СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира по теме: «Пётр I Великий» (3 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме: «Пётр I Великий» (3 класс)»

Городской конкурс «Учитель года – 2013»

























Окружающий мир, 3 класс

УМК «Начальная школа 21 века»

Иванова И.Н.



Тема: «Пётр I Великий»

Цель: понять, почему Петра I назвали Великим.

Учебные УУД:

  • дать детям представление о значении личности Петра I;

  • расширить знания учащихся об основании Санкт-Петербурга, о строительстве и процветании города.


Развивающие УУД:

  • личностные (мотивация к учению, нравственно-этическое оценивание личности Петра I и его преобразований)

  • познавательные (общеучебные – формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, логические: анализ объектов с целью выделения главного)

  • регулятивные (контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению)

  • коммуникативные (инициативное сотрудничество в группах в поиске и выборе информации для мини-проектов)

  • развивать информационные компетенции: работа с книгой, рабочей тетрадью, картой, словарём, презентацией;


Воспитательные задачи:

  • пробудить интерес к изучению истории с привлечением мультимедийных средств обучения;

  • воспитать у учащихся уважения к истории, культуре, традициям своего народа;


Оборудование:

  • фотографии с изображением дворцов, памятников, соборов Санкт-Петербурга и военной формы петровских солдат;

  • задания для проектной работы;

  • учебник и рабочая тетрадь, карта России; словарь Ожегова;

  • мультимедийная презентация;

  • карточки с пометами на полях;

  • иллюстративный материал для доски;

  • 4 листа ватмана, клей, фломастеры.

  • портрет Петра I.


Ход урока

1.Оргмомент. (1мин)

- Я рада приветствовать всех сегодня. Улыбнёмся друг другу, посмотрим на гостей, подарим и им наши улыбки. Прошу всех сесть.

- Любой человек имеет свою биографию. Когда говорим о стране, употребляем другое слово – историю. Вспомним то, что изучали на прошлых уроках:

2. Актуализация. «Мозговой штурм» (слайды) (2 мин)

  • Какой князь ввёл христианство на Руси? (Владимир Красное Солнышко)

  • Кто правил Русью более 30 лет и прославился своим образованием? (Ярослав Мудрый)

  • Какой князь завещал своим детям и всем людям быть добрыми, трудолюбивыми и заботливыми? (Владимир Мономах)

  • Какое прозвище заслужил Иван 4? (Грозный)

- Как одним словом можно назвать этих великих людей?(правители)

- Продолжим изучение раздела «От Руси до России».

3. Открытие нового знания.

А) Работа с учебником и словарём Ожегова.(слайд)(5 мин)

- Работаем с учебником (стр. 26). Читаем текст «Российская империя». Узнаем, что изменилось в истории нашей страны после правления Ивана Грозного: (выборочное чтение)

  1. В каком веке наше государство стали называть Россией?

  2. В каком веке страну называли Российской империей?

  3. Как переводится слово «империя»?

  4. Как объясните слово «император»?

- Словарь Ожегова (стр. 245) даёт такие толкования слов: «империя» - государство во главе с императором. «Император» - титул некоторых монархов, а также лицо, носящее этот титул (в Древнем Риме почётный титул полководцев).

Б) Тема и цель урока.(7 мин)

- 18 век, Российская империя. Попробуйте догадаться, о ком писал Пушкин: (слайд)

«То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник.

Он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник». (о Петре 1)

- Как назвал русский народ царя Петра I ?(Великий)


- Я предлагаю вам открыть ещё одну страницу истории нашей страны. Какова тема нашего урока? (Пётр I Великий) (слайд)

- С какой целью мы отправимся в эпоху, которую называют петровской? (Познакомиться с личностью Петра, узнать, почему его назвали Великим?) (слайд)


- Что вы знаете о Петре I? (ответы детей)


- Одни смеялись над его нецарским поведением, другие уважали и любили его так, что отдавали за него свои жизни, а третьи боялись его, как самого страшного и беспощадного врага. (слайд)

Он так Россию полюбил,

Что и во сне он ей служил...

