СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по окружающему миру "Про кошек и собак". 2-й класс

Цели урока:

  1. Расширение представлений о кошках и собаках.
  2. Знакомство с правилами ухода за кошками и собаками.
  3. Воспитание бережного отношения к домашним питомцам и чувства ответственности за них.
  4. Воспитание милосердия, сочувствия бездомным животным.

Предметные результаты: обучающиеся познакомятся с некоторыми породами кошек и собак; повторят материал о домашних и диких животных.

Метапредметные результаты: обучающиеся совершенствуют навыки осмысления чтения текста, умение строить речевые высказывания, учатся логическим операциям классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей.

Личностные результаты: развитие личной ответственности за свои поступки, формирование этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, сопереживания, бережного отношения к домашним животным.

Оборудование:

  • учебник "Мир вокруг нас" А.А.Плешаков, 2класс;
  • компьютер и медиапроекционное оборудование;
  • презентация "Кошки и собаки" (см. Приложение);
  • предметы ухода за кошками и собаками;
  • рисунки детей; карточки с тестом.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель. 

Сегодня на уроке окружающего мира у нас присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними, посылая свои добрые улыбки гостям и друг другу.

  -  Прозвенел звонок веселый, Мы начать урок готовы . Будем слушать , рассуждать И друг другу помогать.

2. Повторение пройденного материала

 Учитель. Скажите, пожалуйста, о ком вы говорили на предыдущих занятиях? (О животных.)

  • Закончи предложения

а) Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жилье, выводят потомство, называются …

б) Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются …

-Из перечисленных названий животных выберите сначала домашних, а потом диких:

Попугай, белка, канарейка, черепаха, корова, курица, медведь, овца, заяц, лягушка.

Приложение. Слайд 1 (эти животные на слайде и пронумерованы)

Сегодня мы продолжим изучать домашних животных, но прежде чем узнать тему нашего сегодняшнего урока, я предлагаю  вам посмотреть отрывок мультфильма.

ВИДЕО «Котенок по имени Гав» (0 сек-37 сек.)

Учитель. О ком был мультфильм? (о котенке и щенке).  

- Скажите, с кем собаки часто ссорятся? (С кошками.)

- Так, кто может нам сказать, про кого мы сегодня будем говорить? (про кошек и собак).

 - А о чем именно мы будем говорить, как вы думаете? (о породах, как за ними ухаживать).

- Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о домашних животных, которые живут рядом с нами.

Итак, тема нашего урока «Про кошек и собак. Как ухаживать за ними?» (на доске).

Приложение. Слайд 2 (тема урока).

- Какие это животные? (Домашние.) А все ли кошки и собаки являются домашними животными? (…) Поможете решить эту проблему?

Учитель. У нас сегодня будет необыкновенный урок. Я предлагаю совершить небольшое путешествие в страну кошек и собак. Скажите, у кого дома есть кошки? А что вы знаете о кошках? (это домашние животные, бывают разного окраса, разных пород.)

2. Работа над темой урока. Знакомство с особенностями кошек и собак.

Презентация «Кошки и собаки».

Рассказывает ученик

Учитель. Кошки, самые распространенные домашние животные. На свете живет более 400 миллионов кошек. А приручили их 6 тысяч лет назад в Древнем Египте.

В древних селениях, где были большие зернохранилища, человек не мог в одиночку охранять их от мышей и крыс. И вот в один, действительно прекрасный день, кто-то сделал потрясающее открытие. Оказывается, дикие кошки, которых и раньше видели бродящими возле амбаров, ловят мышей! Почему бы не приручить полезных животных?

И кошек окружили таким вниманием, какого они раньше никогда не видали. Ушли в прошлое дни, когда они, затаившись в лесочке, приходилось часами подстерегать добычу. Все, что теперь от них требовалось, неторопливо прогуливаться вблизи амбаров, где в их распоряжении имелся целый "гастроном", полный упитанных обнаглевших грызунов.

