Личностные результаты: развитие личной ответственности за свои поступки, формирование этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, сопереживания, бережного отношения к домашним животным.
- Какие это животные? (Домашние.) А все ли кошки и собаки являются домашними животными? (…) Поможете решить эту проблему?
Учитель. У нас сегодня будет необыкновенный урок. Я предлагаю совершить небольшое путешествие в страну кошек и собак. Скажите, у кого дома есть кошки? А что вы знаете о кошках? (это домашние животные, бывают разного окраса, разных пород.)
2. Работа над темой урока. Знакомство с особенностями кошек и собак.
Учитель.Кошки, самые распространенные домашние животные. На свете живет более 400 миллионов кошек. А приручили их 6 тысяч лет назад в Древнем Египте.
В древних селениях, где были большие зернохранилища, человек не мог в одиночку охранять их от мышей и крыс. И вот в один, действительно прекрасный день, кто-то сделал потрясающее открытие. Оказывается, дикие кошки, которых и раньше видели бродящими возле амбаров, ловят мышей! Почему бы не приручить полезных животных?
И кошек окружили таким вниманием, какого они раньше никогда не видали. Ушли в прошлое дни, когда они, затаившись в лесочке, приходилось часами подстерегать добычу. Все, что теперь от них требовалось, неторопливо прогуливаться вблизи амбаров, где в их распоряжении имелся целый "гастроном", полный упитанных обнаглевших грызунов.
Ну, а следующая ступень – приручение и содержание в доме – была достигнута легко и быстро, ведь она устраивала и людей, и кошек.
- А как вы ребята думаете, есть ли в дикой природе у кошек родственники?
Рассказывает ученик.
А в дикой природе у кошек остались грозные и могучие родственники. Среди них такие гиганты, как лев, тигр, леопард, барс, пума, ягуар, рысь. Это хищники, отлично приспособленные к тому, чтобы вести охоту. Мощные клыки, прекрасный слух и нюх, отличное зрение, быстрый бег помогают им выслеживать и настигать добычу и на рассвете, и в сумерках.
Но вернемся к домашним кошкам. Все они похожи друг на друга, хотя люди и вывели различные породы.
Мы с вами заранее разделились на 4 группы.
1.Персидские и ангорские кошки происходят из горных областей Ирана и Турции. У них длинная пушистая шерсть, потому что в горах холодные ночи и зимы.
2. Чтобы выжить в суровых условиях сибирской жизни, природа одарила сибирских кошек длинной, жесткой на ощупь и водоотталкивающей шерстью. Кисточки предохраняют кончики ушей от обморожения, да и сами уши короткие, чтобы не отмерзнуть. Такие кошки похожи на миниатюрных рысей.
3. Русские голубые – это элегантные зеленоглазые кошки. Гладить русских голубых кошек очень приятно. Прикоснуться рукой к их серебристо-голубой плюшевой шерстке – удовольствие.
4. Шерсть сиамских кошек короткая, мягкая и блестящая. Окрашена неравномерно. Специфический признак породы – темная "маска" на мордочке и голубые глаза.
По поведению кошки можно предсказывать погоду. Давайте посмотрим
видео «Животные предсказывают погоду (50 сек-1.23 сек)
- А еще зачем человеку кошка, как вы считаете?
Кошки проявляют необыкновенную чуткость к больным хозяевам, согревая их своим телом. Как правило, кошка устраивается рядом с больным, дремлет, урчит, позволяет себя гладить. От этого люди быстрее идут на поправку.
Кроме того, современные кошки выступают в роли артистов в цирке, в театре Ю. Куклачева, снимаются в кино.
Охотником и охранником, синоптиком и лекарем, артистом и другом, игрушкой и даже живым ''будильником'' может стать для вас кошка.
Учитель. Ребята, давайте представим, что все мы коты и кошки, находимся в театре Ю. Куклачева, и перед зрителями покажем небольшое представление.
3. Физкультурная минутка.
Как умывается кошка?
Как потягивается кошка?
Как царапается кошка?
Как шипит кошка?
Как виляет хвостиком?
Учитель. Теперь поднимите руку у кого дома есть собака?
- Что вы знаете о собаках? (Домашние животные, разных размеров, разных пород.)
Учитель.
Собака – самый верный друг из домашних животных, и друг самый первый, приобретенный человеком еще в каменном веке. 15 тысяч лет назад, когда человек еще ничего не умел, а только охотился, приручил человек (как вы думаете кого?) волка. Постепенно, благодаря совместному сотрудничеству, превратился волк в собаку. Первые одомашненные собаки были помощниками на охоте и сторожами. Потом они стали охранять посевы, стада. Появились декоративные собаки, от которых не требовалось никакой службы.
Рассказывает ученик
А в дикой природе у собак остались родственники: серый волк, рыжая лиса, голубой песец. Это все хищники с легким, удлиненным телом. Ноги сильные, стройные. Короткие, тупые когти не втягиваются, как у кошек, и бывают полезны при рытье нор, но не годятся для захвата жертвы. Да и по деревьям эти хищники лазать не способны. Все собачьи являются обладателями больших и острых клыков.
Но вернемся к собакам. Для чего нужны собаки людям? (ищейки, охотничьи, помогают охранять границу, находить по следу преступников, разыскивать взрывчатку и наркотики, помогают сопровождать слепых, есть собаки – спасатели, помогают людям пасти стада).
