СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "Опора тела и движение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира "Опора тела и движение" во 2 классе. УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Опора тела и движение"»

Окружающий мир. 3 класс

Опора тела и движение.


Тип урока: освоение нового материала

УМК: « Школа России»

Цель: знакомство с работой опорно – двигательной системы тела человека

Задачи:

Образовательные:

  • уточнить особенности работы опорно-двигательной системы человека;

  • повторить внутреннее строение организма человека;

  • выявить значение опорно-двигательной системы и ее функции;

Развивающие:

  • развивать наблюдательность, умение анализировать и делать выводы в ходе практической деятельности;

  • развивать монологическую речь, расширять кругозор и обогащать словарный запас;

Воспитывающие:

  • воспитывать культуру общения;

  • воспитывать умение работать в парах; 

  • воспитывать чувство товарищества;

  • воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Формировать УУД:

- умение оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);

- умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД);

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД);

- умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).

Ресурсы: 

  • А.А. Плешаков учебник «Окружающий мир» 3 класс 1 часть,

  • А.А. Плешаков тесты «Окружающий мир» 3 класс,

  • презентация, модель скелета,

  • тряпичная кукла для кукольного театра,

  • карточки с заданиями, пазл, выполненный в программе Jigs@w Puzzle 2, портфель, ранец, три одинаковых ведра с водой.



Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел звонок весёлый!

Знать настал познанья срок.

А к работе вы готовы?

Ну, тогда начнем урок! (слайд 2)


- Ребята! Сегодня у нас необычный урок. К вам на урок пришли гости. Так давайте начнём наш урок с добрых пожеланий, подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. У вас все получится.

Перед вами листы самоконтроля. Спрогнозируйте свою деятельность на уроке. Насколько вы будете внимательными, активными и старательными. Отметьте на шкалах пункта 1.


2. Проверка изученного материала


- Вы любите загадки? Отгадаем следующую загадку


Мы в нее зимой и летом 
С головы до ног одеты.
Даже на ночь снять не можем, 
Потому что это… (Кожа). (слайд 3)



- А что вам известно про кожу?

- Какое значение имеет кожа?

- Какую роль играют жир и пот, которые выделяет кожа?

- Как нужно ухаживать за кожей?

- Пришло время проверить ваши знания по теме кожа. Выполним тест. Ответы будем заносить в ваш листок самоконтроля, пункт 2.


Тест (слайды 4-8)

Проверка (слайд 9)

Оценка


3. Постановка учебной задачи, проблемы


- Итак, тему прошлого урока вы усвоили хорошо. Сегодня мы продолжим изучать организм человека. А о чем пойдет речь, вы узнаете, выполнив задания по группам.


Задание для группы №1 - разгадать кроссворд и прочитать слово из выделенной строчки. (слайд - 10)


Задание для группы № 2 - соединить органы чувств и выписать лишнюю пару. (слайд 11)


Задание для группы №3 - разгадать ребус (слайд 12)


Задание для группы №4 - собрать пазл. (слайд 13)


Проверка выполнения работы

Скелет Осанка Скелет – опора тела Мышцы человека

- По разгаданным словам попробуйте сформулировать тему нашего урока. (слайд 14)

 -Сформулируйте тему урока

-Итак, чему мы научимся сегодня на уроке?

Поставим цели, используя слова-помощники: (слайд 15)

-Узнаем….. (что такое скелет, мышцы и т.д.)

-Научимся …(следить за осанкой)

-Закрепим…(свои знания и умения)


4. Работа по теме урока

- Пару лет назад я сшила для театр-студии «Морошечка» вот такую куклу. Моя маленькая дочь спросила меня: «Мама, кукла такая большая, а стоять не может. Почему?»

-А как вы думаете, почему кукла не может сама стоять?

- Прощупайте у себя голову, грудь, руки, ноги. Что вы ощущаете под кожей?  (Кости).

