Конспект урока окружающего мира в 1 классе
по теме «Холодные районы Земли».
Цель урока: создать условия для формирования первоначальных представлений детей о холодных районах Земли и о животных, обитающих на этих территориях.
Задачи урока:
1) дать представление о холодных районах Земли; научить детей находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду; актуализировать знания учащихся о животных, обитающих в этих районах; учить детей устанавливать связи между образом жизни животных и природными условиями;
2) развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся, развивать связную речь;
3) повышать познавательную активность, учить работать в группе, уважать мнение товарищей.
Основные термины и понятия темы: Северный Ледовитый океан, Антарктида, Северный полюс, Южный полюс.
Предметные результаты:
- Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их;
- рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;
- приводить примеры животных холодных районов;
- устанавливать связь между образом жизни животных и природными условиями.
Метапредметные результаты:
Познавательные: - умение осознанно строить устные речевые высказывания; делать простейшие выводы о взаимосвязи между живой и неживой природой;
Регулятивные: - умение ставить цели урока и контролировать их выполнение; совместно с учителем работать по плану.
Коммуникативные: -умение работать в группах; слушать и слышать собеседника.
Личностные: -умение учащимися проводить самооценку деятельности; уважительно относиться к мнению других ребят, формировать своё мнение; развитие мотивов учебной деятельности.
Оборудование: презентация, учебник, тексты и иллюстрации с изображением животных для работы в группах; глобус, изображение глобуса на листе А-3, карточки с новыми терминами урока.
Ход урока:
I.Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности
(Звучит музыкальная заставка начала урока из учебного м/ф с героями Шишкина леса.)
«Веселится звонок,
Я бегу со всех ног
Школа двери открывает,
Начинается урок.
«Что? Как? Почему?» –
Только в школе я пойму.
Я за партой сижу,
Я на доску смотрю,
Я узнаю все на свете,
А потом всем расскажу.
«Что? Как? Почему?» –
Только в школе я пойму.»
-Ребята, я рада видеть вас на уроке окружающего мира. Сегодня нас ждет увлекательное путешествие, мы узнаем много нового и интересного, будем дружно работать в группах и уважать мнение друг друга.
-Готовы к новым открытиям? Тогда вперед!
II.Актуализация знаний учащихся.
1.Сегодня открывать новые знания нам поможет один удивительный предмет:
На нём уместилась
Вся наша Земля:
Моря, океаны,
Леса и поля.
И северный полюс
Там тоже найдёшь,
А если захочешь —
В руках унесешь.
- Что это?
- Посмотрим, что вы знаете о глобусе. Разгадайте кроссворд, который вам подготовил Муравьишка-Вопросик. 1.Участки суши, со всех сторон окруженные водой. 2.Уменьшенная модель Земли. 3. Две точки на глобусе, где сходятся вертикальные воображаемые линии - мередианы. 4.Воображаемая линия, которая делит нашу Землю на Северное и Южное полушария. 5.Что на глобусе изображается белым цветом? 6.Огромные водные пространства.
-Прочитайте, какое слово получилось по вертикали. (Молодцы)
III. Выявление места и причины затруднения. Постановка темы и цели урока.
1.- Ребята, вы уже много знаете о нашей Земле. На занятиях кружка «Мир вокруг нас» мы с вами уже побывали в лесах и пустынях, узнали, где живут верблюды и тушканчики, лоси и барсуки. А знаете ли вы, где живут белые медведи и пингвины? Нашего Муравьишку заинтересовал вопрос: могут ли белый медведь и пингвин встретиться в природе и плыть на одной льдине?? Чтобы ответить вопрос Муравьишки, хотите продолжить путешествие по земному шару?
2. -А куда мы отправимся сегодня, подскажет Мудрая Черепаха. Но тему урока она закодировала. Попробуйте ее расшифровать.
2 1 3 4 7 6 5 8 2 3 1 5 6 4 1 5 4 2 3
ОХЛОЫНДЕ АЙРНЫО ЗИЛЕМ
ХОЛОДНЫЕ РАЙОНЫ ЗЕМЛИ
- О чем же мы сегодня будем говорить на уроке?
3.-Какие цели мы поставим перед собой?
(Узнать, где находятся самые холодные районы Земли? Как они называются? Есть ли там животные и какие? Ответить на вопрос: могут ли белый медведь и пингвин в природе встретиться?
IV. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).
1. -Кто и что нам поможет найти ответы на эти вопросы? (Учитель, материал учебника)
-А еще я пригласила на наш урок профессора и учеников школы из Шишкина леса, которые помогут нам совершить увлекательное и познавательное путешествие в холодные районы Земли.
