Тема: «Зима. Зимние месяцы. Какие приметы у зимы?»
Цель: расширить представления учащихся о характерных признаках зимы, познакомить с названиями зимних месяцев, выяснить, какие изменения в неживой природе отображаются в названиях зимних месяцев; развивать мышление, умение анализировать народные приметы, наблюдательность, внимание; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедийная презентация, экран, снежинки с загадками, пазлы «Зимние забавы», снежки из ваты, изображение дерева, карточки с названиями зимних месяцев.
Ход урока
І Организационный момент
- Здравствуйте, дорогие друзья! Я приветствую вас на телеканале 2 класса МБОУ «Славновская школа-детский сад» «В гостях у Матушки Природы».(слайд №1)
- Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в нашу студию?
- Что ожидаете от предстоящего урока?
- Сегодня в нашу студию пришли гости, давайте их поприветствуем. А к кому мы отправимся сегодня в гости, вы узнаете, отгадав загадку.
Явилась вслед за Осенью
Я по календарю.
Я самый лучший праздник вам
На радость подарю!
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я? ...
(Зима.)
(слайд №2)
Совершенно верно. Сегодня на уроке мы отправимся в гости к зиме. Это и есть тема нашей программы. Мы познакомимся с зимними явлениями природы, с названиями зимних месяцев.
ІІ Мотивация учебной деятельности
- Ребята, а вы хотите сегодня на уроке испытать себя в роли телеведущих, журналистов, корреспондентов? Какими должны быть работники телевидения? Так вот, если вы желаете быть настоящими актёрами, то работать сегодня нужно по всем правилам и законам телевидения. Журналисты и ведущие должны быть умными, начитанными, их речь должна быть выразительной, чёткой, с использованием мимики и жестов. Ведь по телевидению вас не только слышат, но и видят. - Итак, наш телеканал начинает свою работу. Сегодня в программе вы узнаете много нового и интересного!
ІІІ Первичное восприятие и осознание нового материала
Программа «Прогноз погоды»(слайд №3)
- Доброе утро, уважаемые телезрители. Сегодня в студии ___________ и я предлагаю вам послушать прогноз погоды. Сегодня 19 декабря, четверг. За окном зима. Температура воздуха______, небо ____________, осадки ____, ветер _______. Солнце находится низко над горизонтом и даёт нам мало света и тепла. Поэтому одевайтесь теплее, ешьте больше витаминов, чтобы не заболеть. Я желаю всем хорошего настроения и удачного дня. До новых встреч.
(дети заполняют календарь наблюдений за погодой в тетрадях на печатной основе)
- А как в древности люди определяли погоду? Давайте вспомним народные предсказания погоды зимой.
Дым из трубы столбом – к морозу.
Воробьи дружно зимой расчирикались – к оттепели.
Кошка свернулась клубком – будет мороз.
Снег прилипает к деревьям – к теплу.
Белые облака зимой – к ветру, синие – к теплу.
Если ворона прячет нос под. крыло, будет сильный мороз.
2. Программа «Двенадцать месяцев» (слайд №4)
- Ребята, а когда же начинается зима?
По календарю зима начинается 1 декабря, а учёные определяют начало зимы от 22 декабря – со дня зимнего солнцестояния: самого короткого дня и самой длинной ночи. А по народным приметам зима начинается с первых стабильных заморозков.
- Сколько сыновей у Матушки Зимы?
- Какой первый месяц зимы?
В древние времена наши предки называли начало зимы студнем. Наряду с этим существовали и другие названия – хмурень, мостовик, грудень. На Руси груднем называли неровную, покрытую мёрзлыми комьями дорогу. Ведь, бывает, что в декабре ещё и снега нет. Посмотрите на декабрьский пейзаж.(слайд №5)
А месяц декабрь усердия полный,
Снежком присыплет замёрзшие комья.
(Вывешиваю название месяца на стенд, объясняю его правописание)
В начале декабря земля ещё не совсем остыла, поэтому часто первый снег тает, а бывает, что его и вовсе нет. Мороз сменяется оттепелью. День всё больше сокращается. Солнце посылает на землю меньше тепла и света. 22 декабря – самый короткий день и самая длинная ночь. После 25 декабря день начинает прибавляться, мороз чаще вспоминает о своих обязанностях – в конце декабря замерзает вода в водоёмах, но лёд ещё тонкий, прозрачный. Недаром говорят декабрь – студень: всю землю остужает, она как будто каменеет. В народе говорят «Декабрь год завершает, зиму начинает», «Декабрь – шапка зимы».(слайд №6)
- Как вы понимаете эти выражения?
- Какой второй месяц зимы?
