УМК «Гармония» Класс: 4
Предмет: Окружающий мир
Продолжительность урока: 40 минут
Тема урока: Природные сообщества. Жизнь в пресных водоёмах (урок № 9 в теме Природные зоны и природные сообщества)
Тип урока: урок формирования предметных знаний и УУД.
Цель урока: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД.
Урок окружающего мира в 4 классе ОС «Гармония», учитель Воронина Е.В.
МБОУ «Гимназия № 1» г. Биробиджан
Тема | Природные сообщества. Жизнь в пресных водоёмах |
Цели | Образовательные: Развитие умения учащихся работать с учебником, мобильным классом. Формировать УУД: - Личностные УУД: продолжить учиться работать в группах, воспитывать толерантность. Проявлять интерес к новому учебному материалу, создавать представление о причинах успеха в учебе, соотнося успешное обучение с трудолюбием и усердием. - Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) свои действия.; самостоятельно озвучивать принятую познавательную или учебную задачу перед чтением текста или выполнением задания, осуществлять самооценку знаний. - Коммуникативные УУД: Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним. Строить устные высказывания, отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения, работать в паре. Умение работать в группе при выполнении практических и проектных работ, учиться распределять работу между участниками по их интересам, способностям, уметь планировать (пользоваться помощью) сотрудничество с одноклассниками и учителем, старается разрешать конфликтные ситуации, осуществляет поиск решения, устраивающего всех участников группы. - Познавательные УУД: Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Осуществлять анализ, синтез, сравнение языкового материала, делать выводы. Для решения учебных и самостоятельных познавательных задач более самостоятельно работать с разными источниками информации (в том числе с контролируемым Интернетом), осуществлять поиск дополнительной информации, выделять основную информацию. Выполнять логические действия сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой на основе внешних признаков или известных характерных свойств; устанавливает причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Планировать и осуществлять несложные наблюдения, делать выводы и создавать отчёт о проведённых исследованиях. |
Планируемый результат | Предметные: Сформировать представление учащихся о жизни пресного водоёма, познакомить с растительным и животным миром пресного водоёма; сформировать правила поведения, направленные на охрану водоёмов. Метапредметные Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, умение работать в группе, представлять полученную информацию. (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). |
Организация пространства | Фронтальная работа, групповая работа, работа в паре. |
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс О.Т. Поглазова, мобильный класс (нетбуки с выходом в интернет), электронная тетрадь по окружающему миру (издательства Инфоурок), электронная версия атласа-определителя «От земли до неба» А.А. Плешаков, электронная презентация «Пресный водоём», электронные тесты «My test», карточки с планами для групповой работы, карточки с изображением растений и животных водоёмов для групповой работы, карточки для работы в паре (для составления цепочек питания).
Конспект урока
«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо)
-Я знаю, что у нас с вами хорошее настроение, я желаю вам сохранить его на весь урок! В добрый путь!
- Прочитайте тему урока. (Жизнь в пресном водоёме)
-Что вы уже знаете по теме? (естественные и искусственные, пресные и солёные)
- Чтобы ещё хотели узнать?
- Почему важно изучить тему? (пресная вода очень нужна человеку)
- А у нас в области есть такие водоёмы?
(узнать какие растения, животные, как они приспособились к жизни в водоеме, как они связаны, какие пищевые цепочки имеются, узнать влияние человека)
- Можно это считать учебными задачами урока?
Учебные задачи: (на доску)
Узнать какие пресные водоёмы есть в ЕАО
Узнать о разнообразии растительного мира пресного водоёма (озера)
Узнать о разнообразии животного мира пресного водоёма
Выяснить, можно ли назвать пресный водоём природным сообществом?
Изучить, как человек влияет на жизнь пресных водоемов
А можно учебные задачи считать планом урока?
- Тогда начнём, Иван расскажет о водоёмах ЕАО
Работа по карте ЕАО
(подготовленный ученик)
По южной части ЕАО протекает река Амур, она является границей России с Китаем. Приток Амура – Бира и Биджан. На территории ЕАО встречаются крупные озёра. В Октябрьском районе – Лебединое озеро, в Смидовическом – озеро Забеловское, а около с. Головино так называемые головинские озёра.
Мы живём в Биробиджанском районе, здесь протекает с севера на юг река Бира, у неё есть правый приток Щукинка и левый приток Икура. Есть и другие реки, но они, как и Икура мелкие и не отмечены на карте. Около с. Головино расположились так называемые головинские озёра.
- Думаю, что первую учебную задачу мы выполнили.
- Так как тема объёмная, я предлагаю изучить её в группах. Я думаю, все помнят о правилах работы в группе. С помощью учебника, интернета, атласа Плешакова вы проведёте мини-исследование и составите небольшой отчёт. (Объединяю в 3 группы)
- Первая группа – учёные ботаники. Кто такие ботаники? (изучают растения)
- Вторая группа – учёные зоологи. Кто такие зоологи? (изучают животных)
- Третья группа – экологи. Кто это? (изучают связи между животными и окружающим их миром, между человеком и природой, они объясняют всем как нужно жить, чтобы не погубить природу и самих себя)
Представители групп, возьмите план исследования и приступайте к работе. А я буду вашим консультантом.
