Беседа. Откуда берется снег и при каких условиях это бывает? Учитель с детьми анализируют записи в дневниках наблюдений за погодой. Чтобы выпал снег, должны сочетаться два условия: низкая температура и облачность, при отсутствии хотя бы одного из них снег выпасть не может. Таким образом: снег — это твердые осадки, выпадающие из облаков, отрицательная температура не приводит к немедленному появлению снега. - А выпадает ли лед из облаков, как снег? Где и когда мы можем его найти? - Лед отличается от снега тем, что имеет другое происхождение: он не выпадает из облака, а образуется из воды при ее замерзании; для этого необходимы только низкая температура (ниже 0, это материал изученной ранее темы «Термометр») и наличие воды. - А какие свойства имеет снег и лед? (Какой снег и лед?) Работа в группах. Раздаю таблицу: Чтобы определить свойства снега и льда нам надо проводить опыт. Команда: сосульки | снег | лед | рыхлый | | | хрупкий | | | белый | | | бесцветный | | | прозрачный | | | непрозрачный | | | Для определения рыхлости предмета делаем ямку. Для определения хрупкости используем молоток. Для определения цвета берем белую бумагу. Для определения бесцветности сравниваем белу. Бумагу с льдом. Для определения прозрачности берем бумагу. Организует практическую работу по изучению свойств снега и льда.(учебник с. 68, 69; Р.т. с.45) Практическая работа - Представьте, что наш класс научно – исследовательская лаборатория, чтобы доказать свойства снега и льда нам нужно их исследовать, провести опыты. Работать вы будете в группах, 2 группы Снежинки и Сосульки. - Какие правила нужно соблюдать, работая в группе? (Уметь договариваться с членами группы, слушать друг друга, распределять работу между собой, и, конечно быть очень быть внимательными) - Чтобы проводить исследования у каждой группы на парте имеется оборудование для практической работы. Цель нашего исследования: изучение свойств снега и льда. Проверим это опытным путем. Для изучения свойств снега и льда учитель раздает стаканы или другую посуду со снегом и льдом. Учитель предлагает детям отложить по небольшому кусочку льда и комочку снега на блюдце, чтобы через некоторое время понаблюдать за его состоянием. Далее следует перейти к непосредственному изучению свойств снега и льда. Для этого надо поставить целую серию опытов. Практическая работа. На каждую парту кладутся листы с цветной бумагой. На блюдца кладётся 1 группе снег, 2 группе кусочки льда. Опыт № 1. 1 команда Снежинки: Попробуйте из снега сделать горку, ямку. 2 команда Сосульки: А теперь то же самое сделайте со льдом. - Получилось? Почему?А теперь посмотрите: Командир команды ударит молоточком по кусочку льда. Что произошло? Какой вывод можно сделать. Опыт №2. Положите на листы цветной бумаги снег и лёд. Какого цвета снег? А что можете сказать о цвете льда? Сравните его с листом серой, голубой, белой бумаги. Что вы заметили? Сделайте вывод Оказывает ли белый цвет снега влияние на живые организмы? Для выяснения этого вопроса на белом фоне (белая доска, стена, большой белый лист бумаги) прикрепим листочки разного цвета, в том числе белого, и попросим учащихся ответить: листочки какого цвета менее всего заметны издали? Каким нужно быть, чтобы на белом фоне тебя было трудно заметить? (На белом снегу так же хорошо все видно, как на бумаге.) Значит, на белом снегу не спрятаться? На белом фоне темные и цветные предметы хорошо заметны, а белые — маскируются. Если нужно быть незаметным на белом снегу, лучше быть белого цвета. Опыт №3. Положим снег и лед на лист цветной бумаги. Можем ли мы под снегом определить цвет этой бумаги? А под льдом? Какой сделаем вывод? Учитель обращает внимание учащихся на блюдца, на которые в начале урока были положены снег и лед. Дети видят вместо них в блюдце вода. - Что произошло со снегом и льдом. Почему снег и лед растаяли? Вывод: снег и лед тают и превращаются в воду в тепле и при контакте с теплым предметом. Из чего же состоят снег и лёд? Экологическая минутка Азбука безопасности на тонком льду. Мультфильм о безопасности при гололёде. | Учащиеся должны прийти к выводу, что, когда температура воздуха понижается ниже 0 градусов, на землю из облаков выпадает снег. Говорят: «Осадки в виде снега». Нет На улице, в холодильнике- форма для льда Речка, сосульки, лужа Работают в группе. В группах выполняют практическую работу: -формулируют цель опытов; -называют предметы оборудования; -распределяют роли в группе По ходу проведения опытов результаты опытов записывают в таблицу Делают горку из снега и ямку Нет Лед треснул Лёд хрупкий, а снег рыхлый. Белый Его они называют белым, серым, голубым Лед бесцветный Снег - белый. Лёд – бесцветный. Белого Белым. Нет Нет Виден Снег непрозрачный, а лёд прозрачный. Растаяли Потому что в классе тепло Из воды |