СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "Зима. Зимние месяцы"

Тема: Зима 70

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширить представления учащихся о характерных признаках зимы, познакомить с названиями зимних месяцев, выяснить, какие изменения в неживой природе отображаются в названиях зимних месяцев; развивать мышление, умение анализировать народные приметы, наблюдательность, внимание; воспитывать бережное отношение к природе.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Зима. Зимние месяцы"»



Тема: «Зима. Зимние месяцы. Какие приметы у зимы?»

Цель: расширить представления учащихся о характерных признаках зимы, познакомить с названиями зимних месяцев, выяснить, какие изменения в неживой природе отображаются в названиях зимних месяцев; развивать мышление, умение анализировать народные приметы, наблюдательность, внимание; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийная презентация, экран, снежинки с загадками, пазлы «Зимние забавы», снежки из ваты, изображение дерева, карточки с названиями зимних месяцев.

Ход урока

І Организационный момент

- Здравствуйте, дорогие друзья! Я приветствую вас на телеканале 2 класса МБОУ «Славновская школа-детский сад» «В гостях у Матушки Природы».(слайд №1)

- Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в нашу студию?

- Что ожидаете от предстоящего урока?

- Сегодня в нашу студию пришли гости, давайте их поприветствуем. А к кому мы отправимся сегодня в гости, вы узнаете, отгадав загадку.

Явилась вслед за Осенью

Я по календарю.

Я самый лучший праздник вам

На радость подарю!

А землю белым снегом я

Укутала сама.

Ребята, отгадайте-ка,

Ну, кто же я? ...

(Зима.)

(слайд №2)



Совершенно верно. Сегодня на уроке мы отправимся в гости к зиме. Это и есть тема нашей программы. Мы познакомимся с зимними явлениями природы, с названиями зимних месяцев.

ІІ Мотивация учебной деятельности

- Ребята, а вы хотите сегодня на уроке испытать себя в роли телеведущих, журналистов, корреспондентов? Какими должны быть работники телевидения? Так вот, если вы желаете быть настоящими актёрами, то работать сегодня нужно по всем правилам и законам телевидения. Журналисты и ведущие должны быть умными, начитанными, их речь должна быть выразительной, чёткой, с использованием мимики и жестов. Ведь по телевидению вас не только слышат, но и видят. - Итак, наш телеканал начинает свою работу. Сегодня в программе вы узнаете много нового и интересного!

ІІІ Первичное восприятие и осознание нового материала

  1. Программа «Прогноз погоды»(слайд №3)

- Доброе утро, уважаемые телезрители. Сегодня в студии ___________ и я предлагаю вам послушать прогноз погоды. Сегодня 19 декабря, четверг. За окном зима. Температура воздуха______, небо ____________, осадки ____, ветер _______. Солнце находится низко над горизонтом и даёт нам мало света и тепла. Поэтому одевайтесь теплее, ешьте больше витаминов, чтобы не заболеть. Я желаю всем хорошего настроения и удачного дня. До новых встреч.

(дети заполняют календарь наблюдений за погодой в тетрадях на печатной основе)

- А как в древности люди определяли погоду? Давайте вспомним народные предсказания погоды зимой.

  • Дым из трубы столбом – к морозу.

  • Воробьи дружно зимой расчирикались – к оттепели.

  • Кошка свернулась клубком – будет мороз.

  • Снег прилипает к деревьям – к теплу.

  • Белые облака зимой – к ветру, синие – к теплу.

  • Если ворона прячет нос под. крыло, будет сильный мороз.



2. Программа «Двенадцать месяцев» (слайд №4)

- Ребята, а когда же начинается зима?

По календарю зима начинается 1 декабря, а учёные определяют начало зимы от 22 декабря – со дня зимнего солнцестояния: самого короткого дня и самой длинной ночи. А по народным приметам зима начинается с первых стабильных заморозков.

- Сколько сыновей у Матушки Зимы?

- Какой первый месяц зимы?

В древние времена наши предки называли начало зимы студнем. Наряду с этим существовали и другие названия – хмурень, мостовик, грудень. На Руси груднем называли неровную, покрытую мёрзлыми комьями дорогу. Ведь, бывает, что в декабре ещё и снега нет. Посмотрите на декабрьский пейзаж.(слайд №5)

А месяц декабрь усердия полный,

Снежком присыплет замёрзшие комья.

(Вывешиваю название месяца на стенд, объясняю его правописание)

В начале декабря земля ещё не совсем остыла, поэтому часто первый снег тает, а бывает, что его и вовсе нет. Мороз сменяется оттепелью. День всё больше сокращается. Солнце посылает на землю меньше тепла и света. 22 декабря – самый короткий день и самая длинная ночь. После 25 декабря день начинает прибавляться, мороз чаще вспоминает о своих обязанностях – в конце декабря замерзает вода в водоёмах, но лёд ещё тонкий, прозрачный. Недаром говорят декабрь – студень: всю землю остужает, она как будто каменеет. В народе говорят «Декабрь год завершает, зиму начинает», «Декабрь – шапка зимы».(слайд №6)

- Как вы понимаете эти выражения?