Ну, а следующая ступень – приручение и содержание в доме – была достигнута легко и быстро, ведь она устраивала и людей, и кошек.

 - А как вы ребята думаете, есть ли в дикой природе у кошек родственники?

Рассказывает ученик.

А в дикой природе у кошек остались грозные и могучие родственники. Среди них такие гиганты, как лев, тигр, леопард, барс, пума, ягуар, рысь. Это хищники, отлично приспособленные к тому, чтобы вести охоту. Мощные клыки, прекрасный слух и нюх, отличное зрение, быстрый бег помогают им выслеживать и настигать добычу и на рассвете, и в сумерках.

Но вернемся к домашним кошкам. Все они похожи друг на друга, хотя люди и вывели различные породы.

Мы с вами заранее разделились на 4 группы.

1.Персидские и ангорские кошки происходят из горных областей Ирана и Турции. У них длинная пушистая шерсть, потому что в горах холодные ночи и зимы.

2. Чтобы выжить в суровых условиях сибирской жизни, природа одарила сибирских кошек длинной, жесткой на ощупь и водоотталкивающей шерстью. Кисточки предохраняют кончики ушей от обморожения, да и сами уши короткие, чтобы не отмерзнуть. Такие кошки похожи на миниатюрных рысей.

3. Русские голубые – это элегантные зеленоглазые кошки. Гладить русских голубых кошек очень приятно. Прикоснуться рукой к их серебристо-голубой плюшевой шерстке – удовольствие.

4. Шерсть сиамских кошек короткая, мягкая и блестящая. Окрашена неравномерно. Специфический признак породы – темная "маска" на мордочке и голубые глаза.

По поведению кошки можно предсказывать погоду. Давайте посмотрим

 видео «Животные предсказывают погоду (50 сек-1.23 сек)

- А еще зачем человеку кошка, как вы считаете?

Кошки проявляют необыкновенную чуткость к больным хозяевам, согревая их своим телом. Как правило, кошка устраивается рядом с больным, дремлет, урчит, позволяет себя гладить. От этого люди быстрее идут на поправку.

Кроме того, современные кошки выступают в роли артистов в цирке, в театре Ю. Куклачева, снимаются в кино.

Охотником и охранником, синоптиком и лекарем, артистом и другом, игрушкой и даже живым ''будильником'' может стать для вас кошка.

Учитель. Ребята, давайте представим, что все мы коты и кошки, находимся в театре Ю. Куклачева, и перед зрителями покажем небольшое представление.

3. Физкультурная минутка.

  1. Как умывается кошка?
  2. Как потягивается кошка?
  3. Как царапается кошка?
  4. Как шипит кошка?
  5. Как виляет хвостиком?

Учитель. Теперь поднимите руку у кого дома есть собака?

- Что вы знаете о собаках? (Домашние животные, разных размеров, разных пород.)

Учитель. 

Собака – самый верный друг из домашних животных, и друг самый первый, приобретенный человеком еще в каменном веке. 15 тысяч лет назад, когда человек еще ничего не умел, а только  охотился, приручил человек (как вы думаете кого?) волка. Постепенно, благодаря совместному сотрудничеству, превратился волк в собаку. Первые одомашненные собаки были помощниками на охоте и сторожами. Потом они стали охранять посевы, стада. Появились декоративные собаки, от которых не требовалось никакой службы.

Рассказывает ученик

А в дикой природе у собак остались родственники: серый волк, рыжая лиса, голубой песец. Это все хищники с легким, удлиненным телом. Ноги сильные, стройные. Короткие, тупые когти не втягиваются, как у кошек, и бывают полезны при рытье нор, но не годятся для захвата жертвы. Да и по деревьям эти хищники лазать не способны. Все собачьи являются обладателями больших и острых клыков.

Но вернемся к собакам. Для чего нужны собаки людям? (ищейки, охотничьи,  помогают охранять границу, находить по следу преступников, разыскивать взрывчатку и наркотики, помогают сопровождать слепых, есть собаки – спасатели, помогают людям пасти стада).