Могла ль Россия стать такою,

Как видим мы ее теперь,

Когда б могучею рукою

Не отпер ко всему он дверь?

В.И.Новаковский

- Каким видел Петра 1 Владимир Новаковский?(любящим Россию, могучим).


- Пусть эти строки будут эпиграфом нашего виртуального путешествия в прошлое.


- Достаточно ли у вас знаний для ответа на вопрос: почему Петра 1 назвали Великим? (Нет). А что нам для этого нужно? (Необходима дополнительная информация). Как мы её можем получить? (из учебника, рабочей тетради, энциклопедий, словарей, интернета). Мы учимся получать информацию из разных источников.


- Один из них – презентация. Здесь вы узнаете о рождении и детстве Петра 1.


В) Презентация и рабочая тетрадь.(2 мин)


- Рано утром 30 мая 1672 г. торжественный звон колоколов (слайд с колокольным звоном) в Московском Кремле возвестил о рождении сына у царя Алексея Михайловича и его супруги Натальи Кирилловны. Петр – имя древнее, греческое по происхождению, в переводе на русский язык означает «камень». Петра с детства отличала тяга к знаниям.


- Решите историческую задачу в рабочей тетради (стр. 8, № 14)

- В каком возрасте Петру пришлось управлять русским государством? (10 лет)

- Да, ребята, Петр был вашим ровесником. (слайд)

4. Работа с текстовым пространством, приём « инсерт».(5 мин)

- Каким был царь Петр 1? Работаем с учебником (стр. 26 второй абзац). Используем пометы на полях ( «v» - уже знал, «+» - новое, «-» - думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы)

- Чтобы учебник оставался чистым, выполним символы на карточках с текстом учебника. (памятка №1 на партах, слайд)

(выключить презентацию)

Карточка с текстом

Пётр был провозглашён царём, когда ему исполнилось всего 10 лет. Позже ты узнаешь, что не всё было просто в жизни юного царя.Петру пришлось применять и силу, и жестокость, чтобы устранить всех тех, кто хотел отобрать у него власть. Пётр наказывал подданных за лень и безделье, за воровство и взятки. За такие проступки он не только учил их дубинкой, но и сажал в тюрьму, а то и казнил.


- Что узнали нового о царе?


Вывод: Пётр был человек сильный, жестокий, властный, имел и достоинства и недостатки. (на доске прилагательные)


5.Форма «Маски». Творческое домашнее задание.(3 мин)


- Работаем с разделом учебника «Этот удивительный мир» (К. стр. 27). 4 ученика выполняли творческое домашнее задание. Они стали современниками царя. Послушаем их монолог, диалог и мультилог в форме «Маски» о зрелых годах Петра 1. Прошу к доске.

- Что вы знаете о распорядке дня Петра 1? Вступите в монолог.

1 современник: Государь встаёт очень рано, в 3-4 часа утра.

2 современник: В 6 часов идёт на «верфь», где смотрит за постройкой кораблей.

3 современник: В 9-10 часов занимается «токарной» работой.

4 современник: В 11 часов кушает, но не любит прохлаждаться за столом.

- Вступите в диалог друг с другом и уточните то, что вам было непонятно.

1 и 2 современники:

- Объясните мне, пожалуйста, что такое «верфь»? (место, где строят корабли)

- Неужели царь разбирается в строительстве кораблей? (он знает это мастерство превосходно и сам работает на верфи)

3 и 4 современники:

- Не подскажите мне , что такое «токарная» работа? ( работа токаря с топором, рубанком)

- Ну а после обеда царь отдыхает? (по русскому обычаю после обеда немного отдыхает и снова идёт смотреть какую-то постройку или работать)

- Почему народ прозвал царя «царь-плотник»? Ответьте в форме мультилога.