Говорят: «Январь снегом сечёт». Второй зимний месяц год начинает и половину зимы отсекает. Поэтому месяц в Украине называют сичнем. Но существует ещё одно мнение. Наши предки зимой, когда деревья «спят», брались расчищать леса – «сечь» (рубить) деревья. Расчищенные от деревьев участки леса и сейчас называют «просеками». В январе земля, наконец, покрывается сплошным белым снежным одеялом.(слайд №7)
Месяц январь зовёт мороз,
Морозит лица, щиплет нос.
(Вывешиваю название месяца на стенд, объясняю его правописание)
Глубокий зимний покой царит в природе. На этот месяц приходится больше всего морозных дней и снегопадов. В народе говорят «Январь сечёт и морозит, а хозяин дрова из леса возит», «Январь – крыша зимы».(слайд №8)
- Как вы понимаете эти выражения?
На смену морозному январю спешит февраль – последний месяц зимы. Называли его лютый, граничник (граница между зимой и весной), бокогрей. Зима пытается удержать свои права, лютует, напоминает о себе вьюгами, снегопадами, сильными морозами. Но солнце всё равно поднимается всё выше, светит ярче, начинает пригревать сильнее. Погода неустойчивая: сильные ветры с морозами уступают место оттепелям, уменьшается снеговой покров. В феврале зима «борется» с весной.(слайд №9)
А месяц февраль ветрами воет,
На водах изо льда мосты строит.
(Вывешиваю название месяца на стенд, объясняю его правописание)
В народе говорят «В феврале два друга – мороз и вьюга», «Февраль одной рукой гладит нос, а другой по нему щёлкает».(слайд №10)
- Как вы понимаете эти выражения?
Вы, наверное, замёрзли после моего зимнего рассказа. Я предлагаю вам немного согреться.
Рекламная пауза(слайд №11)
Художественная галерея «Зима - волшебница»(слайд №12)
- Зима – очень красивое время года. Зимней природой восхищались многие поэты и писатели, художники и музыканты. Зима своей красотой вдохновляла их на создание необыкновенных шедевров искусства. Об этом нам расскажут ведущие программы «Зима - волшебница». Итак, мы приглашаем вас в художественную галерею.
Здравствуй, зимушка-зима!
Здравствуй, зимушка-зима!
Белымснегом нас укрыла:
И деревья и дома.
Свищетветерлегкокрылый -
Здравствуй, зимушка-зима!
Вьетсяследзамысловатый
От полянки до холма.
Этозаяцнапечатал -
Здравствуй, зимушка-зима!
Мы для птиц кормушки ставим,
Насыпаем в них корма,
И поютпичуги в стаях -
Здравствуй, зимушка-зима!
- О каких зимних явлениях говорится в этом стихотворении?
- Обратите внимание на красоту зимней природы в картинах ….(слайды №13-14)
Зима
На картине у зимы
Все бело от снега:
Поле, дальние холмы,
Изгородь, телега.
Но порой блеснут на ней
Средь поляны ватной
Красногрудых снегирей
Солнечные пятна.
Заготовила зима
Краски все для всех сама.
Полю — лучшие белила,
Зорям — алые чернила.
Всем деревьям — чистые
Блестки серебристые.
А на улице — ребят
Разукрасила подряд.
Как художник, красит разным:
Кто играет — красит красным.
Кто боится шевелиться —
краска синяя годится.
Ни за что не выпросить
по-другому выкрасить!
- Можно ли назвать Зимушку-красавицу художницей? Какие цвета она использует? А почему Зима – волшебница?
- Посмотрите на репродукцию картины Ирины Богомоловой «Зимний пейзаж»(слайд №15)
IVОбобщение и систематизация знаний учащихся
Интеллектуальная игра «Эрудит»(слайд №16)
- Ребята, а сейчас откройте рабочие тетради на стр. 24. Обратите внимание на задание №1. Где изображена продолжительность дня и ночи осенью, а где – зимой ? Подпишите и объясните.
- Задание №2. Вспомните и запишите названия осенних и зимних месяцев.
Телевикторина «Зимние загадки»
- Ребята, сейчас мы проверим ваши знания. Хорошо ли вы знаете приметы зимы? В эфире телевикторина «Зимние загадки»
(в волшебном сундучке на снежинках записаны загадки о природных зимних явлениях.Дети достают их, читают и отгадывают)
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые...
(Снежинки)(слайд №17)
С неба он летит зимой,
Не ходи тепер босой,
Знает каждый человек,
Что всегда холодный ...
(Снег) (слайд №18)
Какой это мастер
На стёкла нанёс
И листья, и травы,
И заросли роз?
(Мороз)(слайд №19)
Серебристой бахромой
На вервях висит зимой.
А весною на весу
Превращается в росу.
(Иней.)(слайд №20)
Кто зимой метет и злится,
Дует, воет и кружится,
Стелет белую постель?
Это – снежная ...
(Метель.)(слайд №21)
Зима на крыши серые
Бросает семена —
Растит морковки белые
Под крышами она.
