Автор разработки: Якшина Галина Николаевна
Место работы: МАОУ гимназия «Мариинская», г. Таганрог, Ростовская область
Должность: учитель начальных классов
Урок окружающего мира во 2-ом классе по теме: « Царство грибов»
Название урока: Знакомый незнакомец.
Цель урока: формировать у учащихся стойкий учебно-познавательный интерес к новому материалу на основе первичных представлений о грибах как особом царстве живой природы.
Предметные задачи:
- познакомить учащихся с грибами как особым царством живой природы;
- расширить представление учащихся о многообразии грибов в природе;
- создавать у учащихся целостное представление о сложных взаимосвязях, существующих в сообществе (на примере леса).
Метапредметные задачи:
создать условия для развития у учащихся:
- интереса к предметно-исследовательской деятельности;
- умения принимать и сохранять учебную задачу;
- умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; производить сравнение и классификацию по заданным и самостоятельно определенным критериям; устанавливать элементарные причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- умения выделять информацию из текста в соответствии с учебной задачей;
- способности формулировать собственное мнение и принимать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- умение строить сообщение в устной форме.
Оборудование:
Учебник «Окружающий мир», 2 класс, часть 2 (авт. Н.Я. Дмитриева, Ю.А. Казаков)
Медиапроектор, компьютер, экран, колонки, магнитофон
Набор букв для составления слов-анаграмм
Набор карточек для составления схемы «Признаки растений и животных»
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Ребята, я рада вас приветствовать на уроке окружающего мира. Прочитайте название сегодняшнего урока.
СЛАЙД 1. «Знакомый незнакомец»
Поделитесь своими предположениями, о чём пойдёт речь на уроке? (Высказывания детей)
Какими качествами должен обладать настоящий ученик, чтобы добиться успеха? (Высказывания детей).
Вы все правы. Давайте улыбнёмся друг другу и отправимся в путь к новым открытиям.
II. Подготовка к работе на основном этапе. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Посмотрите, ребята, солнышко прислало к нам на урок своих помощников - солнечных зайчиков. Попробуйте расшифровать слова.
(На доске карточки с буквами) Приложение 1.
е н т а р с е и (растение)
е н о и ж в т о (животное)
Учитель: Что можете сказать об этих словах? (Это объекты живой природы. Могут назвать признаки сходства и отличия)
(На доску выставляются карточки с признаками животных и растений. В результате на доске получается схема «Признаки растений и животных»).
РАСТЕНИЯ | ЖИВОТНЫЕ |
не двигаются | двигаются |
зелёный цвет | окраска разная |
сами создают питательные вещества | не могут создавать питательные вещества |
поглощают углекислый газ, выделяют кислород | поглощают кислород, выделяют углекислый газ |
размножаются семенами или спорами | |
Учитель: Солнышко поможет нам сегодня определить тему урока. Но для этого мы должны с вами открыть его лучики.
(На доске изображение солнышка, на его лучах записаны слова для задания «Горячий стул») Приложение 2.
Учитель: Какое слово «лишнее»?
Дети: Лес - сообщество или место, где можно встретить все перечисленные объекты.
Грибы - особое царство живой природы, ещё нами не изученное.
(Карточки с «лишними» словами убираем.)
III. Определение темы урока. Целеполагание.
Учитель: О чём пойдёт речь сегодня на уроке?
Дети: О грибах.
СЛАЙД 2 Тема урока: «Царство грибов»
Учитель: А как вы думаете, грибы - это растения или животные? (высказывания детей) Наши мнения разделились. Вот сегодня на уроке нам и предстоит в этом разобраться.
Учитель: Как думаете, куда нам следует сегодня совершить путешествие, чтобы изучить грибы? Где можно встретить грибы?
Дети: В лесу.
(На доску возвращаются карточки со словами «лес», «грибы»)
Учитель: Итак, сегодня мы совершим настоящее путешествие в царство грибов, в лес. Мы превращаемся в грибников-исследователей, потому что собирать в корзинку мы будем не грибы, а новые знания и открытия.