1 современник: Пётр 1 - превосходный мастер-плотник.

2 современник: У него есть мозоли на руках от этой работы.

3 современник: Он трудится как простой человек.

4 современник: Пётр 1 знает 14 ремёсел. (на доске прилагательные)

Вывод: Пётр Великий был необычным царём, трудолюбивым, организованным. Он заслужил любовь и восхищение русского народа своим трудом. (оценки выступающим детям)

6.Динамическая пауза.(1 мин)(итого 20 мин)


- Интересный факт из истории: при большом росте (3 аршина = 2м 4 см ) Петру тяжело было выносить физические нагрузки. Вызвали из Голландии врача (имени не сохранилось). Он придумал для Петра упражнения: (дети выполняют)

1) «топор на голову твою»: руки прижаты ладонями друг к другу, в таком положении их ставим на теменную часть головы и круговыми движениями массируем;

2) «в цепких объятьях бояр»: двумя руками обхватываем себя за плечи и поворачиваем туловище вправо и влево.


7. Проектная деятельность.(15 мин)

- Россия все больше и больше становилась похожей на европейскую страну. И, конечно, одним из самых ярких преобразований Петра было строительство города Санкт – Петербурга. Город на Неве стал столицей России. Найдите город на карте. (снять карту)

- Мы узнали много интересного о жизни и деятельности Петра I. А теперь класс делится на 4 группы для проектной деятельности. Каждая получает творческое задание с инструкцией. Темы мини-проектов: соборы Санкт-Петербурга, памятники, дворцы, военная форма петровского солдата.

Работаем по инструкции:

  • Делимся на группы по 5 человек.

  • Выбираем командира.

  • Определяем тему проекта.

  • Соотнесём фотографии с текстом, приклеим.

  • Выберем главное в каждом сообщении.

  • Защитим мини-проект (3 ученика). (музыка)

(Защита мини-проекта и выставление отметок)


8. Итог урока. Форма «За и против».(5 мин)

- Подведём итог и вернёмся к цели урока.

(на доске портрет Петра, справа и слева 2 столбика: «Обычный правитель» , «Великий царь») (Глинка «Славься»)


- У вас на парте несколько существительных о Петре 1. Выберите только одно, то, что считаете главным. Прикрепите это слово под 1 или 2 колонкой (царь-плотник, труженник, кораблестроитель, просветитель, воин, император, правитель) Больше всего …

- Откройте учебник на стр. 31-32 и сравните свои выводы с выводами учебника. – Что дал вам этот урок?(чувство гордости , любви, уважения к нашей стране, её истории)


9. Домашнее задание: разноуровневое. - Прочитав стр. 30, (2 мин)

    • расскажите подробно о новой столице России,

    • составьте рассказ о строительства Санкт-Петербурга от лица иностранца.

Трудиться нужно, чтоб был прок,

Петр образцовый дал урок,

В своем стремленье показав,

Что он покоя не видав,

Работал, весь свой век трудился,

Подчас мозолями хвалился...

Покоя недруг он: движенье -

Есть жизнь его и наслажденье.



Работаем по инструкции:


  • Делимся на группы по 5 человек.

  • Выбираем командира.

  • Определяем тему проекта.

  • Соотнесём фотографии с текстом, приклеим.

  • Выберем главное в каждом сообщении.

  • Защитим мини-проект (3 ученика).





Карточка с текстом


Пётр был провозглашён царём, когда ему исполнилось всего 10 лет. Позже ты узнаешь, что не всё было просто в жизни юного царя.Петру пришлось применять и силу, и жестокость, чтобы устранить всех тех, кто хотел отобрать у него власть. Пётр наказывал подданных за лень и безделье, за воровство и взятки. За такие проступки он не только учил их дубинкой, но и сажал в тюрьму, а то и казнил.







Пометки на полях:

«v» - уже знал

«+» - новое

«- » - думал иначе

« ?» - не понял, есть вопросы