2. | Опрос учащихся по заданному на дом материалу, Цель, которая должна быть достигнута учащимися: -повторить сведения о строении и значении опорно-двигательной системы Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: -организовать работу по повторению сведений об опорно-двигательной системе; Задачи: -выяснить степень усвоения заданного учебного материала; Методы: -словесные, -метод стимулирования : похвала. | Устный опрос: — Что служит внутренней опорой тела человека и защищает внутренние органы от повреждений? ( Скелет) — Какое значение имеет скелет для человека? (Скелет обеспечивает определённое положение тела человека в пространстве- осанку, и его подвижность.) — Какая должна быть и от чего портится осанка?( Правильная осанка-это прямая спина, поднятая голова и опущенные плечи. Она может нарушиться, если сидеть за партой сильно нагибаясь вперёд, если опираться на край парты грудью, искривившись в какую-нибудь сторону, если постоянно носить тяжести в одной руке…) — Что помогает движению костей скелета, ведь сами кости двигаться не могут? Что их двигает? (Мышцы.) — Чем прикрепляются мышцы к костям? (Сухожилиями.) — Что нужно делать для того, чтобы мышцы были хорошо развиты и меньше уставали? (Нужно укреплять мышцы с помощью физических упражнений.) -А что еще нужно человеку, что быть сильным и здоровым? (правильно питаться) |
3. | Изучение нового учебного материала. а) Создание проблемной ситуации Цель, которая должна быть достигнута учащимися: -осмыслить возникшую трудность и определить учебную задачу Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: -способствовать созданию проблемной ситуации для постановки учебной задачи; -активизировать соответствующие мыслительные действия. Задачи: -активизировать познавательную деятельность учащихся Методы: -словесные, -побуждающий от проблемной ситуации диалог. б) Открытие новых знаний Цель, которая должна быть достигнута учащимися: -получает возможность задуматься. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: -побудить учащихся к активности при изучении нового материала. Задачи: -формировать знания о пищеварительной системе, о механизме обработки пищи, -развивать способности к анализу, синтезу, обобщению. Методы: -учебный диалог, -наглядные, -познавательные, -словесные (объяснение) | Значение пищи. Что такое пища? (То, что едят, чем питаются). Без пищи человек не может жить. Что чувствует человек, если он не поест? (Голод). А при длительном голодании? (Слабость, а при длительном – наступает смерть). Сколько раз в день должен есть школьник? (4–5 раз). Если бы тебе дома мама дала кусочек сырого мяса, горсть риса и сырую картошку, тебе понравился бы такой завтрак? (Ответы детей). (Ответы детей).Вы предпочитаете обработанную, приготовленную пищу.Точно так же и клеткам нашего организма нужна обработанная пища. Она должна быть жидкой и легко усваиваться в крови, потому что только кровь может донести её до каждой клетки. Как же превращаются в жидкие растворы хлеб и мясо, каша и картофель, компот и конфеты?Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? (пищеварении) А вы знаете какие органы участвуют в этой работе? В конце урока проверим, все ли знаете. Из каких слов образовано слово пищеварение? (От слов пища и варение, то есть, наверное, пищу варят). Давайте сформулируем тему нашего урока. Тема урока «Пищеварительная система». (слайд 2) Чем же интересно занимаются органы пищеварения? Внутри нашего тела скрывается удивительная кухня. Её можно сравнить с очень длинным извилистым коридором. У взрослого человека он тянется целых 8 метров. Но он так ловко уложен, что помещается в небольшом пространстве. Наша внутренняя кухня состоит из нескольких отделений. Всё, что бы ты не съел, проходит через все её отделения по очереди, пока не превратится в прозрачные растворы, которые легко впитает и быстро разнесёт по клеткам кровь. И вот сегодня мы отправимся в путешествие с бутербродом. (слайд 3) . Бутерброд – слово немецкого происхождения. Бутер – масло. Брод – хлеб. А с чем ещё бывают бутерброды? (Ответы детей). Первое отделение – расположено во рту. (слайд 4-5) Что к нему относится? (Ответы детей). Для чего нужны зубы? Для чего нужен язык? Показать кусочек лимона. Что появилось во рту? Для чего нужна слюна? Существует 3 пары слюнных желез.(слайд 6) Одна находится на уровне ушей, одна под языком, одна под нижней челюстью. Ведь недаром говорят: «Запахло так вкусно, что слюнки потекли». Для каждой пищи железы выделяют именно такую слюну, которая нужна для переработки этой пищи. Давайте посмотрим, что произошло с нашим бутербродом во рту. Нам с вами поможет в этом наша волшебная лупа. (слайд 7) (Наш бутерброд превратился в маленькие комочки). В своей задней части ротовая полость переходит в две трубочки, одна из них называется пищевод, предназначенный для проведения пищи в желудок, вторая трубочка называется трахея, которая проводит воздух к бронхам и лёгким. Вход в трахею может закрывать и открывать специальный клапан.(слайд 8-9) Итак, пища попала к нам в рот, где она механически размельчается зубами, перемешивается, обильно смачивается слюной при активном участии нашего языка. Очень важную роль в этот момент выполняет глотка. Она, как начальник железнодорожной станции, следит, чтобы продуктовые и кислородные поезда попадали только в свои тоннели: пища- в пищевод, а воздух – в трахею. Давайте проглотим слюну. Вы заметили ,дышим мы в это время или нет? (Нет.) Второе отделение – пищевод. (слайд 10)Здесь пища не задерживается,мышцы пищевода проталкивают пищу и время пути по пищеводу занимает 2-3 секунды. Здесь бутерброд быстро проходит в следующее отделение. Третье отделение – желудок.