СЛАЙД 3 «Лес. Звуки леса»
Учитель: А что ещё вы уже знаете о грибах? (высказывания детей)
IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
Учитель: А кто-нибудь из вас собирал грибы? Поделитесь секретом настоящего грибника, где искать грибы?
Дети: Под опавшей листвой, под деревом, на пеньке, в тёмном и влажном месте.
Учитель: Ребята, как вы понимаете фразу «Растут, как грибы после дождя». (Высказывания детей). Ну что ж, давайте и мы заглянем под листок и найдём…
СЛАЙД 4. «Шляпочные грибы»
Учитель: Что это за грибы? Сравните их.
Дети: Есть ножка и шляпка, отличаются окраской и внешним видом.
Учитель: Какими признаками гриб похож на растение?
Дети: Он не двигается, прикрепляется к почве, пню, стволу дерева; у него есть корень. (Принимаем и эту ошибочную версию)
Учитель: А чем различается?
Дети: Нет листьев, а раз нет зелёных листьев, то наверно, не может сам готовить питательные вещества.
Учитель: Тогда чем питается гриб? (Высказывания детей)
Пищей для большинства грибов являются питательные вещества, которые одни грибы получают из отмерших листьев, пней, даже навозных куч, а другие грибы питательные вещества из корней и стволов деревьев. Вам этот способ питания ничего не напоминает?
Дети: Так питаются животные.
Учитель: Так может грибы - это животные? (высказывания детей)
( Под словом «гриб» на доске в ходе обсуждения выставляем карточки со словами: не движется, разного цвета, стебель, корень, плод, питается готовыми питательными веществами).
Физминутка:
Руки вверх, Руки вниз, Дальше по лесу гуляем И медведя мы встречаем. Руки за голову кладём И вразвалочку идём. Руки выше поднимаем, Руки выше поднимаем, Голову не опускаем. Дышим ровно, глубоко. На поляну мы заходим И грибы мы там находим, Под листочком, под кустом, И под деревом их дом. На пеньке сидят сестрицы, Что не лень нам наклониться! | руки поднимаем вверх, хлопок руки вниз, хлопок шагаем руки за голову качаемся к плечам вверх поднимаем глубокий вдох и выдох наклон вправо и влево наклон вправо и влево наклон вперёд |
Учитель: Как не странно, но вопросов не стало меньше. Что делать, куда обратиться за информацией?
Дети: Обратимся за помощью к учебнику.
Работа по учебнику. ( 158 - 159, 1-2 абзац)
(Самостоятельное чтение с использованием меток: V - знал, + - узнал , ! - интересно, хочу больше об этом узнать)
Учитель: Что нового узнали о грибах?
Дети: Грибница - это сам гриб, его подземная и самая главная часть, наземная часть называется плодовым телом, размножается спорами, грибница может жить сотни лет.
Учитель: Да, действительно, ребята. Часто грибницу или мицелий неверно называют корнем. Грибница отличается от настоящего корня строением и происхождением. Она сильно ветвится и похожа на белую, серую, коричневую или желтую паутину. Эта паутина тянется к корням деревьев, оплетают их, срастаются с ними. Грибница как бы становится продолжением корня. Она всасывает из почвы и посылает дереву воду с растворёнными минеральными солями. А дерево отдаёт грибу питательные вещества, которые образуются в зелёных листьях. Такая дружба дерева и гриба называется симбиозом. (На доске карточка со словом «симбиоз»)
Учитель: Из каких частей состоит гриб?
СЛАЙД 5. «Строение гриба»
Учитель: Такие грибы называются шляпочными.
(На столе стоят баночки с дрожжевым грибком, корочки продуктов с плесневым грибком, кефир).
