Урок окружающего мира во 2 классе
(УМК «Перспективная начальная школа)
Тема: Земля. Модель Земли.
Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающий мир»
Задачи урока:
Определить уровень знаний о планете Земля и ее модели.
Уточнить представления о модели Земли – глобусе.
Познакомить с новыми понятиями: «воображаемая ось», «экватор», «Северное и Южное полушария», «Северный и Южный полюс».
Формировать умение работать с глобусом и навыка устного составления рассказа.
Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности.
Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к окружающему миру.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь объяснять значение терминов «экватор», «полюса», «полушария», находить на глобусе Северный и Южный полюса, Северное и Южное полушария.
Метапредметные:
Коммуникативные: навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.
Регулятивные:
Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Познавательные:
Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста
Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений
Личностные: формирование позитивной самооценки.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками
Форма проведения урока: индивидуально-групповая
Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради для самостоятельной работы, глобусы, интерактивная доска, карточки с опорными словами, зубочистки, карточки с тестом.
Ход урока
Организационный момент
(Цель: Создание рабочей атмосферы, эмоционального настроя.)
(Слайд 2) Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать.
Самоопределение к учебной деятельности
- Какой у нас сейчас урок? (окружающий мир)
- Что дает нам этот предмет? (новые знания об окружающем мире)
- Для чего нужны знания? (использовать в жизни)
II. Актуализация знаний
- Ребята, чему мы учились на прошлом уроке окружающего мира?
(Учились находить информацию, ответы на вопросы.)
- Отгадайте загадку и определите тему сегодняшнего урока:
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется…. Земля. (Слайд 3)
- Как вы думаете, что обозначает слово «земля», когда оно написано с большой буквы? (название планеты)
- А с маленькой? (почва) (Слайд 4)
- Что вы знаете о Земле? (Это наша планета. Она похожа на шар.)
Сколько ни езди, ни ходи,
Тебе конца тут не найти. (Земля)
- Почему можно утверждать, что Земля имеет форму шара?
- Как вы думаете, всегда ли люди знали об этом? Какой они считали форму Земли?
- Оказывается, давным-давно люди были уверены, что Земля – плоский круг среди безграничного океана.
- В Индии считали, что Землю держат 4 слона, а слоны стоят на громадной черепахе. (Слайд 5)
- Древние греки считали, что Земля – медный диск, который омывается
со всех сторон океаном. Над Землей раскинулся небосвод, по которому
движется Солнце, поднимаясь и погружаясь ежедневно в воды океана.
(Слайд 6)
- Но люди наблюдательны, в ходе наблюдений, когда в космос полетели первые спутники, они определили, что Земля – шар.
- Вот так видят нашу Землю космонавты из космоса. (Слайд 7)
- Какая звезда самая близкая к планете Земля? (Солнце) (Слайд 8)
-Что вы знаете о Солнце? (Солнце – огромный раскаленный светящийся шар)
- Каким вы видите Солнце? (Маленьким кружком)
-Земля от Солнца очень далеко, около 150 млн км. Свет Солнца преодолевает это расстояние за 8 минут, он летит со скоростью 300.000 км в секунду.
- Достаточно у вас знаний об этих объектах природы?
Хотите узнать о них больше?
- Какие главные источники информации нам помогут получить новые знания? (учебник, рабочая тетрадь)
III. Постановка цели урока
- Откройте оглавление учебника «Окружающий мир».
- Назовите следующую тему урока. («Земля-модель Земли»)
- На какой странице она находится? (стр.17)
- Какую цель поставим на урок? (Узнать, что такое модель Земли)
- Мы познакомимся с моделью Земли, увидим, как она выглядит и узнаем, что находится на этой модели.
IV. Формирование новых знаний
- Иногда, чтобы изучить какой-либо предмет, учёные делают его уменьшенное или увеличенное изображение – модель.
- Откройте учебник на стр.18.
- Рассмотрите на рисунке пожарную машину и её модель.
- Чем они отличаются?
- Что же такое модель? Где мы можем найти эту информацию? (В словаре)
- Найдите и прочитайте. (Модель-предмет, сделанный человеком. Уменьшенная модель Земли – глобус, повторяет её форму, но отличается размером.)
- Отгадайте загадку:
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус) (Слайд 9)
Глобус - это модель земного шара. (Показать глобус)
- Найдите и покажите изображение глобуса соседу по парте на стр.19.
(СЛАЙД 10) Глобус — это модель земного шара.
- Ты знаешь, что означают слова «модель» и «глобус»?
- Можешь поискать ответы в словарике на страницах 123 и 125 учебника.