В зависимости от того, какую работу выполняют собаки, их можно разделить на три большие группы:

  • охотничьи;
  • служебные;
  • декоративные.

Сейчас известно около 400 пород собак. Они очень отличаются друг от друга, размером, формой тела, шерстью, окрасом, своим поведением, и предназначением.

 - Какие породы собак вы знаете? К какой группе относятся названные вами породы?

Для учителя

Лайки, разыскав зверя или птицу, громким лаем задерживают их до прихода охотника.

А таксы могут долгое время находиться под землей, так как охотятся в норах.

Среди служебных собак больше всего распространена немецкая овчарка. Она служит и в армии, и в милиции. Овчарки обладают острым чутьем и слухом, выносливостью и смелостью.

Умные, активные и выносливые колли использовались как пастушьи собаки в горах Шотландии.

Ротвейлер, благодаря своей грозной внешности и бесстрашию, великолепно выполняет обязанности сторожевой собаки.

А декоративные собаки названы так потому, что они украшают жизнь человека, делают её не такой серой и однообразной. Эти собаки – сама прелесть! В большей части они маленького размера. Она всегда с хозяином рядом, даже может быть и на руках и даже в кармане. С ними весело, они забавные.

Но прежде всего любая собака, даже самая маленькая, это преданный и бескорыстный друг, который рядом и в радости, и в несчастье. Собаки умеют успокаивать после каких-либо неприятностей в школе, на работе. Вот человек открывает дверь квартиры … Кто встречает его радостным визгом, преданным взглядом? А кто лежит часами возле кровати, когда человек болеет? Кто вылизывает царапины и порезы, стараясь залечить это место?

И не зря говорят, что человек и его верный друг – собака со временем становятся похожи друг на друга!

4. Физкультурная минутка для глаз.

Учитель. А теперь хотелось бы узнать, кто нужнее человеку кошка или собака?

Учитель. Как видите, ребята считают, что человеку нужны и кошки, и собаки.

Но для начала проверим, как внимательно ли вы слушали рассказ о кошках и собаках.

5. Закрепление

Учитель. У каждого из вас изображение кошки и собаки

Прочитайте первый вопрос на слайде и покажите правильный ответ.

Дети. Кто был приручён человеком раньше?

Демонстрируется слайд с вопросом.

Учитель. Покажите правильный ответ (собака).

Учитель. Прочитайте второй вопрос.

Дети. Какие домашние животные самые распространенные?

Демонстрируется слайд с вопросом.

Учитель. Покажите правильный на ваш взгляд ответ (кошка).

Учитель. Прочитайте третье задание, его мы выполним в группах.

Дети. 1, 2 группа находит родственников и соедините.

Инструкция по проверке.

Ученик читает вопрос и на него отвечает.

Демонстрируется слайд с заданием.

Ученики выполняют задание. Затем проводится проверка в парах. После ответа ребенка на слайде появляется правильная стрелка.

Учитель. Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы! 5.

6. Продолжение работы над темой урока.

Как ухаживать за кошкой и собакой.

Учитель. У кого дома есть кошки, собаки? Сейчас поработаем в парах, каждая пара получит предмет ухода и подумает для кого этот предмет и как его использовать?

ПРЕДМЕТЫ СО СЛАЙДА

Показываем на кошке и собаке мягкие игрушки.

Учитель. А если ваш питомец заболел, что делать?

(Ответы детей.)

Учитель. Домашние животные нуждаются в заботе человека. Если мы решили завести кошку или собаку, нужно создать для них хорошие условия жизни.

9. Беседа «Откуда появляются бездомные животные?».

Далее – автоматическая смена слайдов до слайда с вопросом.

Учитель. Но не всегда так бывает. Каждый день, каждое утро, каждый вечер мы видим печальные взгляды на улицах, несчастные мордочки, дрожащие, худые спинки у подъездов, у мусорных баков, в скверах, у метро. По нашему городу Москве бегают десятки тысяч бездомных собак и кошек. У нас в Свирске их тоже очень много.

