СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира по теме: "Царство грибов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира разработан на основе программного материала.

Цель урока: формирование у учащихся стойкого учебно-познавательного интереса  к учебному материалу на основе первичных представлений о грибах как особом царстве живой природы

Просмотр содержимого документа
«Приложение »

1

да

м


нет

я


2

да

и


нет

и


3

да

г


нет

к


4

да

о


нет

а


5

да

м


нет

л


6

да

о


нет

т


7

да

н


нет

г


8

да

и


нет

е


9

да

б


нет

я

















1

да

м


нет

я


2

да

и


нет

и


3

да

г


нет

к


4

да

о


нет

а


5

да

м


нет

л


6

да

о


нет

т


7

да

н


нет

г


8

да

и


нет

е


9

да

б


нет

я





















1

да

м


нет

я


2

да

и


нет

и


3

да

г


нет

к


4

да

о


нет

а


5

да

м


нет

л


6

да

о


нет

т


7

да

н


нет

г


8

да

и


нет

е


9

да

б


нет

я

















1

да

м


нет

я


2

да

и


нет

и


3

да

г


нет

к


4

да

о


нет

а


5

да

м


нет

л


6

да

о


нет

т


7

да

н


нет

г


8

да

и


нет

е


9

да

б


нет

я





















1

да

м


нет

я


2

да

и


нет

и


3

да

г


нет

к


4

да

о


нет

а


5

да

м


нет

л


6

да

о


нет

т


7

да

н


нет

г


8

да

и


нет

е


9

да

б


нет

я

















1

да

м


нет

я


2

да

и


нет

и


3

да

г


нет

к


4

да

о


нет

а


5

да

м


нет

л


6

да

о


нет

т


7

да

н


нет

г


8

да

и


нет

е


9

да

б


нет

я





















Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира во 2»







Автор разработки: Якшина Галина Николаевна

Место работы: МАОУ гимназия «Мариинская», г. Таганрог, Ростовская область

Должность: учитель начальных классов













































Урок окружающего мира во 2-ом классе по теме: « Царство грибов»

Название урока: Знакомый незнакомец.

Цель урока: формировать у учащихся стойкий учебно-познавательный интерес к новому материалу на основе первичных представлений о грибах как особом царстве живой природы.

Предметные задачи:

- познакомить учащихся с грибами как особым царством живой природы;
- расширить представление учащихся о многообразии грибов в природе;
- создавать у учащихся целостное представление о сложных взаимосвязях, существующих в сообществе (на примере леса).

Метапредметные задачи:

создать условия для развития у учащихся:

- интереса к предметно-исследовательской деятельности;

- умения принимать и сохранять учебную задачу;

- умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; производить сравнение и классификацию по заданным и самостоятельно определенным критериям; устанавливать элементарные причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- умения выделять информацию из текста в соответствии с учебной задачей;

- способности формулировать собственное мнение и принимать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- умение строить сообщение в устной форме.

Оборудование:

  1. Учебник «Окружающий мир», 2 класс, часть 2 (авт. Н.Я. Дмитриева, Ю.А. Казаков)

  2. Медиапроектор, компьютер, экран, колонки, магнитофон

  3. Набор букв для составления слов-анаграмм

  4. Набор карточек для составления схемы «Признаки растений и животных»



Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Ребята, я рада вас приветствовать на уроке окружающего мира. Прочитайте название сегодняшнего урока.

СЛАЙД 1. «Знакомый незнакомец»

Поделитесь своими предположениями, о чём пойдёт речь на уроке? (Высказывания детей)

Какими качествами должен обладать настоящий ученик, чтобы добиться успеха? (Высказывания детей).

Вы все правы. Давайте улыбнёмся друг другу и отправимся в путь к новым открытиям.

II. Подготовка к работе на основном этапе. Актуализация знаний учащихся.

  1. Учитель: Посмотрите, ребята, солнышко прислало к нам на урок своих помощников - солнечных зайчиков. Попробуйте расшифровать слова.

(На доске карточки с буквами) Приложение 1.

е н т а р с е и (растение)

е н о и ж в т о (животное)

Учитель: Что можете сказать об этих словах? (Это объекты живой природы. Могут назвать признаки сходства и отличия)

(На доску выставляются карточки с признаками животных и растений. В результате на доске получается схема «Признаки растений и животных»).

