СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "В гости к осени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "В гости к осени"»

Окружающий мир 2 класс

Урок 8

Тема: В гости к осени

Цели: 1) дать представление о характерных признаках осени в неживой природе; расширить знания об осенних изменениях в жизни растений, насекомых и птиц; показать связь между живой и неживой природой;

2) развивать внимание, наблюдательность, любознательность;

3) воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты: учащиеся осознают ценность при­роды для жизни человека и для себя лично; научатся наблюдать и рассказывать об осенних изменениях в неживой и живой при­роде; выступать с сообщениями.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Самоопределение к деятельности


Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей рябой и пестрый

За листком летит листок,

И струей сухой и острой

Набегает холодок.

Ф. Тютчев


  • О чем говорится в этом стихотворении? (Об осени.)

  • Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (Ответы детей.)

  • Какие учебные задачи поставим перед собой? (Ответы детей.)

  • А что говорит наш Муравьишка? Прочитайте об этом на с. 36 учебника.

  1. Работа по теме урока

  1. Работа по учебнику

(Класс делится на группы. Учащиеся читают текст на с. 36—37 и готовят сообщения об изменениях в неживой природе. Затем каждая группа выступает с сообщением, класс дополняет. Учи­тель может по ходу рассказов демонстрировать слайды, картины, видеофрагменты и т. д.)

  1. Выполнение задания в рабочей тетради

3 (с. 13).

  • Проверим, хорошо ли вы слушали друг друга. (Самостоятельное выполнение.)

  1. Игра «Я — диктор»

  • А теперь поговорим о погоде осенью. Давайте поиграем в игру. Я буду диктором: расскажу о погоде осенью, а вы ска­жете, когда такая погода бывает: в начале осени или в конце.

Уважаемые радиослушатели! Сегодня солнечная, теплая погода. Легкий ветерок раскачивает ветки деревьев, небо безоблачно. Дождь не ожидается в течение всего дня. Тем­пература воздуха 10-12 градусов тепла. (Начало осени.)

Уважаемые радиослушатели! Сегодня холодная, дождливая погода, порывистый ветер. Температура воздуха 2-3 градуса выше нуля. (Конец осени.)

  • А почему люди слушают по радио и по телевизору прогноз погоды? (Чтобы знать, что надевать, взять с собой зонтик или нет.)

Верно, люди выбирают одежду в зависимости от погоды.

  1. Беседа

  • Ребята, подумайте, являются ли опавшие листья мусором. (Ответы детей.)

Сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для оби­тателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля долго сохраняет влагу рас­таявшего снега. Опавшие листья на земле — не мусор: они очень нужны почве и растениям.

Посмотрите, как красиво кружатся листья!

Падают, падают листья —

В нашем саду листопад...

Желтые, красные листья По ветру вьются, летят...

Физкультминутка

  • А сейчас представьте, что вы — осенние листочки, и давайте поиграем!

Мы осенние листочки,

Мы осенние листочки.

Мы на веточке сидели,

Ветер дунул — полетели.

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок —

Мы присели все в кружок.

Ветер снова вдруг подул И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели И на землю тихо сели.

  1. Продолжение работы по теме урока

  1. Беседа, работа по учебнику

(Класс делится на группы. Учащиеся читают текст на с. 38—39 и готовят сообщения об изменениях в живой природе. Затем каж­дая группа выступает с сообщением, класс дополняет. Учитель может по ходу рассказов демонстрировать слайды, картины, ви­деофрагменты и т. д.)

Вспомните свои наблюдения на экскурсии. Какие осенние явления в живой природе родного края вам удалось уви­деть? (Ответы детей.)

  • Выполнение задания на электронном приложении к учебнику

  • Игра «Отгадай животное»

Сейчас мы поиграем в игру. Я буду рассказывать о жизни зверей осенью, о том, как они готовятся к зиме. А ваша за­дача — отгадать, о каком звере идет речь.

(После того как дети отгадают животное, учитель показывает соответствующую картинку или небольшую презентацию о жизни этого животного в природе.)

Осенью у меня забот немало. Во-первых, я линяю. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, мне нужно накопить запас жира, а это можно сделать ле­том и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни ра­стений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос — сладкий медок. Накоплю жирку, и можно ложиться спать в берлогу. Жир — это запас пищи на всю зиму. (Медведь.


А я к зиме меняю шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что я самая хитрая. А на самом деле я не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасла бы меня от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу — мышей-полевок — я нахожу без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случай­но столкнусь с косым или набреду на зайчонка. (Лиса.)


Я очень интересный зверь. Только я умею строить на реч­ках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хат­ки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разде­лываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом все это сплавляю по воде к хатке и склады­ваю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замерзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удоволь­ствием грызть кору и молодые ветки деревьев. (Бобр.)


Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть непросто. Тело мое покрыто серебристо-серой жесткой шерстью. От носа к затылку тянутся желтовато­белые полосы, а через глаза и уши — черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир — готовиться к зиме.

Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягу­шек, ящериц, выкапываю червей. Уничтожаю очень много личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно ложиться спать на всю зиму. (Барсук.)



От врагов кто в дуплах спасается, кто прячется под снегом, кто в норах, а я ничего этого делать не умею. А врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые» — смотрю ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны повора­чиваются — не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой шерстки вырастает снежно-белая. Кормлюсь я по ночам — так безопаснее, объедаю кору де­ревьев. (Заяц.)


  1. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 39, в рамке).

Можно также предложить ответить на следующие вопросы.)

Что такое облачность?

Что такое похолодание, заморозки?

Какие явления наиболее характерны для осени?

Какова связь между температурой воздуха и жизнью расте­ний, диких и домашних животных, а также трудом людей осенью?

Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

  1. Подведение итогов урока

Вспомните задачи, поставленные в начале урока. Все ли мы выполнили?

Что еще вы хотели бы узнать по этой теме?

  1. Домашнее задание

Рабочая тетрадь: № 5 (с. 14) (можно вместе со взрослыми подготовить фоторассказ).

Найти в атласе-определителе информацию о ласточках и стрижах. Узнать, чем они похожи и чем различаются. Можно воспользоваться школьным словариком «Птицы России».