СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в 4 классе "Природные сообщества. Жизнь в пресных водоёмах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урок окружающего мира с использованием ИКТ технологий.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 4 классе "Природные сообщества. Жизнь в пресных водоёмах"»

УМК «Гармония» Класс: 4

Предмет: Окружающий мир

Продолжительность урока: 40 минут

Тема урока: Природные сообщества. Жизнь в пресных водоёмах (урок № 9 в теме Природные зоны и природные сообщества)



Тип урока: урок формирования предметных знаний и УУД.

Цель урока: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД.

Урок окружающего мира в 4 классе ОС «Гармония», учитель Воронина Е.В.

МБОУ «Гимназия № 1» г. Биробиджан



Тема

Природные сообщества. Жизнь в пресных водоёмах


Цели


Образовательные:

Развитие умения учащихся работать с учебником, мобильным классом.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: продолжить учиться работать в группах, воспитывать

толерантность. Проявлять интерес к новому учебному материалу,

создавать представление о причинах успеха в учебе, соотнося успешное

обучение с трудолюбием и усердием.

- Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу.

Планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) свои

действия.; самостоятельно озвучивать принятую познавательную или

учебную задачу перед чтением текста или выполнением задания,

осуществлять самооценку знаний.

- Коммуникативные УУД: Участвовать в общей беседе,

выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников,

проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение

к ним. Строить устные высказывания, отбирать содержание и выбирать

языковые средства с учётом ситуации общения, работать в паре.

Умение работать в группе при выполнении практических и проектных

работ, учиться распределять работу между участниками по их

интересам, способностям, уметь планировать (пользоваться помощью)

сотрудничество с одноклассниками и учителем, старается

разрешать конфликтные ситуации, осуществляет поиск решения,

устраивающего всех участников группы.

- Познавательные УУД: Осознавать общий способ действия при

решении обсуждаемых задач, применять его. Осуществлять анализ,

синтез, сравнение языкового материала, делать выводы.

Для решения учебных и самостоятельных познавательных задач

более самостоятельно работать с разными источниками информации

(в том числе с контролируемым Интернетом), осуществлять поиск

дополнительной информации, выделять основную информацию.

Выполнять логические действия сравнения, подведения под понятия,

аналогии, классификации объектов живой на основе внешних

признаков или известных характерных свойств; устанавливает

причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе

на многообразном материале природы и культуры родного края.

Планировать и осуществлять несложные наблюдения, делать выводы

и создавать отчёт о проведённых исследованиях.


Планируемый результат

Предметные:

Сформировать представление учащихся о жизни пресного водоёма,

познакомить с растительным и животным миром пресного

водоёма; сформировать правила поведения, направленные на охрану

водоёмов.

Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

(Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в

устной форме, умение работать в группе, представлять полученную

информацию. (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять

анализ объектов; находить ответы на вопросы, преобразовывать

информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

(Познавательные УУД).

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа, работа в паре.



Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс О.Т. Поглазова, мобильный класс (нетбуки с выходом в интернет), электронная тетрадь по окружающему миру (издательства Инфоурок), электронная версия атласа-определителя «От земли до неба» А.А. Плешаков, электронная презентация «Пресный водоём», электронные тесты «My test», карточки с планами для групповой работы, карточки с изображением растений и животных водоёмов для групповой работы, карточки для работы в паре (для составления цепочек питания).



























Конспект урока

«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо) 

-Я знаю, что у нас с вами хорошее настроение, я желаю вам сохранить его на весь урок! В добрый путь!


- Прочитайте тему урока. (Жизнь в пресном водоёме)

-Что вы уже знаете по теме? (естественные и искусственные, пресные и солёные)

- Чтобы ещё хотели узнать?

- Почему важно изучить тему? (пресная вода очень нужна человеку)

- А у нас в области есть такие водоёмы?

(узнать какие растения, животные, как они приспособились к жизни в водоеме, как они связаны, какие пищевые цепочки имеются, узнать влияние человека)

- Можно это считать учебными задачами урока?

Учебные задачи: (на доску)

  1. Узнать какие пресные водоёмы есть в ЕАО

  2. Узнать о разнообразии растительного мира пресного водоёма (озера)

  3. Узнать о разнообразии животного мира пресного водоёма

  4. Выяснить, можно ли назвать пресный водоём природным сообществом?

  5. Изучить, как человек влияет на жизнь пресных водоемов



А можно учебные задачи считать планом урока?

- Тогда начнём, Иван расскажет о водоёмах ЕАО

Работа по карте ЕАО

(подготовленный ученик)

По южной части ЕАО протекает река Амур, она является границей России с Китаем. Приток Амура – Бира и Биджан. На территории ЕАО встречаются крупные озёра. В Октябрьском районе – Лебединое озеро, в Смидовическом – озеро Забеловское, а около с. Головино так называемые головинские озёра.

Мы живём в Биробиджанском районе, здесь протекает с севера на юг река Бира, у неё есть правый приток Щукинка и левый приток Икура. Есть и другие реки, но они, как и Икура мелкие и не отмечены на карте. Около с. Головино расположились так называемые головинские озёра.



- Думаю, что первую учебную задачу мы выполнили.



- Так как тема объёмная, я предлагаю изучить её в группах. Я думаю, все помнят о правилах работы в группе. С помощью учебника, интернета, атласа Плешакова вы проведёте мини-исследование и составите небольшой отчёт. (Объединяю в 3 группы)

- Первая группа – учёные ботаники. Кто такие ботаники? (изучают растения)

- Вторая группа – учёные зоологи. Кто такие зоологи? (изучают животных)

- Третья группа – экологи. Кто это? (изучают связи между животными и окружающим их миром, между человеком и природой, они объясняют всем как нужно жить, чтобы не погубить природу и самих себя)

Представители групп, возьмите план исследования и приступайте к работе. А я буду вашим консультантом.

