СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира по теме "Холодные районы Земли" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок дает детям первоначальное представление о холдных районах Земли - Антарктиде и Арктике. Знакомит с с особенностями природы, учит устанавливать связи между образом жизни животных и погодными условиями, развивает познавательную активность учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме "Холодные районы Земли" 1 класс»

Конспект урока окружающего мира в 1 классе

по теме «Холодные районы Земли».

Цель урока: создать условия для формирования первоначальных представлений детей о холодных районах Земли и о животных, обитающих на этих территориях.

Задачи урока:

1) дать представление о холодных районах Земли; научить детей находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду; актуализировать знания учащихся о животных, обитающих в этих районах; учить детей устанавливать связи между образом жизни животных и природными условиями;

2) развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся, развивать связную речь;

3) повышать познавательную активность, учить работать в группе, уважать мнение товарищей.

Основные термины и понятия темы: Северный Ледовитый океан, Антарктида, Северный полюс, Южный полюс.

Предметные результаты:

- Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их;

- рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;

- приводить примеры животных холодных районов;

- устанавливать связь между образом жизни животных и природными условиями.

Метапредметные результаты:

Познавательные: - умение осознанно строить устные речевые высказывания; делать простейшие выводы о взаимосвязи между живой и неживой природой;

Регулятивные: - умение ставить цели урока и контролировать их выполнение; совместно с учителем работать по плану.

Коммуникативные: -умение работать в группах; слушать и слышать собеседника.

Личностные: -умение учащимися проводить самооценку деятельности; уважительно относиться к мнению других ребят, формировать своё мнение; развитие мотивов учебной деятельности.
Оборудование: презентация, учебник, тексты и иллюстрации с изображением животных для работы в группах; глобус, изображение глобуса на листе А-3, карточки с новыми терминами урока.

Ход урока:

I.Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности

(Звучит музыкальная заставка начала урока из учебного м/ф с героями Шишкина леса.)

«Веселится звонок,

Я бегу со всех ног

Школа двери открывает,

Начинается урок.

«Что? Как? Почему?» –

Только в школе я пойму.

Я за партой сижу,

Я на доску смотрю,

Я узнаю все на свете,

А потом всем расскажу.

«Что? Как? Почему?» –

Только в школе я пойму.»


-Ребята, я рада видеть вас на уроке окружающего мира. Сегодня нас ждет увлекательное путешествие, мы узнаем много нового и интересного, будем дружно работать в группах и уважать мнение друг друга.

-Готовы к новым открытиям? Тогда вперед!


II.Актуализация знаний учащихся.

1.Сегодня открывать новые знания нам поможет один удивительный предмет:

На нём уместилась

Вся наша Земля:

Моря, океаны,

Леса и поля.

И северный полюс

Там тоже найдёшь,

А если захочешь —

В руках унесешь.

- Что это?

- Посмотрим, что вы знаете о глобусе. Разгадайте кроссворд, который вам подготовил Муравьишка-Вопросик. 1.Участки суши, со всех сторон окруженные водой. 2.Уменьшенная модель Земли. 3. Две точки на глобусе, где сходятся вертикальные воображаемые линии - мередианы. 4.Воображаемая линия, которая делит нашу Землю на Северное и Южное полушария. 5.Что на глобусе изображается белым цветом? 6.Огромные водные пространства.

-Прочитайте, какое слово получилось по вертикали. (Молодцы)

III. Выявление места и причины затруднения. Постановка темы и цели урока.

1.- Ребята, вы уже много знаете о нашей Земле. На занятиях кружка «Мир вокруг нас» мы с вами уже побывали в лесах и пустынях, узнали, где живут верблюды и тушканчики, лоси и барсуки. А знаете ли вы, где живут белые медведи и пингвины? Нашего Муравьишку заинтересовал вопрос: могут ли белый медведь и пингвин встретиться в природе и плыть на одной льдине?? Чтобы ответить вопрос Муравьишки, хотите продолжить путешествие по земному шару?

2. -А куда мы отправимся сегодня, подскажет Мудрая Черепаха. Но тему урока она закодировала. Попробуйте ее расшифровать.

2 1 3 4 7 6 5 8 2 3 1 5 6 4 1 5 4 2 3

ОХЛОЫНДЕ АЙРНЫО ЗИЛЕМ

ХОЛОДНЫЕ РАЙОНЫ ЗЕМЛИ

- О чем же мы сегодня будем говорить на уроке?

3.-Какие цели мы поставим перед собой?

(Узнать, где находятся самые холодные районы Земли? Как они называются? Есть ли там животные и какие? Ответить на вопрос: могут ли белый медведь и пингвин в природе встретиться?

IV. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).