(слайд 12) Это главное отделение твоей внутренней кухни. В его стенках находится особые железки. Они выделяют кислую жидкость – желудочный сок. Этот сок обладает способностью растворять большую часть веществ, из которых состоит пища. Трудится желудок старательно, но медленно.Заглянем в желудок. Что же произошло с бутербродом? (Просмотр через лупу).(слайд 13) Однако, желудочный сок не может переработать все вещества, которые были в бутерброде. Поэтому желудок время от времени сокращается и проталкивает пищу по частям дальше в кишечник. Почему надо хорошо пережевывать пищу? (Ответы детей). (слайд 14-15)Кишечник состоит из тонкой и толстой кишки. Сюда в тонкую кишку попадает поджелудочный сок, который выделяет поджелудочная железа и желчь, которую вырабатывает печень. По мере того, как пища переваривается, питательные вещества через стенки тонкой кишки всасываются в кровь и разносятся по телу. А та часть бутерброда, которая не поддалась перевариванию перешла в толстые кишки.(слайд 16-17) Здесь за неё принялись полезные кишечные бактерии, постоянно живущие в толстой кишке. Они переработали в прозрачные растворы последние остатки нашего бутерброда. Вы когда делаете яблочный сок, наверное, заметили, что остаются отходы. Так после переваривания бутерброда остались отходы, которые через кишечник удаляются наружу.(слайд18) Наша фабрика-кухня справляется с пищей за 5-6 часов (слайд19) Физминутка для глаз, 1-4 повернулись. |
4. | Закрепление учебного материала: Цель, которая должна быть достигнута учащимися -осознать, как работает пищеварительная система; — уметь самостоятельно применять полученные знания в разнообразных ситуациях. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: -создать условия для формирования закрепления в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самост. работы по новому материалу; -обеспечить формирование умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях. Задачи: -развивать умение работать в группах, выполнять самоконтроль и самооценку. — дать возможность каждому ребёнку почувствовать свою значимость в коллективе, Методы: -практический, -наглядный, -контроля и самоконтроля, -самостоятельная деятельность уч-ся. | отгадывание кроссворда работа в группах | | | | 1 | з | у | б | ы | | 2 | ж | е | л | у | д | о | к | | | | | | 3 | с | о | к | | | | | | | | 4 | р | о | т | | | | | | | 5 | о | р | г | а | н | 6 | п | и | щ | е | в | о | д | | | 7 | ж | е | л | ч | ь | | | | | 8 | | к | и | ш | е | ч | н | и | к | Чем пережевывается пища? Орган пищеварения, следующий за пищеводом. Что выделяет желудок? Где начинается обработка пищи? Часть организма, имеющая определённое строение и специальное назначение? Отдел пищеварения, соединяющий глотку с желудком и служащий для проведения пищи. Что выделяет печень? Отдел пищеварительной системы, состоящей из кишок и следующей за желудком. Проверка (меняются работами в группах, проверяют и вывешивают на доску, затем проверка по слайду 20) Анализ выполненных работ. Какое слово получилось по вертикали? Здоровье. Для того чтобы быть здоровым, мы должны правильно питаться! А что это значит? (пища должна быть полезной и разнообразной) Давайте вместе попробуем назвать правила приема пищи. (ответы детей) – Чтобы фабрика кухня работала слаженно, надо выполнять правила приёма пищи:(слайд 21) Питайся разнообразной пищей. Меньше ешь сладостей, они угнетают отделение желудочного сока. Не перенасыщайте себя жирной пищей. Всегда полезны овощи, фрукты. Старайтесь есть в одно и то же время. Пить лучше обычную воду. Перед едой мойте руки. работа в группах Самостоятельная работа даётся 3 группам (дифференцировано) Задание 1 группе. Соедини название органа и его определение: 1. Полость, в которой происходит пережёвывание и смачивание пищи слюной. | ПИЩЕВОД | 2. Растяжимый мышечный мешок, расположенный в брюшной полости. | ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНАЯ КИШКА | 3. Трубка, соединяющая глотку с желудком. | ТОЛСТАЯ КИШКА | 4. Начальный отдел тонкого кишечника, соединённый с печенью поджелудочной железой. | РОТОВАЯ ПОЛОСТЬ | 5. Конечный отдел пищеварения. | ЖЕЛУДОК | Задание 2-й группе. собери названия отделов пищеварительной системы по порядку: 1. 2. 3. 4. 5. (заготовки: ротовая полость, пищевод, желудок, тонкий кишечник., толстый кишечник.) группа работает у доски Задание 3-й группе. Проведём ПРАКТИЧЕСКУЮ РАБОТУ: Один ученик нашей школы предложил вот такое меню на обед. Можно считать это правильное меню? Составьте меню, основанное на здоровой пище. Проверка. (выносятся работы на доску и обосновывается ответ) Оцените свою работу в группе в оценочном листе.( Рядом оценивается работа каждого всей группой.) |
5. 6. | Рефлексия: Цель, которая должна быть достигнута учащимися: — осознать степень усвоения учебного материала и дать оценку своей деятельности и деятельности класса. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: -содействовать осознанию уч-ся своей учебной деятельности и деятельности класса. Задачи: -вызвать у детей чувство удовлетворённости результатами урока. -формировать самооценку учащихся Задание на дом: Цель, которая должна быть достигнута учащимися: — закрепить знания о пищеварительной системе и механизме переваривания пищи. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: — обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения д/з | Итак, друзья вот и закончилось наше путешествие ещё по одной станции. (слайд 22) Я хочу сказать: Что мне этот урок дал для жизни? Мне показалось важным… стр.21-24,т. Стр 10-11 |