Ребята, сегодня нам пришло письмо от Незнайки. Он очень хотел попасть к нам на урок, но не смог. Давайте узнаем почему. «Здравствуйте, друзья! Своё письмо я пишу из больницы. Что-то случилось с моим здоровьем: в глазах звездочки, в животе колит. И совсем не хочется веселиться и шалить. Доктор Пилюлькин говорит, что мне нужно правильно питаться. Что значит правильно питаться? Я съел на завтрак сладкую кашу, какао с булочкой, кусочек торта и конфеты. Это моя любимая еда. Надеюсь, скоро я буду здоров и буду как всегда с вами». Ваш Незнайка. - Ребята, как вы думаете, почему Незнайка попал в больницу? - Как вы думаете нужно ему поменять в своем рационе? Давайте поможем составить меню для Незнайки. Это будет ваше домашнее задание. Ну, а сначала мы сами с вами должны узнать, какие продукты необходимы нам, чтобы правильно питаться и как происходит процесс пищеварения в организме человека. - Итак, о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке? ( задачи урока: поговорим о питании и о системе пищеварения). - Все живые существа питаются. - Чем питаются растения? ( Корнями всасывают из почвы воду с растворен-ными солями, в листьях образуются сахар и крахмал из частиц воды и углекислого газа). - Чем питаются животные? (растениями и другими животными) - Чем питается человек? Что значит правильное питание? - Какая цель стоит перед нами? Цель: Узнаем о правильном питании - Человеку нужна пища – как бензин машине. Питательные вещества необходимы для поддержания жизни и работы организма. - Может ли человек обходиться без пищи? Сколько времени? Расскажите о своих ощущениях, когда вы хотите кушать, что вы чувствуете? Правильно, когда человек не ест, он испытывает чувство голода, слабость, усталость. При длительном голодании человек слабеет, через 2-3 дня начнутся «голодные» обмороки, а через 10-15 дней он может умереть. - Сколько раз в день должен есть человек? ( 4 раза: завтрак, обед, полдник, ужин) - Какую пищу должен употреблять человек? (нужно употреблять разнообразную пищу) - Перед вами лежат листочки , посмотрите внимательно и скажите на какие 2 группы можно разделить данные продукты? (на пищу растительного и животного происхождения) - Что значит животного происхож-дения? Почему эту пищу называют животной? (потому что ее дают животные) - Отметьте те продукты, которые можно отнести к пище животного происхождения. - Какую пищу называют расти-тельной? ( Пища, которая получена из растений) - Осталась неотмеченной растительная пища. - Давайте проверим. Итак, какие продукты, по вашему мнению, вы считаете животными? Растительными? Рефлексия: Оцените свою работу в парах сигнальными карточками. - Ребята, а теперь я предлагаю вам игру. На доске расположены картинки с продуктами. Вам нужно распределить их по корзинам. 1 группа(девочки): в 1 корзину сложит продукты, которые можно назвать полезными, а во 2 корзину – неполезные, вредные. 2 группа(мальчики): в 1 корзину сложит вкусные продукты, которые вам нравятся, а во 2 – не такие вкусные. У вас на выполнение задания 2 минуты. Итог: Посмотрите, какой вывод можно сделать? Те продукты, которые вам нравятся, первая группа отнесла в корзину с названием неполезные, вредные, т.е. не всегда то, что нам нравится, полезно нашему организму. - Но как, же понять, полез продукт или нет? - Пользу продуктов определяют питательные вещества, которые содержатся в них. - Давайте узнаем, какие же это вещества и какую роль они играют. - Что такое белки и для чего они нужны расскажет….. Белки- вещества, как кирпичики для строительства дома, нужные для роста и развития организма. Ими богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль. Человеку необходимо 100 грамм белков в сутки. - Что такое жиры? В каких продуктах они содержатся? Жиры- вещества, как крыша для нашего домика. Они обеспечивают организм энергией. Но избыточное употребление жиров приводит к их отложению во внутренних органах. Жир затрудняет работу мышц и это вредно. Поэтому их нужно меньше, чем кирпичиков. Жиры содержатся в сливочном и растительном масле, сметане, молоке и маслянистых растениях- кукуруза, подсолнечник. Что такое углеводы? И в каких продуктах они содержатся? Углеводы- вещества как двери в нашем домике. Главные поставщики энергии. Мы их получаем в виде крахмала и сахара. Они помогают вырабатывать энергию. Содержатся в хлебе, крупах, картофеле, макаро-нах. - Ребята, посмотрите внимательно, наш домик- это наш организм, в котором есть и белки- кирпичики, и жиры- крыша, и углеводы – двери, а чего не хватает в нашем домике, чтобы нам в нем было уютно и комфортно? (окон) - Чем больше окон, те наш организм сильнее и меньше подвержен различным заболеваниям. - Что должно быть в продуктах, чтобы мы были здоровыми? Витамины - знаете ли вы, что означает слово «витамин»? - Слово «витамин» придумал американский ученый Казимир Функ. Он выяснил, что вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо человеку. Соединив латинское слово vita «жизнь» со словом «амин», получилось слово «витамин». Витамин – источник жизни. -Какие витамины вам известны? -Какие витамины вам известны? Итог: Итак, мы с вами узнали об основных веществах, которые нужны для роста и развития нашего организма, они являются строительным мате-риалом. Но ни один продукт не даст всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья, для этого нам нужны разные питательные веще-ства, значит пища, которую мы употребляем, должна быть разнообразной. - Представьте, что вы учёные и вам необходимо сделать научное открытие. Учёным ошибаться нельзя. - Сейчас вам предстоит провести практическую работу по группам, для того, чтобы узнать в каких продуктах самое высокое содержание белков, жиров и углеводов. - У вас на столах есть упаковки различных продуктов. На них указано, какие питательные вещества и в каком количестве содержатся. Изучите эти этикетки, а результаты исследования занесите в таблицу. | белки | жиры | углеводы | Хлеб | 8,4 | 4,7 | 50 | Молоко | 2,8 | 3,2 | 4,7 | Макарон ы | 10 | 2 | 70 | Масло сливочн. | 1,7 | 50 | 18,6 | Сделайте вывод, какие продукты богаты белками, жирами, углеводами? - Ребята, но мало знать о питательных веществах, еще нужно помнить и соблюдать правила правильного питания. - Ребята, сейчас я вам буду правила питания и вредные советы, а вы, если услышите правило, хлопните в ладоши и кивайте головой, если услышите вредный совет, топните ножками и мотайте головой. 1. Нужно стараться есть разнооб-разную пищу. 2. Если хочешь - ешь пельмени, хоть целый месяц. 3. В твоем рационе должно быть как можно больше булочек и сладостей. 4. Сладкого и жирного надо есть поменьше. 5. Не надо есть много жареного, копчёного, солёного и острого. 6. Нужно стараться кушать в одно и тоже время. 7. Жареная, копчёная и солёная пища очень вкусная, ешь её больше. 8. Утром перед школой надо обязательно завтракать. 9. Перед школой утром лучше поспи подольше. Ничего, что позавтракать не успел, зато выспался. 10. Перед сном надо плотно покушать. Итог: Молодцы! Давайте сделаем вывод, что нужно нам знать и помнить, чтобы правильно питаться? 1.Знать содержание питательных веществ в продуктах. 2.Помнить правила правильного питания. - Но куда же делась пища, которую вы съели? Что с ней произошло? - На самом деле она лежит в животике, как в сундучке. С нею происходят чудесные превращения. Давайте отправимся открывать тайну исчезновения пищи или тайну пищеварения. - Итак, посмотрим как это происхо-дит. Пища проходит в организме человека путь длиной в 6 – 8 м. - Для начала мы кладем пищу в рот, ротовую полость. Что у нас есть во рту? - Зубы работают как жернова: откусывают , перемалывают и пережёвывают пищу. Это очень важная работа. - Язык перемешивает пищу и продвигает её в глотку. - Ребята, а вы заметили, что в ротике постоянно мокро, почему? (там есть слюна) - Слюна постоянно выделяется в небольшом количестве и смачивает пищу. Попробуй, проглоти чёрствый хлеб. Все горло обдерёшь. А если хлеб долго жевать, он хорошо смочится слюной и проглотить его будет нетрудно. - После того, как пища превратилась в кашицу, она отправляется по пищеводу в маленькую пещерку – желудок. Желудок похож на мешок. Этот мешок у каждого человека распо-ложен под ребрами. Когда ребёнок рождается размер его желудка 5 см, а у взрослых любителей поесть желудок размером с футбольный мяч, а тех, кто мало кушает с кулачок. Желудок своими стенками мнёт, растирает и перемешивает пропи-танную желудочным соком пищу. Желудочный сок выделяется у человека регулярно несколько раз в сутки. Поэтому лучше питаться в одно и тоже время. Тогда желудок будет работать чётко по графику! Как будто варит её. Вот и называется этот процесс пищеварением – варением пищи. А дальше начинается длинный извилистый коридор кишечника. Он тянется почти на восемь метров! Но свёрнут он так плотно, что целиком помещается в животе. Только после того как пища пройдёт этот путь от начала до конца, она превратится в прозрачные растворы, которые может впитать в себя кровь и разнести по всему организму. Кишечник состоит из толстой и тонкой кишки. Большую роль в пищеварении играет печень. Выделяет в тонкий кишечник особую жидкость, необходимую для пищеварения - ЖЕЛЧЬ (она растворяет ЖИРЫ). Вот так за 5- 6 часов наш организм извлекает из продуктов питательные вещества. А непереваренные остатки пищи удаляются из кишечника. Рефлексия: оцените свою работу. Молодцы! Ребята, наш урок подходит к концу, давайте оценим свою работу на уроке. Поднимите сигнальную карточку определённого цвета. -Что запомнилось? -Что понравилось? -Что не поняли? Д\з 1 уровня: с.146-148.пересказ 2 уровня: придумать вопросы по тексту 3 уровня: составить меню правильного питания для Незнайки. Молодцы! Я благодарю Вас за урок! |