СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

окружающий мир 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 4 классе»


Тема урока


«Природа Нового Света»



1. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы продолжим наш разговор о геграфических открытиях, о природе Нового Света. Что же такое Новый свет вы узнаете, отгадав кроссворд.

(Ключевое слово кроссворда – Америка)

Задания (кроссворд)

1. Географическая линия сечения земного шара направление запад-восток .(параллели)

2. Открыл Америку. (Колумб)

3. Совершил кругосветное путешествие.(Магелан)

4. Легкое парусное судно. (каравелла)

5. Страна, в которую приплыл Васко да Гама в 1498 году.(Индия)

6. Какой прибор мореплаватели позаимствовали у китайцев?(компас)

7.  Географическая линия сечения земного шара  направления север–юг (мередиан)


Ход урока.

II. Работа над новой темой.

- А сегодня нам предстоит отправиться в кругосветное путешествие.

Видео-урок

1. Как называют людей, которые путешествуют? (Первооткрывателями, путешественниками).

2. На чём можно путешествовать?

3. А что такое кругосветное путешествие?

4. Какие качества нужны путешественникам?

-Именно такими чертами характера обладал Фернандо Магеллан.

-А что же побудило Магеллана предпринять первое в истории кругосветное путешествие?

Отправляемся в путешествие вокруг Земли - кругосветное плавание.

-Что самое главное узнали люди после кругосветного путешествия Магеллана? (что Земля-шар)

-Кто помог Магеллану отправиться в кругосветное путешествие? (испанский король)

-Что случилось с во время кругосветного путешествия? (корабль эскадры, на котором хранилось больше всего запасов, взбунтовался и уплыл обратно в Испанию)

-Почему Магеллан назвал океан «Тихим»? (он не попал во время плавания ни в одну бурю)

-Сколько лет длилось плавание? (почти 3 года)

-Мы знаем, что Колумб открыл новую часть света-Америка, которая состоит из 2-х материков: Северного и Южного. И наша задача изучить её природу.

- Сегодня мы продолжим наш разговор о географических открытиях, о природе Нового Света.

Что же такое Новый свет? Как вы думаете? (под Новым светом понимают часть света, которую открыл Колумб и которую назвали Америка)

2. Практика под руководством учителя.

1). Интересный факт о плавании Колумба.

Как известно, Америку открыл Христофор Колумб. На обратном пути из Америки не обошлось без штормов. Опасаясь гибели экспедиции, Колумб написал краткий отчет о результатах путешествия, адресовал его королю и королеве Испании, вложил в скорлупу кокосового ореха, орех – в просмоленный бочонок и бросил в море. Так было положено начало «бутылочной почте». Это послание было прочитано лишь через 358 лет. В 1850 году бочонок нашли на океанском берегу.

2). Ошибка истории.

Почему Америка называется Америкой, а не Колумбией, по имени Колумба. В XVI веке не было современных форм обмена информацией. Один издатель опубликовал письма путешественника – Америго Веспуччи, кстати, близкого друга Колумба. В этой книге издатель приписал Америго открытие Америки, чего сам Америго не утверждал. Книжка попала в руки одному молодому ученому, составлявшему по новым данным карту мира. Он и вписал в нее под именем Америго несколько его открытий в Южной Америке. Все вновь открытые в Америке земли стали присоединяться к земле Америго, так что, в конце концов, оба огромных континента получили его имя. К чести Америго Веспуччи скажем, что он протестовал против ошибки и подчеркивал первенство Колумба.


Продолжение презентации (население Америки …. До карты)

3). Исследование карты Америки.

Магеллан доказал, что, если все время плыть с запада на восток, можно обогнуть земной шар. А если все время плыть с севера на юг или с юго-востока на северо-запад?

(Теоретически возможно.)



Посмотрите на карту Америки. Что можете сказать о рельефе?

(Есть горы, плоскогорья равнины.)

Покажите крупнейшие горы и равнины, реки и озера Америки

(г. Анды(Ю.А), г. Кордильеры(С.А.), р. Амазонка(Ю.А), р. Макензи, р. Миссисипи(С.А), Амазонская низменность (Ю.А), Центральные равнины, Великие равнины, Озера: Верхнее, Гурон, Мичиган, Эри, Онтарио (Великие озера).)


Как же расположены природные зоны Северной и Южной Америки? Давайте прочитаем об этом в учебнике на странице 68-69.