- Если не было бы костей, тело человека напоминало бы бесформенный студенистый мешок, тело, как у медузы. Кости придают телу форму, создают опору. (Посадить куклу на подставку).

- Что в целом образуют кости человека? (Скелет). (Показать модель скелета)

- В скелете различают более 200 различных костей. Они твердые и прочные. Кусочек косточки размером в палец может выдержать вес слона (это около 9 тонн) вместе с вами и не сломаться!

- Основные части скелета – это череп, позвоночник, грудная клетка, кости таза, кости рук, кости ног. (на плакате показать, дети находят на карточке)


- Кости соединены друг с другом. Там, где они не двигаются, например, в черепе (кроме нижней челюсти), между ними образуется неподвижное соединение. В подвижных органах, таких как рука, кости скреплены подвижно. Попробуйте, обхватить пальцами левой руки правый кулак и повернуть его в разные стороны. Вот примерно так одна кость соединяется с другой и двигается с ней, образуя сустав. А чтобы кости не рассоединялись, они крепко-накрепко, как бинтами, связаны между собой гибкими связками.

- Скелет не только опора, но и защита внутренних органов.

- Какие органы защищает череп? позвоночник? грудная клетка? (Ответы обучающихся)

- А нам пора защитить себя от переутомления.

5. Физминутка

Мы разминку начинаем,

Руки шире раздвигаем,

А потом их тянем вверх,

Отдохнет спина у всех.

Мы повороты начинаем,

Руки шире раздвигаем,

А потом их тянем вверх,

Отдохнет спина у всех.

Начинаем приседанья

Раз, два, три, четыре, пять

А теперь три раза нужно как лягушки проскакать.

Мы разминку завершаем,

Руки шире раздвигаем,

А теперь их тянем вверх,

Отдохнет спина у всех.


6. Продолжение работы по теме урока


- Как вы думаете, что сейчас заставило вас двигаться? (Двигаться организм заставляют мышцы).

- Кости не двигаются сами, их приводят в движение прикреплённые к ним мышцы.

- Название «мышца» произошло от латинского слова «мускулюс», что в переводе означает «маленькая мышь», «мышонок».

- Учёные, наблюдая сокращения скелетных мышц, заметили, что они как бы бегают под кожей.

- Прощупайте мышцы руки при её сгибании и разгибании и вы заметите это.

- Мышцы могут сокращаться или расслабляться. Когда мышца сокращается, она действует на кость, как на рычаг, и заставляет кость двигаться.

- В теле человека 650 мышц. Мышцы помогают нам не только двигаться, поднимать тяжести, но и петь, дышать, смеяться. Улыбнитесь друг другу. Сейчас вы задействовали в среднем 17 мышц, от 5 до 53 мышц (смотря кто как улыбнулся).

- А кто командует мышцами? (Мозг)

- Итак, скелет и мышцы образуют опорно-двигательную систему.

(схема на доске)


- Что обеспечивает эта система? (Она обеспечивает опору и движение)


Выходит ученица и выполняет «мостик»

- Все ли так смогут сделать?

-Что нужно делать для того, чтоб выполнить это упражнение? (Развивать мышцы).

- Как можно развить мышцы? (Необходимо заниматься физкультурой, спортом, физическими нагрузками).


VII . Практическая работа по выявлению причин неправильной осанки


- От скелета и мышц зависит осанка. Осанка вырабатывается в детстве. У человека с хорошей, правильной осанкой прямая спина, расправленные плечи, поднятая голова. Такой человек выглядит стройным, красивым. Но правильная осанка – это не только красиво, она ещё полезна для здоровья. Если с детства приучить себя держаться прямо, тогда в более старшем возрасте тебя не будут мучить боли в спине. Ведь плохая осанка приводит к перенапряжению мышц и сухожилий, которые прикрепляются к позвоночнику.


Какие еще проблемы может вызвать плохая осанка?

- Проведем эксперимент – когда человек может навредить своей осанке.