2.Сегодня я предлагаю вам поработать по следующему плану:
1.Работа с учебником. 2.Заочное путешествие в холодные районы Земли. 3.Отчет о путешествии. 4.Проверка знаний. 5.Подведение итогов.
V. Реализация построенного проекта.
1. Итак, чтобы узнать, куда мы отправимся, прочитаем текст в учебнике на с. 84 о самых холодных районах Земли. (Хоровое чтение)
-Как же называются самые холодные районы Земли? Покажите их на глобусе. Где находится Северный полюс? Южный полюс? (прикрепить термины на доску к изображению глобуса)
2. Игра «Собираемся в путешествие».
– Я буду показывать и называть предметы, которые нужно взять с собой в путешествие, если вы со мной согласны – хлопайте в ладоши, если нет – топайте ногами:
зонтик, шапка, варежки, шарф, панама, шорты, шапочка для купания, куртка, ласты.
3. Физкультминутка
-Вы готовы к путешествию на воздушном шаре? Отправляемся. (Танцевальные движения под песню «Я лечу на воздушном шаре».
4.– Второй пункт нашего плана – «Заочное путешествие».
Летим сначала к северному Ледовитому океану на Северный полюс, а потом в Антарктиду. Ваша задача быть собранными, внимательными, запоминать все, что увидите.
Просмотр 2-х видеофрагментов из учебных мультфильмов школы Шишкина леса (6 мин)
VI. Самостоятельная работа. (Работа в группах)
1. Вот мы и вернулись в класс. Интересным было путешествие? Много нового для себя узнали?
-Посмотрите на план. Что мы теперь должны сделать?
-Нам необходимо подготовить отчет о своем путешествии: где побывали, что увидели, каких животных встретили, а кого не успели повидать? В этом вам помогут рисунки на страницах и интересная справочная информация на листах. А чтобы быстро справиться с отчетом, будем работать в группах, каждая из которых будет выполнять свое задание.
-Давайте вспомним правила работы в группах.
Задание 1 группе.
1. Найдите Северный Ледовитый океан на рисунке глобуса.
2.Подготовьте рассказ по плану:
1.Где побывали? 2.Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана?
3.Какой полюс расположен в этом районе? 4. Прочитайте рубрику «Это интересно». Что нового узнали?
Задание 2 группе.
1.Рассмотрите в учебнике рисунок на странице 12.
2.Подготовьте рассказ по плану:
1. Каких животных встретили во льдах Северного Ледовитого океана? Что узнали про белых медведей и моржей? 2. Кого ещё там можно встретить? 3.Выберите на карточках животных, обитающих во льдах Северного Ледовитого океана. (Даны картинки с животными Арктики и Антарктиды) 4. Прочитайте рубрику «Это интересно». Что нового узнали?
(Учитель дополняет ответы и прикрепляет на рисунок глобуса еще полярную сову и северного оленя)
Задание 3 группе.
1.Найдите Антарктиду на рисунке глобуса.
2.Подготовьте рассказ по плану:
1.Где побывали? 2.Чем покрыт материк круглый год?
3.Какой полюс расположен в этом районе? 4. Прочитайте рубрику «Это интересно». Что нового узнали?
Задание 4 группе.
1. Рассмотрите в учебнике рисунок на странице 13.
2.Подготовьте рассказ по плану:
1.Каких животных встретили в Антарктиде? Что узнали про пингвинов и тюленей? 2. Кого ещё там можно встретить? 3.Выберите животных, обитающих в Антарктиде (Даны картинки с животными Арктики и Антарктиды) 4. Прочитайте рубрику «Это интересно». Что нового узнали?
(Учитель дополняет ответы и прикрепляет на рисунок глобуса морского слона и снежного буревестника)
2.Проверка самостоятельной работы в группах.
Отчет групп. (Дети на изображение глобуса прикрепляют карточки с названиями холодных районов Земли и выбранных животных и отвечают на вопросы плана)
-Подумайте, как животные приспособились к жизни в холодных районах?
-Где живут белые медведи? Где живут пингвины?
VII. Физкультминутка «Пингвинчики».
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
-Ребята, чтобы проверить ваши знания, Мудрая Черепаха подготовила игру «Может ли такое быть?». Если вы согласны с её высказыванием, ставьте у себя в таблице « +», не согласны – «-».
1) На Южном полюсе медведь
Любит громко песни петь.
2) Пингвин зимою не скучает,
Ведь отлично он летает.
3)Рыба небольшая, зовется ледяная.
В воде неприметная, кровь у неё бесцветная.