(Примерно так же, как и в Восточном полушарии.)


Почему на Западном побережье Северной Америки – полоса субтропиков, а рядом, за Кордильерами, расположилась самая жаркая пустыня мира Долина Смерти?

(Горы не пропускают влажный воздух с океана.)

Как называются степи в Америке?

(В Северной Америке – это прерии, а в Южной – пампасы.)

Когда европейцы впервые попали в Америку, они всему удивлялись. Потому что здесь они встретились с множеством необычных растений и животных, свойственных только этому континенту. Давайте и мы познакомимся с некоторыми из них.


(Использование ИКТ технологий.)

Секвойя.

Род хвойных деревьев. Единственный вид секвойя вечнозеленая, высота свыше 100 м, диаметр 6-11 м. Известно, что секвойя – одно из самых старых деревьев на нашей планете. В национальном парке США в штате Калифорния растет секвойя, которая считается самым старым деревом мира. Она насчитывает 7000 лет.

Естественные насаждения секвойи сохранились только в горах Калифорнии и Южной Америки. Выращивают секвойю ради легкой и прочной древесины.


Кактусы.

Семейство двудольных растений. Объединяет 50 (по другим оценкам, 150) родов и свыше 3000 видов. Большинство кактусов – обитатели засушливых горных районов, и лишь немногие растут во влажных тропических лесах.






ЖИВОТНЫЕ

Скунс.

(Полосатый скунс, вонючка), млекопитающее семейства куньих. Длина тела до 38 см, хвоста до 44см. Живет в Северной Америке. Защищается, выбрызгивая из желез выделения с отвратительным запахом.


Колибри.

(Самые мелкие птицы.) Длина от 5,7 до 21,6 см, весят от 1,6 до 20 г. Известно около 320 видов, в Америке особенно разнообразны в тропиках. Опылители растений. Объект промысла (оперение). Численность ряда видов мала; 6видов в Красной книге Международного совета охраны природы природных ресурсов (МСОП). Эти птички очень отважны. Они героически защищают своих птенцов. Птичка бесстрашно нападает на противника, бьет противника прямо в глаз и сбрасывает даже древесных змей. У колибри сильно развиты мускулы, она делает до 50 взмахов крыльями в секунду. Колибри называют «летающим драгоценным камнем». Это потому, что оперенье ее сверкает разнообразными красками. Необычен ее образ жизни. Колибри никогда не садятся на землю, даже едят и пьют на лету. На ночь подвешиваются к ветке, подобно летучим мышам, вниз головой. Колибри считается одной из самых прожорливых птиц на земле. За 16 часов она пьет 127 раз и съедает 2 г. сахара.


Дикобразы.

Семейство млекопитающих, отряд грызунов. Длина тела 60-90 см, хвоста до 25 см. Спина и бока покрыты иглами. Известно 11 видов, в Африке, Южной Европе, Передней и Южной Азии; Отдельное семейство – американские дикобразы или иглошерсты. Иногда повреждают сельскохозяйственные культуры.


Бизон.

Парнокопытное животное семейства полорогих. Близок к зубру. Длина тела до 3 м, весит до 720 кг. Обитал в прериях Северной Америки. К концу XIX в., почти полностью истреблен. Благодаря принятым мерам, сохранился главным образом в национальных парках и заповедниках США и Канады.

Пума (кугуар).

Млекопитающее рода кошек. Длина тела до 197 см, хвоста до 82 см. Водится в Америке, главным образом в горных лесах. Хорошо лазает по деревьям, плавает. 2 подвида в Красной книге МСОП. Иногда пуму называют также и горным львом.

Ягуар.

Млекопитающее семейства кошачьих. Длина тела до 2 м, хвоста до 75 см. Обитает главным образом в тропических и субтропических лесах Америки (во многих местах первоначального ареала исчез). Ягуары хорошо лазают и плавают; активны на рассвете и в сумерках. Под угрозой исчезновения, в Красной книге

Тот факт, что почти каждое животное, о котором мы с вами говорили, занесено в Красную книгу, заставляет задуматься. Мы лишний раз убеждаемся, что к природе в любом уголке земного шара нужно относиться бережно.

III. Итог урока.

- Что нового вы узнали об Америке?

- О чем бы вы хотели еще узнать?

IV. Домашнее задание.

Распределитесь на группы и подготовьте сообщения и иллюстративный материал по тема:

а). Животный мир Америки.

б). Растительный мир Америки.