Учитель: Ребята, как связаны эти предметы с темой сегодняшнего урока? (Версии детей)
Есть немало грибов, с которыми мы постоянно сталкиваемся, но в силу незнания не считаем их грибами. Всем нам хорошо знакома плесень, которая портит наши продукты питания. Плесень — это грибы. В хлебопекарной промышленности широко используются дрожжи. Дрожжи тоже грибы. К настоящему времени открыто и описано около 100 тысяч видов грибов. Есть кефирный гриб, чайный гриб, гриб для изготовления сыра. А есть грибы настоящие паразиты, которые высасывают жизненные соки растения до полного уничтожения растения.
СЛАЙД 7-10. «Разновидности грибов»
Учитель: Вы знаете, что грибы бывают ещё съедобные и несъедобные, ядовитые грибы. Почему они так, называются? (Высказывания детей).
Люди издавна использовали грибы, как продукт питания. Они вкусны и питательны. Грибы очень богаты белками. Иногда их даже называют “вторым мясом”. Высоко в них и содержание микроэлементов (железа, кальция, цинка, йода, фосфора, калия).
Но не все грибы съедобны. Среди них есть несъедобные и даже очень ядовитые.
(На доске заполненная схема)
Физминутка.
Учитель: Ребята, давайте проверим, знаете ли вы съедобные и несъедобные грибы. Если называю съедобный гриб, вы поднимают руки вверх, хлопок над головой. Если называю несъедобный гриб - приседаете.
Лисички, мухомор, опята, сыроежки, желчный гриб, грузди, маслята, бледная поганка, ложные опята, дождевик, подосиновик, подберёзовик, ложнодождевик, белый, сатанинский гриб.
СЛАЙД 11. «Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы»
(На слайде изображение грибов съедобных и ядовитых). (Сначала они без названия, а после появится их название)
Учитель: Ребята, вы хорошо знаете названия съедобных и несъедобных грибов. А теперь сможете ли определить, где гриб съедобный, а какой ядовитый?
А теперь по названию. Встречаются грибы - двойники, которые очень похожи на своих съедобных собратьев.
Работа в группе.
Учитель: Попробуйте найти отличительные признаки этих грибов. (Группы представляют отличие съедобных и ядовитых грибов).
V. Этап первичной проверки знаний.
(Учащимся выдаётся бланк ответов для тестовой самостоятельной работы) Приложение 3.
Учитель: Ребята, сейчас я вам предлагаю утвердительное предложение. Если вы согласны, то отмечаете слово «да», в противном случае – «нет».
Шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела. Плодовое тело состоит из шляпки и ножки. Грибы сами из воды и углекислого газа на солнечном свету готовят себе пищу. Грибы размножаются спорами. Грибница вредит корням деревьев, около которых растёт. Трутовики разрушают древесину деревьев. Плесневые грибы относятся к шляпочным грибам. Грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом, а грибницу слегка присыпать землей. Ядовитые грибы нужно растоптать, сбить палкой и не обходить стороной. Они приносят вред для всех | да да нет да нет да нет да нет |
СЛАЙД 12 . «Эталон»
(После проверки по эталону, учащиеся из букв правильных ответов составляют слово «микология». Карточка с новым словом на доску).
Учитель: Что обозначает это слово? (Высказывания детей)
VI. Этап рефлексии.
Учитель: Что нового узнали? Какую цель мы сегодня ставили на уроке? (Высказывания детей). Удалось ли нам разобраться в этом вопросе?
Как много секретов из жизни грибов мы узнали. Осталось только заглянуть в нашу корзинку и оценить нашу работу.
(Дети из конвертов достают три грибочка. Оценивают свою работу. Выбранный грибок помещают в корзинку. Желающие объясняют свой выбор).
| Я работал активно. У меня сегодня всё получилось. |
| Я работал активно, но у меня остались вопросы по новой теме. |
| Я испытывал трудности при выполнении заданий. Не разобрался в новой теме. |
Домашнее задание:
ДЛЯ ПОЧЕМУЧЕК
Учебник: с.158-161. Составить вопросы к тексту.
ДЛЯ САМЫХ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
Найти интересный дополнительный материал о грибах.
ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ЗАГАДОК.
Составить ребусы или кроссворд на тему: «Грибы»