Глобус в переводе с лат.яз. – шар. Первый глобус появился более 500 лет назад, в Германии, создал его немецкий географ Мартин Бехайм. Сделан он был из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. Он назвал свою модель «земное яблоко». До сих пор первый глобус хранится в одном из музеев Германии. (Слайд 11)
(Слайд 12) - А так выглядит Глобус – гигант. Хранится в Кунсткамере в Санкт – Петербурге.
- Покрутим его. Почему глобус вращается?
(Земля вращается. Поэтому вращается и глобус.)
- Что помогает нам вращать глобус? (стержень)
- Стержень -это ось вращения. У глобуса ось вращения настоящая, а у Земли?
- Обратите внимание, глобус немного наклонён. Почему его наклонили?
(В таком положении Земля вращается вокруг воображаемой оси).
Физкультминутка (Слайд 13)
- Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали!
Руки к солнцу поднимаю
И вдыхаю, и вдыхаю.
Ну, а руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю.
Это очень хорошо.
Что сегодня дождик шел!
(Поднимаем руки через стороны вверх, делая вдох через нос.
Через стороны опускаем руки.)
V. Закрепление изученного материала (Слайд 14)
а) Работа в тетради на печатной основе, зад. 8, стр. 6 (Работа в парах)
- Назовите предметы. На каждый предмет по направлению оси вращения положите спичку.
- Назовите те предметы, у которых мы не видим ось вращения.
- Давайте сделаем вывод: Какая ось у планеты Земля - настоящая или воображаемая?
(Ось, которую представляем, воображаемая, она наклонена.)
б) Работа с окраской глобуса
- Рассмотрите окраску глобуса. Догадались, что означают цвета на глобусе?
- Голубой, синий цвета – обозначают воду. Жёлтый, коричневый, зеленый – обозначают сушу. Белый – снег или лёд.
- Чего на земле больше – суши или воды?
(Демонстрация соотношения суши и воды с помощью яблока.)
- Предположим, что яблоко – это модель Земли. Я отделяю небольшую часть– это суша, остальное – вода.
- Найдите в центре глобуса жирную синюю линию, она опоясывает глобус.
Покажите её. Это экватор. (На доске табличка ЭКВАТОР)
Экватор – это линия,
Кривая, ярко – синяя.
Делит глобус пополам –
Чтобы нам не спутать вдруг,
Где там Север, а где Юг.
- На сколько частей экватор разделяет глобус?
- На две - Северное и Южное полушария (Слайд 15)
(На доске таблички СЕВЕРНОЕ ПОЛУШАРИЕ и ЮЖНОЕ ПОЛУШАРИЕ)
- Посмотрите на глобус сверху, там вы увидите самую верхнюю точку глобуса – Северный полюс. В противоположной стороне – Южный полюс.
Через Северный и Южный полюс проходит ось вращения Земли.
(На доске выставляются термины СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС, ЮЖНЫЙ ПОЛЮС)
- Как вы думаете, ребята, в каком полушарии мы живем?
- Россия, наша Родина, находится в Северном полушарии.
- На глобусе есть еще горизонтальные и вертикальные линии.
- Линии, которые идут с севера на юг, называются меридианы.
- Линии, которые идут с запада на восток, называются параллели.
- Поэтому иногда глобус называют «мяч в сетке».
в) Работа в парах
- Найдите и покажите экватор, Северное полушарие, Южное полушарие, Северный полюс, Южный полюс, меридианы, параллели.
- Какую цель мы ставили в начале урока? (узнать, что такое модель Земли)
Узнали? Что же такое глобус?
- Попробуем сформулировать, что же такое глобус.
(Работа в парах: выдаются карточки. Задание: вставить пропущенные слова в тексте)
(Глобус - модель Земли в форме шара, который разделен экватором на два полушария – Северное и Южное)
- Давайте сравним наши предположения с определением из словаря.
(Слайд 16)
- Достигли ли мы цели урока? (Да)
VI. Игра «ДА –НЕТ».
(самостоятельная работа, графический диктант)
- Я читаю высказывание, если оно верно, то вы на листочке ставите (+), если высказывание не верно, вы ставите ( - ):
1. На глобусе можно увидеть тончайшие линии, покрывающие поверхность глобуса. (+)
2. Эти линии воображаемые, на самом деле на земной поверхности их нет. (+)
3. До края Земли можно добраться за три года. ( - )
4. Линии, которые соединяют Северный и Южный полюса, называют параллелями. ( - )
5. Линия, которая делит земной шар пополам, называется экватором. (+)
6. Россия находится в Северном полушарии. (+)
(Самопроверка) (Слайд 17)
Подумай и ответь… (Слайд 18)
VII. Рефлексия учебной деятельности. (Слайд 19)
VIII. Домашнее задание: прочитать материал учебника на с. 17 - 19