РАСТЕНИЯ

ЖИВОТНЫЕ

не двигаются

двигаются

зелёный цвет

окраска разная

сами создают питательные вещества

не могут создавать питательные вещества

поглощают углекислый газ, выделяют кислород

поглощают кислород, выделяют углекислый газ

размножаются семенами или спорами


  1. Учитель: Солнышко поможет нам сегодня определить тему урока. Но для этого мы должны с вами открыть его лучики.

(На доске изображение солнышка, на его лучах записаны слова для задания «Горячий стул») Приложение 2.


Учитель: Какое слово «лишнее»?

Дети: Лес - сообщество или место, где можно встретить все перечисленные объекты.

Грибы - особое царство живой природы, ещё нами не изученное.

(Карточки с «лишними» словами убираем.)



III. Определение темы урока. Целеполагание.

Учитель: О чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Дети: О грибах.

СЛАЙД 2 Тема урока: «Царство грибов»

Учитель: А как вы думаете, грибы - это растения или животные? (высказывания детей) Наши мнения разделились. Вот сегодня на уроке нам и предстоит в этом разобраться.

Учитель: Как думаете, куда нам следует сегодня совершить путешествие, чтобы изучить грибы? Где можно встретить грибы?

Дети: В лесу.

(На доску возвращаются карточки со словами «лес», «грибы»)

Учитель: Итак, сегодня мы совершим настоящее путешествие в царство грибов, в лес. Мы превращаемся в грибников-исследователей, потому что собирать в корзинку мы будем не грибы, а новые знания и открытия.

СЛАЙД 3 «Лес. Звуки леса»

Учитель: А что ещё вы уже знаете о грибах? (высказывания детей)

IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

  1. Учитель: А кто-нибудь из вас собирал грибы? Поделитесь секретом настоящего грибника, где искать грибы?

Дети: Под опавшей листвой, под деревом, на пеньке, в тёмном и влажном месте.

Учитель: Ребята, как вы понимаете фразу «Растут, как грибы после дождя». (Высказывания детей). Ну что ж, давайте и мы заглянем под листок и найдём…

СЛАЙД 4. «Шляпочные грибы»



Учитель: Что это за грибы? Сравните их.

Дети: Есть ножка и шляпка, отличаются окраской и внешним видом.

Учитель: Какими признаками гриб похож на растение?

Дети: Он не двигается, прикрепляется к почве, пню, стволу дерева; у него есть корень. (Принимаем и эту ошибочную версию)

Учитель: А чем различается?

Дети: Нет листьев, а раз нет зелёных листьев, то наверно, не может сам готовить питательные вещества.

Учитель: Тогда чем питается гриб? (Высказывания детей)

Пищей для большинства грибов являются питательные вещества, которые одни грибы получают из отмерших листьев, пней, даже навозных куч, а другие грибы питательные вещества из корней и стволов деревьев. Вам этот способ питания ничего не напоминает?

Дети: Так питаются животные.

Учитель: Так может грибы - это животные? (высказывания детей)

( Под словом «гриб» на доске в ходе обсуждения выставляем карточки со словами: не движется, разного цвета, стебель, корень, плод, питается готовыми питательными веществами).



Физминутка:

Руки вверх,

Руки вниз,

Дальше по лесу гуляем

И медведя мы встречаем.

Руки за голову кладём

И вразвалочку идём.

Руки выше поднимаем,

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем.

Дышим ровно, глубоко.

На поляну мы заходим

И грибы мы там находим,

Под листочком, под кустом,

И под деревом их дом.

На пеньке сидят сестрицы,

Что не лень нам наклониться!


руки поднимаем вверх, хлопок

руки вниз, хлопок

шагаем


руки за голову

качаемся

к плечам

вверх поднимаем


глубокий вдох и выдох



наклон вправо и влево

наклон вправо и влево


наклон вперёд



  1. Учитель: Как не странно, но вопросов не стало меньше. Что делать, куда обратиться за информацией?

Дети: Обратимся за помощью к учебнику.

Работа по учебнику. ( 158 - 159, 1-2 абзац)

(Самостоятельное чтение с использованием меток: V - знал, + - узнал , ! - интересно, хочу больше об этом узнать)

Учитель: Что нового узнали о грибах?

Дети: Грибница - это сам гриб, его подземная и самая главная часть, наземная часть называется плодовым телом, размножается спорами, грибница может жить сотни лет.