- Какой второй месяц зимы?

Говорят: «Январь снегом сечёт». Второй зимний месяц год начинает и половину зимы отсекает. Поэтому месяц в Украине называют сичнем. Но существует ещё одно мнение. Наши предки зимой, когда деревья «спят», брались расчищать леса – «сечь» (рубить) деревья. Расчищенные от деревьев участки леса и сейчас называют «просеками». В январе земля, наконец, покрывается сплошным белым снежным одеялом.(слайд №7)

Месяц январь зовёт мороз,

Морозит лица, щиплет нос.

(Вывешиваю название месяца на стенд, объясняю его правописание)



Глубокий зимний покой царит в природе. На этот месяц приходится больше всего морозных дней и снегопадов. В народе говорят «Январь сечёт и морозит, а хозяин дрова из леса возит», «Январь – крыша зимы».(слайд №8)

- Как вы понимаете эти выражения?

На смену морозному январю спешит февраль – последний месяц зимы. Называли его лютый, граничник (граница между зимой и весной), бокогрей. Зима пытается удержать свои права, лютует, напоминает о себе вьюгами, снегопадами, сильными морозами. Но солнце всё равно поднимается всё выше, светит ярче, начинает пригревать сильнее. Погода неустойчивая: сильные ветры с морозами уступают место оттепелям, уменьшается снеговой покров. В феврале зима «борется» с весной.(слайд №9)

А месяц февраль ветрами воет,

На водах изо льда мосты строит.

(Вывешиваю название месяца на стенд, объясняю его правописание)



В народе говорят «В феврале два друга – мороз и вьюга», «Февраль одной рукой гладит нос, а другой по нему щёлкает».(слайд №10)

- Как вы понимаете эти выражения?

Вы, наверное, замёрзли после моего зимнего рассказа. Я предлагаю вам немного согреться.

  1. Рекламная пауза(слайд №11)

  2. Художественная галерея «Зима - волшебница»(слайд №12)

- Зима – очень красивое время года. Зимней природой восхищались многие поэты и писатели, художники и музыканты. Зима своей красотой вдохновляла их на создание необыкновенных шедевров искусства. Об этом нам расскажут ведущие программы «Зима - волшебница». Итак, мы приглашаем вас в художественную галерею.





Здравствуй, зимушка-зима!

Здравствуй, зимушка-зима!

Белымснегом нас укрыла:

И деревья и дома.

Свищетветерлегкокрылый -

Здравствуй, зимушка-зима!

Вьетсяследзамысловатый

От полянки до холма.

Этозаяцнапечатал -

Здравствуй, зимушка-зима!

Мы для птиц кормушки ставим,

Насыпаем в них корма,

И поютпичуги в стаях -

Здравствуй, зимушка-зима!

- О каких зимних явлениях говорится в этом стихотворении?

- Обратите внимание на красоту зимней природы в картинах ….(слайды №13-14)

Зима

На картине у зимы

Все бело от снега:

Поле, дальние холмы,

 Изгородь, телега.

Но порой блеснут на ней

Средь поляны ватной

Красногрудых снегирей

Солнечные пятна.

Заготовила зима

Краски все для всех сама.

Полю — лучшие белила,

Зорям — алые чернила.

Всем деревьям — чистые

Блестки серебристые.

А на улице — ребят

Разукрасила подряд.

Как художник, красит разным:

Кто играет — красит красным.

Кто боится шевелиться —

краска синяя годится.

Ни за что не выпросить

по-другому выкрасить!


- Можно ли назвать Зимушку-красавицу художницей? Какие цвета она использует? А почему Зима – волшебница?

- Посмотрите на репродукцию картины Ирины Богомоловой «Зимний пейзаж»(слайд №15)


IVОбобщение и систематизация знаний учащихся


  1. Интеллектуальная игра «Эрудит»(слайд №16)


- Ребята, а сейчас откройте рабочие тетради на стр. 24. Обратите внимание на задание №1. Где изображена продолжительность дня и ночи осенью, а где – зимой ? Подпишите и объясните.

- Задание №2. Вспомните и запишите названия осенних и зимних месяцев.

  1. Телевикторина «Зимние загадки»



- Ребята, сейчас мы проверим ваши знания. Хорошо ли вы знаете приметы зимы? В эфире телевикторина «Зимние загадки»



(в волшебном сундучке на снежинках записаны загадки о природных зимних явлениях.Дети достают их, читают и отгадывают)



С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые...
(Снежинки)(слайд №17)

С неба он летит зимой,
Не ходи тепер босой,
Знает каждый человек,
Что всегда холодный ...
(Снег) (слайд №18)



Какой это мастер
На стёкла нанёс
И листья, и травы,
И заросли роз?
(Мороз)(слайд №19)



Серебристой бахромой

На вервях висит зимой.

А весною на весу

Превращается в росу.

(Иней.)(слайд №20)



Кто зимой метет и злится,
Дует, воет и кружится,
Стелет белую постель?
Это – снежная ...

