Вернемся к Рабочим листам. Открываем. Перед вами таблица «Верите ли Вы, что…». Предлагаю заполнить словами «ДА» или «НЕТ». Заполняем только первый столбик. Приём «Верите ли вы, что…» Вопрос | В начале урока | В конце урока | 1. Промышленность производит большую часть товаров для людей? | | | 2. Производством космических кораблей может заниматься одна из отраслей промышленности? | | | 3.Электричество может вырабатываться на гидроэлектростанциях? | | | 4.Современной отраслью промышленности является электронная промышленность? | | | 5.Химия – это наука о веществах? | | | К этой таблице мы вернёмся в конце урока, сравним ваши ответы и подведём итоги. Как Вы думаете, что такое промышленность? На экране: Промышленность, промышлять, промысел. Как вы думаете, эти слова близкие по значению ? - Промышлять означает искать, находить что –то. - Можно сказать, одним словом добывать. - Вот какое определение промышленности в словаре Ожегова Сергея Ивановича. Промышленность – отрасль производства, охватывающая переработку сырья, разработку недр, создание средств производства и предметов потребления. Недра - то, что находится под земной поверхностью. По – другому добыча полезных ископаемых. Перед тем, как идти дальше предлагаю немного отдохнуть. ФИЗМИНУТКА Я принесла предметы.( достаю мыло). -Как появилось мыло? Где его производят? Хлеб - Где готовят хлеб? Тетрадь Из чего сделана тетрадь? Как получить бумагу? -Чтобы производить эти и другие товары, достаточно ли одного завода или фабрики? Для создания всех этих предметов и многих других существует промышленность. - Промышленники, как и люди, работающие в сельском хозяйстве, разделились на отрасли, которые специализируются на чём-то одном. А на какие, мы узнаем, выполнив задание в Рабочем листе. Перед вашими глазами кластер. Как вы думаете, что должно быть на месте пустых ячеек? Приступаем к работе в группах. Перед началом работы вспомним Правила работы в группах. (на экране) Каждый член группы выполняет свою роль: ЧТЕЦ — читает вслух; СЕКРЕТАРЬ — записывает что-то от лица группы; ДОКЛАДЧИК (спикер) — у доски рассказывает, что решила группа; ПЛАНИРОВЩИК — исследует условия задачи и планирует работу; ХРОНОМЕТРИСТ (тайм-спикер) — следит за временем. (карточка в каждой группе). А теперь задание. У вас на столе лежит файл. В каждом файле карточка для выполнения, карточки-картинки для помощи презентации работы группы. Каждая группа самостоятельно узнает, о какой отрасли будет рассказывать, выполнив 1 задание на Карточке 1. Затем, открыв учебник, внимательно изучит информацию, сделает заметки на листе. Затем изучит дополнительную информацию на Карточке и в заключении предоставит свою работу. Работа в группах (приложение 1). Регламент работы 3 минуты. Защита работ. Группа 1. Выходит к доске Докладчик. Презентует работу группы. Результаты на доске. Добывающая промышленность – Что делают люди, работающие в этой отрасли? (добывают полезные ископаемые) - Назовите твёрдое горючее полезное ископаемое? (каменный уголь) - Где его добывают? (в шахтах) - Люди каких профессий работают в добывающей промышленности? (шахтёр, нефтяник) - Какие полезные ископаемые залегают на территории Республики Крым? Впишем эту отрасль в кластер. Электроэнергетика - Откуда берется электрическая энергия? -Люди каких профессий работают в электроэнергетике? (энергетик, электрик) -У кого из вас в доме нет электричества?(есть у всех) -Для чего оно нужно? (работают электрические приборы) - Какие электростанции обеспечивают Республику Крым Электроэнергией? Впишем эту отрасль в кластер. Металлургия -Что производит металлургия? -Люди каких профессий работают в металлургии? Какие предприятия представляют металлургическую промышленность на территории Республики Крым? --Что могут производить металлурги? (металлы) Железные предметы окружают нас повсюду. Металлы, как правило, твёрдые вещества, имеющие “металлический” блеск. Но есть и жидкие металлы. Учитель показывает градусник. - Где здесь металл? Это ртуть.. Пары ртути очень вредны для здоровья. Если вы дома случайно разобьёте ртутный градусник, необходимо аккуратно спринцовкой собрать шарики ртути и сдать их в ближайшее медучреждение. Впишем эту отрасль в кластер. Машиностроение Что производит машиностороение? -Люди каких профессий работают в машиностроении? - Какие предприятия представляют машиностроение на территории Республики Крым? - Что такое машина? (Машинами называют все устройства, которые выполняют работу, полезную человеку. Причём главную операцию должна делать машина, а человек только управляет ею). Впишем эту отрасль в кластер. Химическая Что производит химическая промышленность? -Люди каких профессий работают в химической промышленности? Какие предприятия представляют химическую промышленность на территории Республики Крым? Знаете ли Вы, что раньше люди красили одежду красками, которые добывали из растений и животных. Сейчас одежду красят искусственными красителями. Химическая промышленность даёт нам не только синтетический каучук, искусственные волокна, краски, но и разные минеральные удобрения, которые используют ваши мамы и бабушки на дачах для хорошего роста растений. Впишем эту отрасль в кластер. Электронная Что производит электронная промышленность? -Люди каких профессий работают в электронной промышленности? Какие предприятия представляют электронную промышленность на территории Республики Крым? На сегодня одна из важнейших отраслей промышленности. Впишем эту отрасль в кластер. Пищевая Что производит пищевая промышленность? -Перечислите предприятия данной отрасли. Люди каких профессий работают в пищевой промышленности? Как должны быть одеты работники пищевой промышленности? - Какие правила соблюдают работники этой отрасли? - На тех предприятиях, которые выпускают продукты, предъявляют высокие требования к чистоте. Чистой должна быть одежда работников (на белой ткани сразу видна грязь), у них должен быть головной убор, чтобы волосы случайно не попали в продукцию. Все, кто работает в пищевой промышленности регулярно проходят медицинский осмотр, врачи проверяют их состояние здоровья. И, разумеется, оборудование должно быть чистым и исправным. Впишем эту отрасль в кластер. Обратите внимание, мы пропустили одну отрасль. Посмотрите в учебнике, какую отрасль нам сегодня не представили? - Верно. Кто хочет прочитать про легкую промышленность? - Что производит легкая промышленность? -Люди каких профессий работают в легкой промышленности? Предприятия Крыма: Керченская швейная фабрика, Севастопольская швейная фабрика. Обе фабрики выпускают школьную форму. Впишем эту отрасль в кластер. Мы заполнили все ячейки? - У вас остались вопросы? Было ли вам что-то непонятно? - Молодцы. Все группы отлично поработали. - Давайте посмотрим, какой у нас получился кластер и сделаем вывод. Оцените себя за работу в группе. Каждый получает один стикер. Докладчик- 2 стикера. |