Учитель: Да, действительно, ребята. Часто грибницу или мицелий неверно называют корнем. Грибница отличается от настоящего корня строением и происхождением. Она сильно ветвится и похожа на белую, серую, коричневую или желтую паутину. Эта паутина тянется к корням деревьев, оплетают их, срастаются с ними. Грибница как бы становится продолжением корня. Она всасывает из почвы и посылает дереву воду с растворёнными минеральными солями. А дерево отдаёт грибу питательные вещества, которые образуются в зелёных листьях. Такая дружба дерева и гриба называется симбиозом. (На доске карточка со словом «симбиоз»)

Учитель: Из каких частей состоит гриб?

СЛАЙД 5. «Строение гриба»

Учитель: Такие грибы называются шляпочными.

  1. (На столе стоят баночки с дрожжевым грибком, корочки продуктов с плесневым грибком, кефир).

Учитель: Ребята, как связаны эти предметы с темой сегодняшнего урока? (Версии детей)

Есть немало грибов, с которыми мы постоянно сталкиваемся, но в силу незнания не считаем их грибами. Всем нам хорошо знакома плесень, которая портит наши продукты питания. Плесень — это грибы. В хлебопекарной промышленности широко используются дрожжи. Дрожжи тоже грибы. К настоящему времени открыто и описано около 100 тысяч видов грибов. Есть кефирный гриб, чайный гриб, гриб для изготовления сыра. А есть грибы настоящие паразиты, которые высасывают жизненные соки растения до полного уничтожения растения.



  1. СЛАЙД 7-10. «Разновидности грибов»

Учитель: Вы знаете, что грибы бывают ещё съедобные и несъедобные, ядовитые грибы. Почему они так, называются? (Высказывания детей).

Люди издавна использовали грибы, как продукт питания. Они вкусны и питательны. Грибы очень богаты белками. Иногда их даже называют “вторым мясом”. Высоко в них и содержание микроэлементов (железа, кальция, цинка, йода, фосфора, калия).

Но не все грибы съедобны. Среди них есть несъедобные и даже очень ядовитые.

(На доске заполненная схема)



Физминутка.

Учитель: Ребята, давайте проверим, знаете ли вы съедобные и несъедобные грибы. Если называю съедобный гриб, вы поднимают руки вверх, хлопок над головой. Если называю несъедобный гриб - приседаете.

Лисички, мухомор, опята, сыроежки, желчный гриб, грузди, маслята, бледная поганка, ложные опята, дождевик, подосиновик, подберёзовик, ложнодождевик, белый, сатанинский гриб.



СЛАЙД 11. «Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы»

(На слайде изображение грибов съедобных и ядовитых). (Сначала они без названия, а после появится их название)

Учитель: Ребята, вы хорошо знаете названия съедобных и несъедобных грибов. А теперь сможете ли определить, где гриб съедобный, а какой ядовитый?

А теперь по названию. Встречаются грибы - двойники, которые очень похожи на своих съедобных собратьев.

Работа в группе.

Учитель: Попробуйте найти отличительные признаки этих грибов. (Группы представляют отличие съедобных и ядовитых грибов).



V. Этап первичной проверки знаний.

(Учащимся выдаётся бланк ответов для тестовой самостоятельной работы) Приложение 3.

Учитель: Ребята, сейчас я вам предлагаю утвердительное предложение. Если вы согласны, то отмечаете слово «да», в противном случае – «нет».

  1. Шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела.

  2. Плодовое тело состоит из шляпки и ножки.

  3. Грибы сами из воды и углекислого газа на солнечном свету готовят себе пищу.

  4. Грибы размножаются спорами.

  5. Грибница вредит корням деревьев, около которых растёт.

  6. Трутовики разрушают древесину деревьев.

  7. Плесневые грибы относятся к шляпочным грибам.

  8. Грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом, а грибницу слегка присыпать землей.

  9. Ядовитые грибы нужно растоптать, сбить палкой и не обходить стороной. Они приносят вред для всех

да

да

нет


да

нет

да

нет

да


нет




СЛАЙД 12 . «Эталон»

(После проверки по эталону, учащиеся из букв правильных ответов составляют слово «микология». Карточка с новым словом на доску).

Учитель: Что обозначает это слово? (Высказывания детей)



VI. Этап рефлексии.



Учитель: Что нового узнали? Какую цель мы сегодня ставили на уроке? (Высказывания детей). Удалось ли нам разобраться в этом вопросе?