4) Морж огромен и силён.
Он клыками награждён.
5) Альбатрос – морская птица
Любит рыбой поживиться.
6) На большой плывущей льдине
Встретились медведь с пингвином
Самопроверка по эталону.
- Молодцы! Вы хорошо усвоили материал урока. Мудрая Черепаха довольна вами, но хочет спросить, почему белый медведь и пингвин не могут плыть на одной льдине? А есть ли такое место, где могут встретиться белый медведь и пингвин? (В зоопарке или цирке)
IX. Рефлексия.
Наш урок подошел к концу. Давайте вспомним, над какой темой мы работали на уроке? Какие цели ставили? Выполнили ли мы поставленные цели?
-Ребята, вам понравился вам урок? Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов
X. Домашнее задание (по желанию) Кто желает, найти интересную информацию о животных Арктики и Антарктиды
Приложение
Задание 1 группе.
1
. Найдите Северный Ледовитый океан на рисунке глобуса.
2.Подготовьте рассказ по плану:
1.Где побывали?
2.Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана?
3.Какой полюс расположен в этом районе?
4. Прочитайте рубрику «Это интересно». Что нового узнали?
Это интересно
На Северном полюсе полгода нет солнца – это длится полярная ночь и на небе появляется красивое Северное сияние, а затем солнышко полгода не сходит с неба - это полярный день.
Северное сияние
Задание 2 группе.
1.Рассмотрите в учебнике рисунок на странице 12.
2.Подготовьте рассказ по плану:
1. Каких животных можно встретить во льдах Северного Ледовитого океана? Что узнали про белых медведей и моржей?
2.Выберите на карточках животных, обитающих во льдах Северного Ледовитого океана.
3.Прочитайте рубрику «Это интересно». Что нового узнали?
Э
то интересно
Белые медведи и моржи занесены
в Красную книгу России.
Птица поморник хорошо плавает. А еще её называют солдатом, потому что она в воздухе отбирает пищу у других птиц или разоряет чужие гнёзда.
Задание 3 группе.
1.Найдите Антарктиду на рисунке глобуса.
2.Подготовьте рассказ по плану:
1.Где побывали?
2.Чем покрыт материк круглый год?
3.Какой полюс расположен в этом районе?
4. Прочитайте рубрику «Это интересно». Что нового узнали?
Это интересно
Антарктида – это самый холодный, самый высокий материк на планете. Там день и ночь дуют сильные ветры.
Задание 4 группе.
1. Рассмотрите в учебнике рисунок на странице 13.
2.Подготовьте рассказ по плану:
1.Каких животных можно встретить в Антарктиде? Что узнали про пингвинов и тюленей?
2. Выберите на карточках животных, обитающих в Антарктиде.
4. Прочитайте рубрику «Это интересно». Что нового узнали?
Это интересно
Альбатросы питаются рыбой.
Ледяная рыба – чудо природы, у неё бесцветная кровь.
Морской леопард получил свое кошачье название за пятнистую шкуру.
Арктика
Белые медведи – отличные пловцы. Их пища – тюлени, рыба, детеныши моржей. У медведей толстый слой подкожного жира и густая шерсть, которые спасают от холода, а белый цвет шерсти помогает быть незаметным среди льдов.
У моржа огромное морщинистое тело и длинные клыки. Он пользуется ими для добывания пищи, для защиты от врагов и для передвижения по льдине или снегу. Конечности моржа - ласты, с помощью которых он плавает и передвигается по льду.
Тюлени питаются моллюсками, рыбами. Они быстро плавают в воде и ловко ныряют. Конечности у тюленя - ласты. Толстый слой подкожного жира помогает тюленю не замёрзнуть в холодной воде.
Во льдах Северного Ледовитого океана можно встретить птицу поморника. Питается рыбой, яйцами птиц и даже мелкими грызунами. Есть хищная морская рыба – треска. Для трески много корма в океане.
Антарктида
Пингвины – водоплавающие птицы. Они не умеют летать, но хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу: рыбу, крабов, рачков. Оперение у пингвинов очень густое, а под кожей есть толстый слой жира, который спасает от сильных морозов и ветров. В таких суровых условиях пингвины выводят птенцов.
Морской леопард – это опасный хищник. У него пятнистая шкура, поэтому он и получил свое кошачье название. Питается тем, что можно встретить в воде.
Птицы альбатросы устраивают свои гнезда на скалах. Питаются кальмарами, рыбой.
Ледяная рыба – это чудо природы. Она живет в очень холодной воде и не замерзает. Кровь у неё бесцветная, она не окрашена в красный цвет.