Актуализация знаний | - Чему были посвящены прошлые уроки? - Ребята, вы когда-нибудь слышали о пиратах? - А как они потом отыскивали свои сокровища? - Хотели бы вы разгадать такую карту, найти сокровища? - У вас на парте лежат записки старого пирата и карты, по которым можно отыскать клад. Найдите, где он закопан. - Я старый пират и многое повидал за свою непростую жизнь. Я не привык к удобствам, но считаю, что есть несколько необходимый вещей – это компас, подзорная труба и карта. Прежде чем отправляться в далёкое плавание, проверь, взял ли ты их собой. Мои юные друзья, сокровища достаются потом и кровью, поэтому придется вам потрудиться, чтобы их отыскать. Вот уже десять лет, как я оставил свою морскую службу и поселился в маленьком тихом городке. Дом мой не очень большой, но вполне удобный. Из южного окна его виден сад. Вечерами я люблю сидеть на скамейке под старой яблоней. На востоке выходит дверь моего дома. По тропинке на север я отправляюсь к живописному озеру. Оно окружено лесом. Там я и спрятал свои сокровища. У южного берега растёт ель. Клад под ней. - Расскажите, почему вы решили, что клад находится именно здесь. Уверены ли вы в этом? - Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? | - Нашей планете как части Солнечной системы. Мы узнали, почему бывают день и ночь, времена года, что такое погода и климат, познакомились с важнейшими законами природы. - Да. - Пираты составляли особые карты, которых разгадать мог не каждый. - Конечно! Дети пытаются что-то сделать. Вариантов может быть несколько: - выполняют задание верно; - не смогут сделать ничего; - сделают неверно. - Нет, не уверены. Мы никогда не читали карты. Мы не понимает, что здесь изображено. - Мы научимся читать карты. |
Открытие нового знания | - Внизу на с. 78 найдите объяснение, как называется такое изображение предметов. - Что такое план? - Что в плане особенного? План. Изображение схематичное. Вид сверху. Уменьшенное. - Можно ли по плану пирата определить расстояние от дома до озера? - Значит, план совершенно бесполезен в этом смысле? - Как можно сделать полезным план в измерении расстояния, прочитайем на с. 80. (Читаю текст) - Что такое масштаб? - Посмотрите 2 плана на с. 80. Давайте разберемся с масштабом. - Что изображают эти два плана? - Теперь нам понадобятся линейки для того, чтобы измерить длину класса и школы. - Ниже карты представлен масштаб. - Такой масштаб обозначает, что в 1 см. на плане помещается 100 см. - Сколько равна длина класса? - Теперь мы умножим длину класса с масштабом плана. - Сейчас вы сделайте тоже самое, только со вторым планом. - Почему пришлось уменьшать предметы на плане? - А если продолжить это уменьшение? Что должно остаться? - А если подняться на еще большую высоту на самолёте или посмотреть из космоса? - Какие объекты будут хорошо видны по-прежнему? - Удобен ли в этом случае план? - Посмотрите на с. 81, как будет выглядеть такое изображение? Найдите его название. - Что такое карта? - Расскажите, чем отличается вид этих важных объектов Земли на карте. - Для чего нужна карта? - Может ли карта указывать дорогу? - Какие стороны света вы знаете? Есть ли они на карте? - Запомните: на любой карте север находится наверху. - Давайте посмотрим на плакат и объясним еще раз, чем карта отличается от плана. | Работа с учебниками. - Изображение предметов такими, как мы их видим, называется планом. План – не картина, а чертёж - Все предметы нарисованы схематично. Мы смотрим на них сверху. Размер предметов уменьшен. - Мы не можем измерить расстояние с помощью плана, на нём уменьшенное изображение предметов. Лучше измерить расстояние на этом месте. - Да. Дети читают. - В учебнике предлагается указывать на плане масштаб – условную меру, обозначающую, во сколько раз уменьшены предметы на нем. - Масштаб – это условная мера. Дети работают с вопросами и заданиями учебника. - Слева – план класса, справа – план школы. - 7,7 см. - 7,7 * 100 = 707 см. = 7 м. 70 см. - 4,8 см. - 4,8 * 1000 = 4800 см. = 4 т. 800 м. - Мы не можем такие большие предметы уместить на маленьком листочке. - Останутся вместо домов точки. - Ни домов, ни школы не будет видно. Останутся лишь саамы крупные предметы: города, реки, озёра. -Видна дорога и река, дома уже трудно рассмотреть. - Нет. - Мы думаем, что это карта. - Размеры многих предметов с самолёта или из космоса сокращаются настолько, что их трудно узнать. Тогда их обозначают условными знаками. Такое изображение предметов на поверхности Земли называется географической картой. На фото мы видим объекты такими, какие они есть в природе, а на карте - только условные обозначения, сохраняющие очертания объектов. - Карта нужна, чтобы изображать на ней территории Земли. - По карте мы можем ориентироваться и находить дорогу. - Север, юг, запад, восток. Похожи: - изображение схематичное, - вид сверху, - уменьшённое изображение, обозначен масштаб, - обозначены направления на стороны света. Отличия: - на карте не обозначаются дома, - на карте обозначаются реки, озера, города, горы в очень уменьшенном варианте, - план более подробен. |