(Метель.)(слайд №21)

Зима на крыши серые

Бросает семена —

Растит морковки белые

Под крышами она.

(Сосульки.)(слайд №22)

  1. Рекламная пауза «Игра в снежки» (слайд №23)

  2. Детская студия игр и развлечений представляет программу «Зимние праздники и забавы».(слайд №24)

- Ребята, вам нравится зима? Почему? Что делают дети зимой?

- Давайте собирать пазлы! Работать вы будете в парах. Чья команда быстрее соберёт картинку, поднимает руку. Затем вам нужно будет рассказать, что у вас получилось. Готовы?

- Молодцы! Отлично справились с заданием.(слайды №25-26)

А какие праздники нам дарит Зимушка-зима?(слайды №27-29)

(рассказ учителя о Святом Николае Чудотворце)

     Цикл новогодних и рождественских праздников начинается 19 декабря – в день св. Николая.
      Святой Николай – один из самих почитаемых святых на Руси и во всем православном мире. Святитель Николай прославился как великий угодник Божий, поэтому в народе его обычно называют Николаем Угодником. Христиане так же верят, что и по сей день он совершает множество чудес в помощь молящимся ему людям, потому уважительно называют и Николаем Чудотворцем.
     Кто только не брал себе в покровители св. Николая Чудотворца – и мореплаватели-путешественники, и кораблестроители, и крестьяне ( Николай считается опекуном домашних животных), и сироты, а в общем – каждый верующий человек. Во всех тяжелых, трудных делах, там, где необходимы стойкость, бескорыстность, люди полагаются на заступничество этого святого.
     Святой Николай жил во времена імператора Константина (ІV ст.). Родился в городе Патаре в Малой Азии. Он был единственным сыном богатых родителей, но рано осиротел. Легенда гласит, чтоНиколай жил оторванным от всех, погруженным в мир науки, из дома выходил редко.
     Однажды от старого слуги ноша узнал, что одна бедная девушка не может выйти замуж за богатого парня, потому что у нее нет приданного. «У меня есть все, что я хочу. А где-то рядом страдают люди», – подумал Николай. Постепенно в его голове созрел план. Николай взял из сокровищницы нужную сумму и под покровом ночи, накинув темный плащ с капюшоном, чтобы его никто не узнал, пробрался к дому девушки и подбросил сверток с деньгами ей в окно.
     Наутро по городу прошел слух, что это ангел небесный помог влюбленным. Родители парня согласились на свадьбу, а Николай первый раз в жизни почувствовал себя счастливым.
     Еще много добрих дел совершил Николай для бедныхгорожан, оставаясь незамеченным и приводя в замешательство весь город. Он незаметно приносил в их дома игрушки и тепле вещи для детей, лекарства для больных.
     Решив посвятить свою жизнь Богу, Николай стал священником, а позже и епископом города Миры Ликийские. Святитель Николай умер в глубокой старости. После смерти Николай был признан святым.

9. Игра «Волшебное дерево»(слайд №30)

- На нашем канале снова игра! Вы рады? Прежде, чем мы начнём игру, расскажите, как выглядят деревья зимой? Как вы думаете, им холодно? А что их может согреть? Давайте укутаем наше дерево снегом, но для этого вы должны ответить на мои вопросы. Готовы?

- У какого времени года мы были сегодня в гостях? (на ствол дерева вывешиваю слово «зима»)

Назовите-ка, ребятки,
месяц в этой вот загадке.
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей, короче ночи.

На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт -
Мы встречаем Новый год. (вывешиваю на ветки дерева слово «декабрь»)



Щиплет уши, щип лет нос.
Лезет в валенки мороз,
Брызнешь воду - упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится:
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что скажи за месяц это? (вывешиваю на ветки дерева слово «январь»)



Снег мешками валит с неба,
с дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
на деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно
Ну, так что за месяц это? (вывешиваю на ветки дерева слово «февраль»)

Зима! Зима! И всякий знает: она холодною бывает. Летят и кружат, как пушинки, беленькие лёгкие снежинки.

Вот выпал снег, время чудесное, зима тогда такая прелестная! Города все чистые, белые сёла – зима радостная и весёлая.

Мороз во льды озёра все укутал, тогда все говорят про зиму: лютая. Она бывает и серьёзной: сухой и ветреной, морозной.

А утром иней праздничный! Какая же у нас зима сказочная! Ветвей от инея не видно, тогда она, конечно, дивная.

Зима бывает игривая, то она добрая, а то и сварливая. Деревья мёрзнут, вот морока, и вот тогда зима жестока!



- Какое замечательное дерево у нас получилось! Молодцы!



V. Итог урока. Рефлексия.

- Наша телевизионная программа подошла к концу. Вам понравилось быть ведущими программ, журналистами? Большое спасибо всем за работу!

- Давайте еще раз назовём приметы зимы.

VI. Домашнее задание

Выполните задание для друга природы на с. 75 учебника.(слайд №31)

Спасибо всем за отличную работу! (слайд №32)