1. -Кто и что нам поможет найти ответы на эти вопросы? (Учитель, материал учебника)

-А еще я пригласила на наш урок профессора и учеников школы из Шишкина леса, которые помогут нам совершить увлекательное и познавательное путешествие в холодные районы Земли.

2.Сегодня я предлагаю вам поработать по следующему плану:

1.Работа с учебником. 2.Заочное путешествие в холодные районы Земли. 3.Отчет о путешествии. 4.Проверка знаний. 5.Подведение итогов.

V. Реализация построенного проекта.

1. Итак, чтобы узнать, куда мы отправимся, прочитаем текст в учебнике на с. 84 о самых холодных районах Земли. (Хоровое чтение)

-Как же называются самые холодные районы Земли? Покажите их на глобусе. Где находится Северный полюс? Южный полюс? (прикрепить термины на доску к изображению глобуса)

2. Игра «Собираемся в путешествие».

– Я буду показывать и называть предметы, которые нужно взять с собой в путешествие, если вы со мной согласны – хлопайте в ладоши, если нет – топайте ногами:

зонтик, шапка, варежки, шарф, панама, шорты, шапочка для купания, куртка, ласты.

3. Физкультминутка

-Вы готовы к путешествию на воздушном шаре? Отправляемся. (Танцевальные движения под песню «Я лечу на воздушном шаре».

4.– Второй пункт нашего плана – «Заочное путешествие».

Летим сначала к северному Ледовитому океану на Северный полюс, а потом в Антарктиду. Ваша задача быть собранными, внимательными, запоминать все, что увидите.

Просмотр 2-х видеофрагментов из учебных мультфильмов школы Шишкина леса (6 мин)

VI. Самостоятельная работа. (Работа в группах)

1. Вот мы и вернулись в класс. Интересным было путешествие? Много нового для себя узнали?

-Посмотрите на план. Что мы теперь должны сделать?

-Нам необходимо подготовить отчет о своем путешествии: где побывали, что увидели, каких животных встретили, а кого не успели повидать? В этом вам помогут рисунки на страницах и интересная справочная информация на листах. А чтобы быстро справиться с отчетом, будем работать в группах, каждая из которых будет выполнять свое задание.

-Давайте вспомним правила работы в группах.

Задание 1 группе.

1. Найдите Северный Ледовитый океан на рисунке глобуса.

2.Подготовьте рассказ по плану:

1.Где побывали? 2.Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана?
3.Какой полюс расположен в этом районе? 4. Прочитайте рубрику «Это интересно». Что нового узнали?

Задание 2 группе.

1.Рассмотрите в учебнике рисунок на странице 12.

2.Подготовьте рассказ по плану:

1. Каких животных встретили во льдах Северного Ледовитого океана? Что узнали про белых медведей и моржей? 2. Кого ещё там можно встретить? 3.Выберите на карточках животных, обитающих во льдах Северного Ледовитого океана. (Даны картинки с животными Арктики и Антарктиды) 4. Прочитайте рубрику «Это интересно». Что нового узнали?

(Учитель дополняет ответы и прикрепляет на рисунок глобуса еще полярную сову и северного оленя)

Задание 3 группе.

1.Найдите Антарктиду на рисунке глобуса.

2.Подготовьте рассказ по плану:

1.Где побывали? 2.Чем покрыт материк круглый год?
3.Какой полюс расположен в этом районе? 4. Прочитайте рубрику «Это интересно». Что нового узнали?

Задание 4 группе.

1. Рассмотрите в учебнике рисунок на странице 13.

2.Подготовьте рассказ по плану:

1.Каких животных встретили в Антарктиде? Что узнали про пингвинов и тюленей? 2. Кого ещё там можно встретить? 3.Выберите животных, обитающих в Антарктиде (Даны картинки с животными Арктики и Антарктиды) 4. Прочитайте рубрику «Это интересно». Что нового узнали?

(Учитель дополняет ответы и прикрепляет на рисунок глобуса морского слона и снежного буревестника)

2.Проверка самостоятельной работы в группах.

Отчет групп. (Дети на изображение глобуса прикрепляют карточки с названиями холодных районов Земли и выбранных животных и отвечают на вопросы плана)

-Подумайте, как животные приспособились к жизни в холодных районах?

-Где живут белые медведи? Где живут пингвины?

VII. Физкультминутка «Пингвинчики».

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

-Ребята, чтобы проверить ваши знания, Мудрая Черепаха подготовила игру «Может ли такое быть?». Если вы согласны с её высказыванием, ставьте у себя в таблице « +», не согласны – «-».

1

2

3

4

5

6







1) На Южном полюсе медведь

Любит громко песни петь.


2) Пингвин зимою не скучает,

Ведь отлично он летает.


3)Рыба небольшая, зовется ледяная.