(10 мин. на работу, после этого пересаживаемся по рядам)

Выступление ботаников.

- Проверим как класс принял информацию, а следовательно, узнаем была ли работа группы продуктивной.

- Выполним задание № 56 в электронной тетради. (Самостоятельная работа)

- Кто получил оценку «Молодец!»?



- Растения служат пищей для животных водоёмов. Ребята из группы зоологов о них расскажут.

Выступление зоологов. (я на слайдах показываю животных)

( когда скажут о животных, я дополню о выдре и ондатре)

Ещё раз встретимся с животными водоёма в электронной тетради № 58,59,60 (по времени)

Цепи питания в группах

- Изучая природные сообщества, говорим о взаимодействии в них разных живых существ. Что особенно помогает увидеть это взаимодействие? ( цепи питания)

- Предлагаю каждой паре составить цепи питания, используя, слова из конверта.

1 ряд

водоросли- головастики-карп-цапля

рогоз – карась – щука- выдра

2 ряд

стрелолист- карась- окунь- выдра

ряска- комар- водомерка- лягушка

3 ряд

сок растений- комар – лягушка – цапля

отмершие растения – прудовик – ондатра- выдра

- Проверьте свою работу. Если нужно исправьте. (слайд)

(оценивание в ноутбуках)

- Выполнили всё верно (да,нет).

- О чём говорит диаграмма?( большинство ребят справились)

- Как живут обитатели водоёмов? (сообща, растения выделяют кислород, служат пищей для животных, растения и животные умирают, их остатки перегнивают, образуются соли, а их для роста используют растения)

- Как, зная это, можно назвать пресный водоём? (природное сообщество)

- Кто может изменить жизнь обитателей водоёма, вмешиваясь в жизнь природного сообщества?

- Послушаем сообщение экологов

Выступление экологов

- Оценить работу группы и ваше понимание проблемы мне поможет такое задание. Составим памятку о охране водоёмов. Каждой паре нужно будет выбрать нужные кирпичики (фразы) для строения экологически чистого водоёма. ( в mai test)

1.Бросай мусор в высокий тростник, чтобы не было видно.

2.Не бросай бытовой мусор в водоёмы.

3.Береги и охраняй только растения, занесённые в Красную книгу.

4.Береги все растения водоёмов.

6.Собирай стрекоз для коллекции.

7.Не лови раков и двустворчатых моллюсков.

8.Если головастиков много, можно некоторых выбросить на берег.

9.Не лови для развлечения катушек и прудовиков.

10.Береги лягушек и головастиков.

11.Не разрушай жилища бобров и ондатр.

12.Если увидел нору бобров, можно посмотреть, как они живут.

(это в ноутбуках )

- Кто, проверив, получил отметку 5?

-Давайте ещё раз озвучим эти правила

Для чего нужно соблюдать все правила? (чтобы сохранить пресные водоёмы)

- Вернёмся к задачам урока, можем утверждать, что они выполнены?

- Что вам захотелось сделать после урока? (узнать побольше о растениях и животных, помогать в очистке водоёмов)

- Послушайте стихотворение и ещё раз задумайтесь!



«Мой шар земной».

Смотрю на глобус-шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

Ты береги нас, береги!



В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!



Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега,

И слышу голос я реки:

Ты береги нас, береги!



Смотрю на глобус-шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу вас, сберегу!».



































Приложение

План исследования ботаников

  1. Как расселились растения водоёмов? (уч. с 157)

  2. Расскажите о некоторых

Кувшинка – атлас Плешакова (электронная версия) с.73, кубышка - с.75, лотос Комарова )

Ряска - атлас с. 71

Камыш, тростник -атлас с.71 , телорез с.73

Стрелолист -атлас с.73, рогоз – с.71

  1. Узнайте растение(картинка) по описанию, соедините название и изображение (наклейте на лист) используйте учебник и атлас Плешакова

  2. Подумайте, какую пользу приносят растения всем обитателям водоёмов.

  3. Сделайте вывод о связи растений с другими обитателями водоёмов. Это характерно для природного сообщества?

















План исследования зоологов



  1. На какие 4 группы можно разделить всех животных пресного водоёма? (по месту жительства)

  2. Расскажите о представителях каждой группы, пользуясь учебником (с.158-160) и атласом Плешакова (электронная версия)

Беззубка и перловица (атлас с.123)

Прудовик, катушка, лужанка (атлас с.123)

Подумайте, почему их называют природными фильтрами? (чем могут питаться? Учебник с.159)

Кто обитает в верхнем тёплом слое воды? (учебник)

Жук плавунец, водолюб большой (атлас с.129),клоп-водомерка(учебник)

Стрекозы: большое коромысло, дозорщик, подёнки (атлас с.147)

Расположите рыб по «этажам» водоема, расскажите (картинки наклеить)

Какие птицы и животные обитают у водоёмов?

Сделайте вывод о животном мире водоёмов и взаимосвязи с растениями.











План исследования экологов

  1. Что дает водоём человеку?

  2. Какие беды приносит человек водоёму?

  3. Из-за чего умирают озёра?

  4. Как озёра превращаются в болота?

  5. Узнайте из интернета, какие мероприятия проводятся в ЕАО по охране и очищению водоёмов.( см. ссылки)