Этап/время | Деятельность учителя (прямая речь + действия) | Сопровождение (методические материалы) | Деятельность обучающихся (действия +примерные ответы) |
Организационный момент | Приветствие и проверка готовности к уроку. На парте должны находиться учебник, тетрадь на печатной основе, пенал. | | Приветствуют учителя, проверяют у друг друга готовность к уроку. |
Мотивация к учебной деятельности | - Что вы представляете, когда слышите слово сокровища? - А могут ли сокровищем быть книги? - Готовы ли вы узнать ответ на данный вопрос в течение нашего урока? | | - Драгоценные камни и деньги. Затрудняются ответить. - Да, мы готовы узнать ответ на данный вопрос. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | - Предлагаю освежить вашу память следующим образом: я говорю ответ, а вы ищите вопрос к этому ответу. Страницы истории России. Новгород и Киев. Берестяные грамоты. | Какой раздел начали изучать? Какие города вошли в государство Русь? Выдающееся открытие археологов в Новгороде? | Какой раздел начали изучать? Какие города вошли в государство Русь? Выдающееся открытие археологов в Новгороде? |
Выявление места и причины затруднения | - Всё ли вы изучили по истории России? | | - Нет, мы изучили не всё про историю России. |
Построение проекта выхода из затруднения | - Тема нашего урока "Из книжной сокровищницы Древней Руси". Целью нашего урока будет узнать о роли древнерусских книг в истории Древней Руси. Чтобы наша работа была продуктивной, я принесла вам план. Посмотрите, все ли пункты плана относятся к нашему уроку? - А на каком предмете вы говорите об имени прилагательном? | Цель: узнать о роли древнерусских книг в истории Древней Руси. План: Кирилл и Мефодий. Распространение грамотности. Древнерусские летописи . Что такое прилагательное? "Повесть временных лет". Рукописные книги. | - Об имени прилагательном мы говорим на русском языке. |
Реализация построенного проекта 1. | - Как звучит первый пункт нашего плана? Слышали ли вы уже эти имена? - Предлагаю узнать об этих личностях при просмотре видеоролика. Но смотреть нужно будет очень внимательно! Ведь при просмотре видео вам нужно будет найти ответ на вопрос "Почему вся слава досталась Кириллу и Мефодию?". - Итак, каков же ответ на наш вопрос? - А зачем братья создали алфавит? - Первая славянская азбука - это глаголица, от слова глаголить, что значило говорить. После упрощения азбуки учениками стала называться кириллицей. - Подведём итог. Что мы узнали из первого пункта плана? | "Почему вся слава досталась Кириллу и Мефодию?". Видеоролик «Что на самом деле сделали Кирилл и Мефодий?» На доске появляются термины глаголица и кириллица. ГЛАГОЛИЦА КИРИЛЛИЦА | - Первый пункт нашего плана – это «Кирилл и Мефодий». Мы слышали данные имена… Смотрят видеоролик. - Вся слава досталась Кириллу и Мефодию, так как они изучили славянские языки, и определили какие буквы дать звукам. - Кирилл и Мефодий создали алфавит, чтобы открывать путь в христианство для начинающих. - О том, что Кирилл и Мефодий изучили славянские звуки и дали им буквы. Они создали глаголицу - первую славянскую азбуку. А их ученики её упростили и переименовали в кириллицу. |
Реализация построенного проекта 2. | - Какой следующий пункт нашего плана? - Чтобы ознакомиться с данным пунктом плана предлагаю поработать с карточками номер 1. Вам дан текст из учебника с ошибками, ваша задача, пользуясь учебником, исправить найденные ошибки. Текст учебника во втором абзаце на странице 36. Изучив текст, с какими незнакомыми понятиями вы встретились? Письменность - совокупность письменных средств: алфавита и орфографии для возможности распространения информации, как устно, так и письменно. Просвещение - это передача, распространение знаний и культуры. - Какие изменения произошли после появления азбуки? - Какой из этого вывод мы можем сделать? Грамотность в древней Руси... | Учебник, стр. 36. Карточка номер 1 см. в прил. На доске появляются следующие термины: письменность, просвещение. | - Второй пункт нашего плана звучит так: «Распространение грамотности». - Мы увидели такие понятия как письменность и просвещение. - На Руси стала активно распространяться письменность, образованной становилась не только знать, но и обычные люди. - Грамотность в древней Руси повысилась. |
Реализация построенного проекта 3 | - К какому пункту плана мы переходим? - На Руси создавались летописи - записи событий по годам (летам). Записи делали самые грамотные люди того времени, монахи-летописцы. Они писали о битвах и походах, о строительстве городов, храмов, правлении князей, необыкновенных природных явлениях, пожарах и эпидемиях. - А знаете ли вы, когда появилась красная строка? Во времена до изобретения книгопечатания существовала определенная традиция оформления книг: каждый текстовой и смысловой фрагмент в издании начинался с красиво оформленной буквы - буквицы. От этой исконно русской традиции украшать начало абзаца и пошло выражение «с красной строки». - Предлагаю закрепить полученные вами знания и поработать в печатной тетради на стр. 22. Посмотрите на первое задание, у вас есть пару строк отведенных для слова летопись. Составьте предложение с этим словом. - Какое значение имели летописи для людей? - Мы завершили 3 пункт плана. Подведём итог. Что мы с вами узнали? | Печатная тетрадь, стр. 22 №1. Термины на доске: летопись, буквица. | - К 3-ему пункты плана «Древнерусские летописи». Слушают учителя и смотрят, как выглядели летописи. Работают в печатной тетради, составляют предложение со словом летопись. - Благодаря летописям люди узнавали об исторических событиях и истории в целом. - Мы узнали о том, что такое летописи, откуда появилась фраза «с красной строки» и что такое буквица. |