В воде неприметная, кровь у неё бесцветная.

4) Морж огромен и силён.

Он клыками награждён.


5) Альбатрос – морская птица

Любит рыбой поживиться.


6) На большой плывущей льдине

Встретились медведь с пингвином

Самопроверка по эталону.

1

2

3

4

5

6

-

-

+

+

+

-


- Молодцы! Вы хорошо усвоили материал урока. Мудрая Черепаха довольна вами, но хочет спросить, почему белый медведь и пингвин не могут плыть на одной льдине? А есть ли такое место, где могут встретиться белый медведь и пингвин? (В зоопарке или цирке)

IX. Рефлексия.

Наш урок подошел к концу. Давайте вспомним, над какой темой мы работали на уроке? Какие цели ставили? Выполнили ли мы поставленные цели?

-Ребята, вам понравился вам урок? Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов

X. Домашнее задание (по желанию) Кто желает, найти интересную информацию о животных Арктики и Антарктиды





Приложение

Задание 1 группе.

1 . Найдите Северный Ледовитый океан на рисунке глобуса.

2.Подготовьте рассказ по плану:

1.Где побывали?

2.Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана?

3.Какой полюс расположен в этом районе?

4. Прочитайте рубрику «Это интересно». Что нового узнали?



Это интересно

На Северном полюсе полгода нет солнца – это длится полярная ночь и на небе появляется красивое Северное сияние, а затем солнышко полгода не сходит с неба - это полярный день.













Северное сияние













Задание 2 группе.

1.Рассмотрите в учебнике рисунок на странице 12.

2.Подготовьте рассказ по плану:

1. Каких животных можно встретить во льдах Северного Ледовитого океана? Что узнали про белых медведей и моржей?

2.Выберите на карточках животных, обитающих во льдах Северного Ледовитого океана.

3.Прочитайте рубрику «Это интересно». Что нового узнали?



Э то интересно

Белые медведи и моржи занесены

в Красную книгу России.





Птица поморник хорошо плавает. А еще её называют солдатом, потому что она в воздухе отбирает пищу у других птиц или разоряет чужие гнёзда.

















Задание 3 группе.

1.Найдите Антарктиду на рисунке глобуса.

2.Подготовьте рассказ по плану:

1.Где побывали?

2.Чем покрыт материк круглый год?

3.Какой полюс расположен в этом районе?

4. Прочитайте рубрику «Это интересно». Что нового узнали?




Это интересно

Антарктида – это самый холодный, самый высокий материк на планете. Там день и ночь дуют сильные ветры.





























Задание 4 группе.

1. Рассмотрите в учебнике рисунок на странице 13.

2.Подготовьте рассказ по плану:

1.Каких животных можно встретить в Антарктиде? Что узнали про пингвинов и тюленей?

2. Выберите на карточках животных, обитающих в Антарктиде.

4. Прочитайте рубрику «Это интересно». Что нового узнали?

Это интересно

Альбатросы питаются рыбой.



Ледяная рыба – чудо природы, у неё бесцветная кровь.



Морской леопард получил свое кошачье название за пятнистую шкуру.





















Арктика

Белые медведи – отличные пловцы. Их пища – тюлени, рыба, детеныши моржей. У медведей толстый слой подкожного жира и густая шерсть, которые спасают от холода, а белый цвет шерсти помогает быть незаметным среди льдов.

У моржа огромное морщинистое тело и длинные клыки. Он пользуется ими для добывания пищи, для защиты от врагов и для передвижения по льдине или снегу. Конечности моржа - ласты, с помощью которых он плавает и передвигается по льду.


Тюлени питаются моллюсками, рыбами. Они быстро плавают в воде и ловко ныряют. Конечности у тюленя - ласты. Толстый слой подкожного жира помогает тюленю не замёрзнуть в холодной воде.


Во льдах Северного Ледовитого океана можно встретить птицу поморника. Питается рыбой, яйцами птиц и даже мелкими грызунами. Есть хищная морская рыба – треска. Для трески много корма в океане.



Антарктида

Пингвины – водоплавающие птицы. Они не умеют летать, но хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу: рыбу, крабов, рачков. Оперение у пингвинов очень густое, а под кожей есть толстый слой жира, который спасает от сильных морозов и ветров. В таких суровых условиях пингвины выводят птенцов.


Морской леопард – это опасный хищник. У него пятнистая шкура, поэтому он и получил свое кошачье название. Питается тем, что можно встретить в воде.


Птицы альбатросы устраивают свои гнезда на скалах. Питаются кальмарами, рыбой.


Ледяная рыба – это чудо природы. Она живет в очень холодной воде и не замерзает. Кровь у неё бесцветная, она не окрашена в красный цвет.