Слайд-вопрос. Скажите, почему так много на улицах бездомных кошек и собак? Откуда они появились? Как мы можем исправить ситуацию?

(Ответы детей.)

Учитель. Действительно, бездомные животные появляются из-за равнодушия людей, из-за их безразличия. Каждое выброшенное на улицу животное – это чье-то предательство.

 - А как вы думаете можно так поступать? Почему?

 (Слайд) Памятник бездомной собаке установлен в вестибюле станции метро «Менделеевская», рядом с переходом. Здесь несколько лет назад жил бездомный пес по кличке Мальчик, которого опекали работники метрополитена. Мальчик долго жил на станции. Его многие успели полюбить. Он был очень добрым и ласковым псом. Но однажды произошло несчастье: психически больная женщина днем прилюдно убила собаку. Горе и возмущение охватило всех, кто знал этого пса. Люди писали об этом в газеты. Тогда-то и решили: собрать деньги и установить памятник, чтобы он напоминал всем об этом жестоком случае и призывал нас никогда не повторять этого, быть более добрыми, неравнодушными к животным.

Памятник называется «Сочувствие». Люди специально приезжают на станцию «Менделеевская» посмотреть на него не только из разных уголков Москвы, России, но и всего мира. На постаменте никогда не увядают букеты живых цветов.

Учитель. Это, к сожалению, печальная история. Но у нас, конечно, много и добрых людей, которые спасают животных, несут к себе домой, лечат, устраивают в хорошие руки.

10. Итог урока.

Учитель. В заключение нашего урока хочется обратить ваше внимание на плакат (Слайд). Чтобы в нашем городе было меньше покинутых собак и кошек, не забывайте заботиться о своих четвероногих друзьях, любите их, выполняйте все обязанности по уходу за ними. Но, прежде чем завести животное, надо подумать: сможешь ли ты за ним ухаживать, сможешь ли гулять с ним в любую погоду и всегда заботиться о нём.

Учитель. Кошка и собака – живые существа, которые нуждаются в нашей заботе. Что должен делать человек, если у него дома живет домашнее животное?

(Ответы детей.)

Учитель. Откуда берутся бездомные собаки и кошки?

(Ответы детей.)

Учитель. Что нужно делать, чтобы бездомных животных становилось меньше?

 И повторю вопрос. Который звучал в начале нашего урока: А все ли кошки и собаки являются домашними животными? (…)

 

Резерв.

Пазлы (фото животных).

Викторина:

  1. Как называется "общежитие" для собак? (Псарня.)
  2. Эти шалунишки играют в кошки-мышки? (Том и Джерри)
  3. Какая собака чаще всего мелькает на экране телевизора? (Филя из передачи "Спокойной ночи, малыши!")
  4. Когда кот может выйти с четырьмя ногами, а вернуться с восемью? (Несет мышку в зубах.)
  5. Как звали собачку, которая помогла вытянуть из земли очень большой овощ? (Жучка в сказке "Репка".)
  6. Как-то однажды он стал главным в лесу. Взял в жены лису. (Котофеевич.)
  7. Как называют дикую собаку? (Динго.)
  8. Какой континент является родиной кошек? (Африка.)
  9. Назовите ближайших родственников собак? (Волк и лиса.)
  10. Какой кот носит постоянно черные очки? (Кот Базилио.)
  11. Как звали собачку, которая сопровождала Элли в Изумрудный город? (Тотошка.)
  12. В какой стране кошка является священным животным? (В Египте.)

11. Домашнее задание.

  1. Наклеить листовки (для того, чтобы стало меньше бездомных кошек и собак)
  2. Составить рассказ о домашнем питомце и нарисовать рисунок.

12. Оценка работы.

Все дети получают диплом (фото) о любви и заботе о домашних животных.