей) Учащиеся делятся своим опытом. Учащиеся делают предположения Исследовать ее |
3 Демонстрационный опыт: исследование условий, необходимых для горения. Определение основных этапов исследовательской деятельности | Ребята, сейчас мы с вами будем исследовать при каких условиях происходит горение. Попытайтесь сделать свои предположения. -Кто как считает? Если ученики не дают правильного предположения, то я им помогаю: «Мы предполагаем, что для этого обязательно нужен воздух». Самая главная трудность научного опыта – придумать, как проверить предположение. «Мы рассуждали так: надо каким- то образом огонь изолировать от воздуха; если огонь погаснет, то наше предположение верно, а если не погаснет, то неверно. Демонстрирую опыт: Беру 2 свечи, 1 свечу накрываю прозрачной банкой. Какой вывод можно сделать на основе этого опыта? Чтобы прийти к этому выводу, мы провели исследование: Вначале поставили перед собой цель (какую?), затем, рассуждая, предположили, что нужно для ее достижения (что же?), потом, чтобы проверить свое предположение, провели опыт (какой?) и на основе рассуждения сделали вывод. А сейчас, ребята, в ваших тетрадках зарисуйте, проделанный опыт. Ребята, а теперь вам нужно быстро объединить в группы по 4 человека- как вы сидите. У каждой группы есть чистый лист и разрезанные листочки с этапами проведения исследования и клей, ваша задача восстановить последовательность проведения исследования, наклеив этапы на чистый лист. Чтобы я видела, что группа выполнила задание, покажите вашу готовность – знаком. Первая группа, выполнившая задание, демонстрирует свой вариант, остальные показывают свое отношение (если есть разногласия- обсуждаем). А сейчас в паре по рассуждайте и запишите в тетради в две колонки какую пользу, а какой вред приносит огонь людям. (Выборочно спрашиваю учеников) Ребята, а если возникнет пожар, по какому номеру нужно позвонить, чтобы приехала пожарная служба? А еще вы знаете какие-нибудь номера, куда нужно звонить, если возникнет опасность. | Учащиеся делают предположение. Ученики наблюдают за опытом. Горение происходит при условии обязательного наличия воздуха. Учащиеся зарисовывают опыт. Ученики объединяются в группы. Выполняют задание. Показывают готовность. Показывают свое отношение. Учащиеся работают в паре. О1 Да. Перечисляют номера. |