Как много секретов из жизни грибов мы узнали. Осталось только заглянуть в нашу корзинку и оценить нашу работу.

(Дети из конвертов достают три грибочка. Оценивают свою работу. Выбранный грибок помещают в корзинку. Желающие объясняют свой выбор).




Я работал активно. У меня сегодня всё получилось.


Я работал активно, но у меня остались вопросы по новой теме.


Я испытывал трудности при выполнении заданий. Не разобрался в новой теме.



Домашнее задание:

ДЛЯ ПОЧЕМУЧЕК

Учебник: с.158-161. Составить вопросы к тексту.



ДЛЯ САМЫХ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

Найти интересный дополнительный материал о грибах.



ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ЗАГАДОК.

Составить ребусы или кроссворд на тему: «Грибы»



Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

Знакомый незнакомец

Знакомый незнакомец

Царство грибов

Царство грибов

Строение гриба шляпка плодовое споры тело ножка грибница (мицелий)

Строение гриба

шляпка

плодовое

споры

тело

ножка

грибница (мицелий)

Кефирный грибок

Кефирный грибок

Дрожжевые грибки

Дрожжевые грибки

Плесневые грибы

Плесневые грибы

Грибы  -  паразиты

Грибы - паразиты

ШАМПИНЬОН БЕЛЫЙ ГРИБ ОПЯТА ОСЕННИЕ   ПОЛЕВОЙ ОПЯТА ЛОЖНЫЕ ЖЕЛЧНЫЙ ГРИБ  БЛЕДНАЯ ПОГАНКА ЛИСИЧКИ  ЛИСИЧКИ ЛОЖНЫЕ

ШАМПИНЬОН

БЕЛЫЙ ГРИБ

ОПЯТА ОСЕННИЕ

ПОЛЕВОЙ

ОПЯТА ЛОЖНЫЕ

ЖЕЛЧНЫЙ ГРИБ

БЛЕДНАЯ ПОГАНКА

ЛИСИЧКИ

ЛИСИЧКИ ЛОЖНЫЕ

1 да 2 м да 3   4 и да 5 г да нет   6 о   да нет я 7 м да нет   и   да нет   8 о к     да нет н   9 а   и нет да   л нет   б т   нет г     нет   е   я  

1

да

2

м

да

3

 

4

и

да

5

г

да

нет

 

6

о

 

да

нет

я

7

м

да

нет

 

и

 

да

нет

 

8

о

к

 

 

да

нет

н

 

9

а

 

и

нет

да

 

л

нет

 

б

т

 

нет

г

 

 

нет

 

е

 

я

 

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

Источники : Плесневые грибы http://energopromresurs.ru/stati-po-oborudovaniyu/plesnevie-gribi-v-processe-razvitiya.html Дрожжевой грибок http://biouroki.ru/material/lab/24.html http://www.inmoment.ru/beauty/health/kefir-mushroom.html Кефирный грибок Схема «Строение гриба» (презентация Беловой А.А.) http://www.myshared.ru/slide/678532/ Опёнок, ложный опёнок http://gribnik-club.ru/spravochnik-opredelitel-gribov-17 Лисички, http://oblepiha.com/lekarstvennye_rasteniya/768-lisichka-obyknovennaya.html ложные лисички http://www.ecosystema.ru/08nature/fungi/094.htm Боровик, желчный гриб, шампиньон полевой, бледная поганка Анимированный гриб http://www.mojestarosti.cz/ http://www.liveinternet.ru/users/maknika/post192228958 Весёлый боровик

Источники :

Плесневые грибы

http://energopromresurs.ru/stati-po-oborudovaniyu/plesnevie-gribi-v-processe-razvitiya.html

Дрожжевой грибок

http://biouroki.ru/material/lab/24.html

http://www.inmoment.ru/beauty/health/kefir-mushroom.html

Кефирный грибок

Схема «Строение гриба»

(презентация Беловой А.А.)

http://www.myshared.ru/slide/678532/

Опёнок, ложный опёнок

http://gribnik-club.ru/spravochnik-opredelitel-gribov-17

Лисички,

http://oblepiha.com/lekarstvennye_rasteniya/768-lisichka-obyknovennaya.html

ложные лисички

http://www.ecosystema.ru/08nature/fungi/094.htm

Боровик, желчный гриб,

шампиньон полевой,

бледная поганка

Анимированный гриб

http://www.mojestarosti.cz/

http://www.liveinternet.ru/users/maknika/post192228958

Весёлый боровик