1.Организационный момент
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать.
На доске анаграмма
К И А Р М Т Е
- Расшифруйте ключевое слово нашего урока.
- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?
- Какие задачи мы поставим перед собой?
4. Работа по теме урока
а) Сравнение карты и глобуса.
- Что такое карта?
- Что значит уметь читать карту?
- Сегодня мы будем путешествовать по нашей планете. Первым совершил кругосветное путешествие Фернан Магеллан.
Пять столетий назад экспедиция Магеллана на парусных кораблях отправилась от берегов Испании на запад. Три года корабли плыли, огибая сушу. На родину моряки вернулись с востока. Тем самым доказывая, что Земля имеет форму шара.
Вероятно, древнейшей из найденных является карта из Египетского музея в Турине, сделанная на папирусе по приказу фараона Рамзеса IV в 1160 году до н. э. Этой картой пользовалась экспедиция, которая по приказу фараона искала камень для строительства. Карта, привычная для нашего глаза, появилась в древней Греции за полтысячи лет до нашей эры. Первым картографом, который создал карту известного к тому времени мира, считают Анаксимандра Милетского.
- Ребята, вы знаете где человек использует карты?
- Какие есть профессии, связанные с картой? (Географические карты нужны путешественникам, мореплавателям (навигация: широта и долгота, координаты), (навигация: широта и долгота, координаты),
геологам (расположение низменностей и возвышенностей),
ученикам школы (изучение стран мира и их географических особенностей), летчикам (определения минимальной высоты полета))
- Следуя примеру Магеллана, мы отправимся в путешествие на корабле. Отправляемся в путешествие?
К берегам неведомой земли
Плывут по морю корабли,
Командам не страшны преграды,
На острове всех ждут награды!
Полный вперед!
- Чтобы лучше ориентироваться нужно взять: карту или глобус? Почему?
- Сравните карту и глобус.
- Чего больше суши или воды?
- Прочитайте в учебнике, как называются огромные участки суши, окружённые со всех сторон водой?
7. Закрепление
а) Игра « Животное заблудилось».
Австралия – коала, кенгуру, зебра.
Африка – белый медведь, жираф, бегемот.
Евразия – лось, кенгуру, зубр.
Северная Америка – койот, скунс, страус.
Южная Америка – броненосец, муравьед, кенгуру.
Антарктида – пингвин, слон, тюлень.
б) Игра «Что возьмёшь с собой»
-На какой материк вы бы взяли следующие вещи?
Зонт. Валенки. Самолёт. Вода. Кепка.
в) Загадки.
- Отгадай загадки,.
•На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. ВОЛК
• В реках Африки живёт
Злой зелёный пароход! КРОКОДИЛ
• Если есть я захочу —
Никуда я не скачу,
А залезу, как в нору,
В сумку к маме — … . КЕНГУРУ
• У него короткий хвост,
На носу большой нарост.
Он в саванне проживает,
Места лучшего не знает! НОСОРОГ
- Что нового узнали?
-Какие открытия для себя вы сделали?
- Где пригодятся знания?
- Для чего надо знать карту, условные обозначения, материки и океаны?
- Давайте дадим оценку своим успехам, т.е. оценим свою деятельность на уроке. Перед вами лежат карточки «Смайлики».
-Если вы чувствовали себя комфортно на уроке, и у вас все получалось, покажите весёлого смайлика; если на уроке вы не узнали ничего нового – покажите грустного смайлика.
10. Домашнее задание: стр. 114 -123 пересказ.