Урок окружающего мира в 1 классе по УМК «Школа России»
Когда придет суббота.
Цели: формировать представления о времени, его составляющих – настоящем, прошлом и будущем; систематизировать знания о днях недели и об их последовательности; развивать мышление, речь, память, познавательные интересы; воспитывать бережное отношение ко времени, чувство патриотизма, любви, уважения и гордости к родному городу, его истории; бережное отношение к природе.
Формирование УУД.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Ход урока.
I. Организационный момент урока.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
II. Самоопределение к деятельности.
Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик пригласили к себе в гости в субботу Незнайку. Но Незнайка не знает, когда ему отправиться в гости. Как вы думаете, почему? Он не знает, когда же наступит эта долгожданная суббота. Поэтому Незнайка и обратился с этим вопросом к нам. Поможем ему? Итак, на какой же вопрос мы будем искать сегодня ответ? (Когда придет суббота?)
III. Работа по теме урока.
1. Мозговой штурм.
- Какой сегодня день недели?
- Какой день был вчера?
- А какой день будет завтра?
Огадайте загадку:
«Оно весь век бежит вперёд,
И никогда не устаёт…» (Время).
- Как мы определяем время? ( По часам)
- Что вы знаете об этом:
- говорят «оно длиннее всех и короче». Почему?
- «оно самое быстрое и самое медленное» (тянется, летит);
- «его всегда не хватает»; (нет времени)
- «без него ничего не может быть сделано»
- «потерял время».
2. Работа над понятием «время», «прошлое», «настоящее», «будущее».
Работа по учебнику.
- Прочитайте текст на с. 8 учебника. Что ещё можете сказать о времени? Каким оно бывает?
(Время бывает прошлое, настоящее, будущее).
- Откуда и куда бежит время? Как вы понимаете, что такое прошлое, настоящее и будущее?
- Определите, на каком рисунке показано прошлое, на каком – настоящее, на каком – будущее
- Объясните, почему вы так решили. (стр. 8 учебника)
- Когда вы ходили в детский сад, какими вы были? (Маленькими).
- Когда это было? В каком времени? (В прошлом).
- Когда вы закончите школу какими вы будете? (Взрослыми).
- Когда это будет? (В будущем).
- А сегодняшний день – это какое время? (Настоящее).
3. Игра «Раздели на группы».
- Сейчас, будущее, было, сегодня, прошлое, завтра, будет, вчера, настоящее.
4. Работа с фотографиями. Сравнение понятий прошлое и настоящее.
- Определите, на какой фотографии изображено прошлое нашего поселка, на какой – настоящее? Объясните, почему вы так решили?
- Что должен делать каждый житель Демянска, чтобы наш поселок был чистым, зелёным, цветущим?
V. Продолжение работы по теме.
1. Работа в парах.
- Отгадайте загадки мудрой черепахи.
Братьев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний -
Появляется передний
Что за птицы прилетают?
По семерке в каждой стае.
Вереницею летят,
Не воротятся назад. (Дни недели)
- На партах лежат карточки с названиями дней недели.
Задание. Сейчас, работая в паре, вы должны будете разложить дни недели по порядку, начиная с понедельника.
2. Проверка работы.
- Давайте проверим, все ли справились правильно.
- Какую карточку вы поставили первой? Второй?..
Первый день недели – понедельник. Его так назвали потому, что он шёл сразу после недели, а неделей в прежние времена называли день, когда ничего не делали, отдыхали.
Вторник – потому что второй день недели.
Среда – середина недели.
Четверг – очень просто, это четвёртый день недели.
Пятница – опрятница – пятый день недели: в этот день наводили порядок в доме, мылись в бане, готовились к выходным дням.
Суббота – это слово пришло к нам из далёкой страны, где день отдыха приходился не на воскресенье, а на субботу. По- еврейски он назывался «шаббат». В нашем языке это слово прижилось, но превратилось в субботу.
Последний день недели – раньше его называли неделей, а теперь – воскресеньем. Как сказано в Библии, в этот день воскрес из мёртвых Иисус Христос.
- Итак, что такое неделя? Это …(семь дней).
- Посчитайте сколько дней в неделе? (7)
- А, сегодня какой день недели? (Четверг)
- Какой день был вчера? (Вторник)
- Какой день будет завтра? (Пятница)
- Так, когда же придет суббота?
- Есть ли у вас любимый день недели? Почему именно этот день?
Физминутка –игра «Что я делал?»
В понедельник я купался,
А во вторник – рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье-
Целый день я отдыхал.
VI. Подведение итогов. Закрепление изученного материала.
- Откуда и куда бежит время?
- Назовите ещё раз дни недели по порядку.
- Ребята, о чём нас спрашивал Муравьишка?
- Когда придёт суббота?
VII. Рефлексия.
- Урок подходит к концу.
- По какой теме работали на уроке?
- Какие задачи перед собой ставили?
- С поставленными задачами справились?
- Приготовьте сигналы и оцените свою работу на уроке.