2. Практическая работа

Правила выработки хорошей осанки

- Давайте проведем опыты, которые покажут нам значение правильной осанки.

Опыт 1

- Положите ладошки на ребро, выпрямите спину. Вдохните глубоко. Что почувствовали ваши ладошки? (Они поднялись вверх, значит, в легкие попало много воздуха).

- Наклонитесь низко к столу, ноги согните в коленях. Положите ладошки на ребра. Вдохните глубоко. Что почувствовали ваши ладошки? (Ладошки почти не поднялись - легкие наполнились плохо).

- Сделайте вывод. (Неправильная осанка мешает глубокому дыханию).

Опыт 2

- Сядьте, спину выпрямите, положите ладошку на желудок.

Сядьте, согнув спину. Что произошло с вашей ладошкой? ( Она сжалась).

- Точно так же сжался ваш желудок. Легко ли ему работать в таком положении? (Нет. Он не может работать всей поверхностью).

Опыт 3

По очереди вызвать пару учеников. Сравниваются осанки ребенка, который несет в одной руке портфель, и который надел ранец на спину.

Опыт 4.

Затем осанка ребенка, который несет ведро в одной руке, и который несет воду в двух руках. Делаются выводы.


VIII . Составление памятки. Работа с учебником.


– Работая в парах, выберите из данных высказываний те, которые помогут сформулировать

ПРАВИЛА ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ.

Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.

Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.

Носить портфель в более сильной руке.

При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.

Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.

Спать на мягкой перине.

Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.Прочтите статью в учебнике на с. 135-136 и дополните основные правила сохранения правильной осанки.

- Какие правила можно добавить еще?

- Чтобы вы не забывали о сохранении осанки, я вам даю памятку «8 причин иметь правильную осанку».



IX. Самостоятельная работа Тест (слайды 16-20)


Проверка по образцу (слайд 21)



X. Рефлексия


Тест «Как ты заботишься о своей осанке»

- Ответьте на вопросы теста, используя ответы «да», «нет», «иногда».

1) Я делаю зарядку, занимаюсь спортом.

2) Я ем молочные продукты.

3) Я сижу прямо, не сутулюсь.

4) Я предпочитаю ранец портфелю.

5) Никогда не ношу тяжести в одной руке.

6) Я ношу обувь своего размера и никогда не шаркаю ногами.

7) У меня близорукость.

8) Я часто болею.

9) Я не люблю физкультуру и часто ищу причину, чтобы пропустить урок.


  • За каждый ответ на вопросы 1-6 начислите себе: «да»- 2 балла, «нет»- 0 баллов, «иногда»- 1 балл.

  • За каждый ответ на вопросы 7-9 начислите себе: «да»- 0 баллов, «нет»- 2 балла, «иногда»- 1 балл.

  • Подсчитайте свои баллы.

18-15 баллов. Вы заботитесь о своей осанке и своем здоровье. Молодцы!

14-10 баллов. Вам необходимо больше уделять внимание своей осанке, иначе искривления вам не миновать.

Менее 10 баллов. Срочно принимайте меры: ваша осанка в опасности.

Итог урока.


- Часто в фильмах показывают, как скелет идет, бежит, наклоняется. Может ли быть такое? Почему? ( Нет, кости в движение приводят мышцы, которыми командует мозг. У скелета нет ни того, ни другого).

- Что такое скелет? ( Все кости человека).

- Какую роль играют мышцы в организме? (Приводят тело в движение).

- Для чего нужна правильная осанка? (Чтобы внутренние органы работали без сбоев и помех).


XI. Оценивание


- Кто, по вашему мнению, был наиболее активным на уроке? Кого бы вы хотели выделить?

Оцените свою работу. Взгляните на листы самооценки, пункт 1. Оправдались ли ваши прогнозы?

XII. Домашнее задание (по выбору)


 стр. 134-137 читать, отвечать на вопросы или задание на сайте www.yaklass.ru/