Реализация построенного проекта 4. | - Продолжая тему летописей, мы переходим к 4 пункту плана. Как он звучит? - Предлагаю вам ознакомиться с данной темой с помощью карточки номер 2 в парах. Вам дан текст с пропусками из учебника. Ваша задача с помощью учебника этот текст восстановить. 36 страница учебника вам в помощь. - Кто напомнит мне правила работы в парах? - Мы с вами сказали, что благодаря летописям люди узнавали историю. «Повесть временных лет» содержит в себе следующую историческую информацию… «В год 6420 (912). …И жил Олег, княжа в …, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: «От чего мне умереть?» И сказал ему один кудесник: «Князь! Коня любишь и ездишь на нем, – от него тебе и умереть!» Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: «Никогда не сяду на него и не увижу его больше». - Кто помнит, князем какого города был Олег? - 912 год, вы можете себе представить, сколько веков тому назад это было? А оно дошло до нас, и мы знаем эту частичку истории. - Какой вывод по этому пункту мы можем подвести? | Учебник, стр. 36. Карточка номер 2 см. в прил | - 4 пункт плана звучит как: «Повесть временных лет». Напоминают правила работы в парах. Работают с карточкой №2. - Олег был князем в Киеве. - Повесть временных лет – известная историческая летопись, содержащая историю, дошедшую до нашего времени. |
Реализация построенного проекта 5. | - Мы приближаемся к последнему пункту плана. Какой это пункт? - Рукописные книги были до книг печатных, их старательно расписывали и разрисовывали иллюстрациями писатели и художники. Состояли эти книги из пергамена – материала из телячьей кожи. Это давало людям возможность соскабливать старые записи и писать новые. - Предлагаю рассмотреть рукописные книги в ваших учебниках на странице 37. Что еще вы можете сказать о рукописных книгах? - На наш урок я принесла вам ещё одну книжку, но уже нашего времени. Попробуем найти сначала общее в обоих вариантах книг. - В чем отличие рукописных книг от книг современных? - Какой вывод мы можем сделать? - У вас в учебнике есть интересные вопросы под фразой «Обсудим!». Предлагаю обсудить пару вопросов. - О развитии каких ремесел и искусств может рассказать древнерусская книга? - Какую роль играло книжное дело для развития культуры? | Современная книга. Учебник стр. 37 (рукописные книги) Слова на доске: пергамен. | - 5 пункт плана – это рукописные книги. - Обложки данных книг были дорого расписаны, также ярко были украшены и страницы рукописных книг. - Иллюстрации сохранились в обоих вариантах. Нередко в современной книге также можно повстречать буквицу. - Рукописные книги писали от руки, а современные сейчас печатают. Со временем поменялся материал, современная книга – из дерева, древнерусская – из пергамена. - Структура книги сохранилась, изменился только материал и способ производства. Выдвигают свои предположения. - Потому что книги давали нам не только возможность изучать грамоту и историю, скорее сего после люди как раз таки начали писать книги о каких-либо видах искусства и ремеслах. |
Включение в систему знаний. | - Что вы сегодня узнали? - Предлагаю обратиться к выводу в ваших учебниках. Какую значимость имеют книги для человечества? | | - Мы узнали о первом алфавите – глаголице, позже переделанном в кириллицу их учениками, его создателях Кирилле и Мефодии. Узнали о летописях, и одной из самых известных из них – «Повесть временных лет». Узнали много новых слов, таких как пергамен, буквица и мн. др. Читают вывод. - Сегодня мы говорили о таком летописце как Нестор, который создал «Повесть временных лет», книгу, содержащую в себе историю нашего начала, возникновения Руси, о князях и многом другом. Если бы у нас не было этой повести, мы бы не узнали о том, как все зародилось, это очень важно для нашего развития, для развития человечества. В этом ценность книг. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу | - Предлагаю вам проверить ваши знания и выполнить небольшую самостоятельную работу на карточках номер 3. Карточка №3. Самостоятельная работа. 1. Самая известная летопись? 2. Какова она была по содержанию? 3. Название первого славянского алфавита? 4. Создатели первого алфавита? 5. Название буквы от которой пошло выражение «с красной строки». | Карточки номер 3. | Выполняют самостоятельную работу. КЛЮЧ: 1. Повесть временных лет 2. В ней содержалась история о начале Руси 3. Глаголица 4. Кирилл и Мефодий 5. Буквица |
Подведение итогов урока, рефлексия | - Какая у нас была тема урока? Какую цель мы поставили? Докажите, что мы достигли нашей цели. - У нас был план работы на уроке, все ли его пункты мы выполнили? - Вначале нашего с вами урока, у меня был вопрос: «А могут ли сокровищем быть книги?». Почему книги являются сокровищем? Почему их так трепетно хранят в библиотеках и музеях? - Что нового узнали на уроке? - У вас на партах лежат листы самооценки. Я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке. Подчеркните те слова, которым соответствует ваше эмоциональное состояние на уроке. - Запишите домашнее задание, читать с стр. 35 по 37, печатная тетрадь стр. 22 номер 3. | | - Тема нашего урока «Из книжной сокровищницы Древней Руси». Целью урока было узнать о роли славянской письменности и древнерусских книг. Мы достигли нашей цели с помощью плана работы на уроке и различных заданий по теме. - Мы выполнили все пункты нашего плана. - Книги являются бесценным сокровищем для человечества, так как издавна они дали людям возможность изучать грамоту, историю нашего начала и мн. др. Делятся своими впечатлениями, полученными на уроке знаниями. Оценивают себя по листам самооценки. Записывают домашнее задание в дневник. |