(Сосульки.)(слайд №22)
Рекламная пауза «Игра в снежки» (слайд №23)
Детская студия игр и развлечений представляет программу «Зимние праздники и забавы».(слайд №24)
- Ребята, вам нравится зима? Почему? Что делают дети зимой?
- Давайте собирать пазлы! Работать вы будете в парах. Чья команда быстрее соберёт картинку, поднимает руку. Затем вам нужно будет рассказать, что у вас получилось. Готовы?
- Молодцы! Отлично справились с заданием.(слайды №25-26)
А какие праздники нам дарит Зимушка-зима?(слайды №27-29)
(рассказ учителя о Святом Николае Чудотворце)
Цикл новогодних и рождественских праздников начинается 19 декабря – в день св. Николая.
Святой Николай – один из самих почитаемых святых на Руси и во всем православном мире. Святитель Николай прославился как великий угодник Божий, поэтому в народе его обычно называют Николаем Угодником. Христиане так же верят, что и по сей день он совершает множество чудес в помощь молящимся ему людям, потому уважительно называют и Николаем Чудотворцем.
Кто только не брал себе в покровители св. Николая Чудотворца – и мореплаватели-путешественники, и кораблестроители, и крестьяне ( Николай считается опекуном домашних животных), и сироты, а в общем – каждый верующий человек. Во всех тяжелых, трудных делах, там, где необходимы стойкость, бескорыстность, люди полагаются на заступничество этого святого.
Святой Николай жил во времена імператора Константина (ІV ст.). Родился в городе Патаре в Малой Азии. Он был единственным сыном богатых родителей, но рано осиротел. Легенда гласит, чтоНиколай жил оторванным от всех, погруженным в мир науки, из дома выходил редко.
Однажды от старого слуги ноша узнал, что одна бедная девушка не может выйти замуж за богатого парня, потому что у нее нет приданного. «У меня есть все, что я хочу. А где-то рядом страдают люди», – подумал Николай. Постепенно в его голове созрел план. Николай взял из сокровищницы нужную сумму и под покровом ночи, накинув темный плащ с капюшоном, чтобы его никто не узнал, пробрался к дому девушки и подбросил сверток с деньгами ей в окно.
Наутро по городу прошел слух, что это ангел небесный помог влюбленным. Родители парня согласились на свадьбу, а Николай первый раз в жизни почувствовал себя счастливым.
Еще много добрих дел совершил Николай для бедныхгорожан, оставаясь незамеченным и приводя в замешательство весь город. Он незаметно приносил в их дома игрушки и тепле вещи для детей, лекарства для больных.
Решив посвятить свою жизнь Богу, Николай стал священником, а позже и епископом города Миры Ликийские. Святитель Николай умер в глубокой старости. После смерти Николай был признан святым.
9. Игра «Волшебное дерево»(слайд №30)
- На нашем канале снова игра! Вы рады? Прежде, чем мы начнём игру, расскажите, как выглядят деревья зимой? Как вы думаете, им холодно? А что их может согреть? Давайте укутаем наше дерево снегом, но для этого вы должны ответить на мои вопросы. Готовы?
- У какого времени года мы были сегодня в гостях? (на ствол дерева вывешиваю слово «зима»)
Назовите-ка, ребятки,
месяц в этой вот загадке.
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей, короче ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт -
Мы встречаем Новый год. (вывешиваю на ветки дерева слово «декабрь»)
Щиплет уши, щип лет нос.
Лезет в валенки мороз,
Брызнешь воду - упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится:
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что скажи за месяц это? (вывешиваю на ветки дерева слово «январь»)
Снег мешками валит с неба,
с дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
на деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно
Ну, так что за месяц это? (вывешиваю на ветки дерева слово «февраль»)
Зима! Зима! И всякий знает: она холодною бывает. Летят и кружат, как пушинки, беленькие лёгкие снежинки.
Вот выпал снег, время чудесное, зима тогда такая прелестная! Города все чистые, белые сёла – зима радостная и весёлая.
Мороз во льды озёра все укутал, тогда все говорят про зиму: лютая. Она бывает и серьёзной: сухой и ветреной, морозной.
А утром иней праздничный! Какая же у нас зима сказочная! Ветвей от инея не видно, тогда она, конечно, дивная.
Зима бывает игривая, то она добрая, а то и сварливая. Деревья мёрзнут, вот морока, и вот тогда зима жестока!
- Какое замечательное дерево у нас получилось! Молодцы!
V. Итог урока. Рефлексия.
- Наша телевизионная программа подошла к концу. Вам понравилось быть ведущими программ, журналистами? Большое спасибо всем за работу!
- Давайте еще раз назовём приметы зимы.
VI. Домашнее задание
Выполните задание для друга природы на с. 75 учебника.(слайд №31)
Спасибо всем за отличную работу! (слайд №32)