(10 мин. на работу, после этого пересаживаемся по рядам)
Выступление ботаников.
- Проверим как класс принял информацию, а следовательно, узнаем была ли работа группы продуктивной.
- Выполним задание № 56 в электронной тетради. (Самостоятельная работа)
- Кто получил оценку «Молодец!»?
- Растения служат пищей для животных водоёмов. Ребята из группы зоологов о них расскажут.
Выступление зоологов. (я на слайдах показываю животных)
( когда скажут о животных, я дополню о выдре и ондатре)
Ещё раз встретимся с животными водоёма в электронной тетради № 58,59,60 (по времени)
Цепи питания в группах
- Изучая природные сообщества, говорим о взаимодействии в них разных живых существ. Что особенно помогает увидеть это взаимодействие? ( цепи питания)
- Предлагаю каждой паре составить цепи питания, используя, слова из конверта.
1 ряд
водоросли- головастики-карп-цапля
рогоз – карась – щука- выдра
2 ряд
стрелолист- карась- окунь- выдра
ряска- комар- водомерка- лягушка
3 ряд
сок растений- комар – лягушка – цапля
отмершие растения – прудовик – ондатра- выдра
- Проверьте свою работу. Если нужно исправьте. (слайд)
(оценивание в ноутбуках)
- Выполнили всё верно (да,нет).
- О чём говорит диаграмма?( большинство ребят справились)
- Как живут обитатели водоёмов? (сообща, растения выделяют кислород, служат пищей для животных, растения и животные умирают, их остатки перегнивают, образуются соли, а их для роста используют растения)
- Как, зная это, можно назвать пресный водоём? (природное сообщество)
- Кто может изменить жизнь обитателей водоёма, вмешиваясь в жизнь природного сообщества?
- Послушаем сообщение экологов
Выступление экологов
- Оценить работу группы и ваше понимание проблемы мне поможет такое задание. Составим памятку о охране водоёмов. Каждой паре нужно будет выбрать нужные кирпичики (фразы) для строения экологически чистого водоёма. ( в mai test)
1.Бросай мусор в высокий тростник, чтобы не было видно.
2.Не бросай бытовой мусор в водоёмы.
3.Береги и охраняй только растения, занесённые в Красную книгу.
4.Береги все растения водоёмов.
6.Собирай стрекоз для коллекции.
7.Не лови раков и двустворчатых моллюсков.
8.Если головастиков много, можно некоторых выбросить на берег.
9.Не лови для развлечения катушек и прудовиков.
10.Береги лягушек и головастиков.
11.Не разрушай жилища бобров и ондатр.
12.Если увидел нору бобров, можно посмотреть, как они живут.
(это в ноутбуках )
- Кто, проверив, получил отметку 5?
-Давайте ещё раз озвучим эти правила
Для чего нужно соблюдать все правила? (чтобы сохранить пресные водоёмы)
- Вернёмся к задачам урока, можем утверждать, что они выполнены?
- Что вам захотелось сделать после урока? (узнать побольше о растениях и животных, помогать в очистке водоёмов)
- Послушайте стихотворение и ещё раз задумайтесь!
«Мой шар земной».
Смотрю на глобус-шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус-шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!».
Приложение
План исследования ботаников
Как расселились растения водоёмов? (уч. с 157)
Расскажите о некоторых
Кувшинка – атлас Плешакова (электронная версия) с.73, кубышка - с.75, лотос Комарова )
Ряска - атлас с. 71
Камыш, тростник -атлас с.71 , телорез с.73
Стрелолист -атлас с.73, рогоз – с.71
Узнайте растение(картинка) по описанию, соедините название и изображение (наклейте на лист) используйте учебник и атлас Плешакова
Подумайте, какую пользу приносят растения всем обитателям водоёмов.
Сделайте вывод о связи растений с другими обитателями водоёмов. Это характерно для природного сообщества?
План исследования зоологов
На какие 4 группы можно разделить всех животных пресного водоёма? (по месту жительства)
Расскажите о представителях каждой группы, пользуясь учебником (с.158-160) и атласом Плешакова (электронная версия)
Беззубка и перловица (атлас с.123)
Прудовик, катушка, лужанка (атлас с.123)
Подумайте, почему их называют природными фильтрами? (чем могут питаться? Учебник с.159)
Кто обитает в верхнем тёплом слое воды? (учебник)
Жук плавунец, водолюб большой (атлас с.129),клоп-водомерка(учебник)
Стрекозы: большое коромысло, дозорщик, подёнки (атлас с.147)
Расположите рыб по «этажам» водоема, расскажите (картинки наклеить)
Какие птицы и животные обитают у водоёмов?
Сделайте вывод о животном мире водоёмов и взаимосвязи с растениями.
План исследования экологов
Что дает водоём человеку?
Какие беды приносит человек водоёму?
Из-за чего умирают озёра?
Как озёра превращаются в болота?
Узнайте из интернета, какие мероприятия проводятся в ЕАО по охране и очищению водоёмов.( см. ссылки)