В зависимости от того, какую работу выполняют собаки, их можно разделить на три большие группы:
охотничьи;
служебные;
декоративные.
Сейчас известно около 400 пород собак. Они очень отличаются друг от друга, размером, формой тела, шерстью, окрасом, своим поведением, и предназначением.
- Какие породы собак вы знаете? К какой группе относятся названные вами породы?
Для учителя
Лайки, разыскав зверя или птицу, громким лаем задерживают их до прихода охотника.
А таксы могут долгое время находиться под землей, так как охотятся в норах.
Среди служебных собак больше всего распространена немецкая овчарка. Она служит и в армии, и в милиции. Овчарки обладают острым чутьем и слухом, выносливостью и смелостью.
Умные, активные и выносливые колли использовались как пастушьи собаки в горах Шотландии.
Ротвейлер, благодаря своей грозной внешности и бесстрашию, великолепно выполняет обязанности сторожевой собаки.
А декоративные собаки названы так потому, что они украшают жизнь человека, делают её не такой серой и однообразной. Эти собаки – сама прелесть! В большей части они маленького размера. Она всегда с хозяином рядом, даже может быть и на руках и даже в кармане. С ними весело, они забавные.
Но прежде всего любая собака, даже самая маленькая, это преданный и бескорыстный друг, который рядом и в радости, и в несчастье. Собаки умеют успокаивать после каких-либо неприятностей в школе, на работе. Вот человек открывает дверь квартиры … Кто встречает его радостным визгом, преданным взглядом? А кто лежит часами возле кровати, когда человек болеет? Кто вылизывает царапины и порезы, стараясь залечить это место?
И не зря говорят, что человек и его верный друг – собака со временем становятся похожи друг на друга!
4. Физкультурная минутка для глаз.
Учитель. А теперь хотелось бы узнать, кто нужнее человеку кошка или собака?
Учитель. Как видите, ребята считают, что человеку нужны и кошки, и собаки.
Но для начала проверим, как внимательно ли вы слушали рассказ о кошках и собаках.
5. Закрепление
Учитель. У каждого из вас изображение кошки и собаки
Прочитайте первый вопрос на слайде и покажите правильный ответ.
Дети. Кто был приручён человеком раньше?
Демонстрируется слайд с вопросом.
Учитель. Покажите правильный ответ (собака).
Учитель. Прочитайте второй вопрос.
Дети. Какие домашние животные самые распространенные?
Демонстрируется слайд с вопросом.
Учитель. Покажите правильный на ваш взгляд ответ (кошка).
Учитель. Прочитайте третье задание, его мы выполним в группах.
Дети. 1, 2 группа находит родственников и соедините.
Инструкция по проверке.
Ученик читает вопрос и на него отвечает.
Демонстрируется слайд с заданием.
Ученики выполняют задание. Затем проводится проверка в парах. После ответа ребенка на слайде появляется правильная стрелка.
Учитель. Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы! 5.
6. Продолжение работы над темой урока.
Как ухаживать за кошкой и собакой.
Учитель. У кого дома есть кошки, собаки? Сейчас поработаем в парах, каждая пара получит предмет ухода и подумает для кого этот предмет и как его использовать?
ПРЕДМЕТЫ СО СЛАЙДА
Показываем на кошке и собаке мягкие игрушки.
Учитель. А если ваш питомец заболел, что делать?
(Ответы детей.)
Учитель. Домашние животные нуждаются в заботе человека. Если мы решили завести кошку или собаку, нужно создать для них хорошие условия жизни.
9. Беседа «Откуда появляются бездомные животные?».
Далее – автоматическая смена слайдов до слайда с вопросом.
Учитель. Но не всегда так бывает. Каждый день, каждое утро, каждый вечер мы видим печальные взгляды на улицах, несчастные мордочки, дрожащие, худые спинки у подъездов, у мусорных баков, в скверах, у метро. По нашему городу Москве бегают десятки тысяч бездомных собак и кошек. У нас в Свирске их тоже очень много.
Слайд-вопрос. Скажите, почему так много на улицах бездомных кошек и собак? Откуда они появились? Как мы можем исправить ситуацию?
(Ответы детей.)
Учитель. Действительно, бездомные животные появляются из-за равнодушия людей, из-за их безразличия. Каждое выброшенное на улицу животное – это чье-то предательство.
- А как вы думаете можно так поступать? Почему?
(Слайд) Памятник бездомной собаке установлен в вестибюле станции метро «Менделеевская», рядом с переходом. Здесь несколько лет назад жил бездомный пес по кличке Мальчик, которого опекали работники метрополитена. Мальчик долго жил на станции. Его многие успели полюбить. Он был очень добрым и ласковым псом. Но однажды произошло несчастье: психически больная женщина днем прилюдно убила собаку. Горе и возмущение охватило всех, кто знал этого пса. Люди писали об этом в газеты. Тогда-то и решили: собрать деньги и установить памятник, чтобы он напоминал всем об этом жестоком случае и призывал нас никогда не повторять этого, быть более добрыми, неравнодушными к животным.
Памятник называется «Сочувствие». Люди специально приезжают на станцию «Менделеевская» посмотреть на него не только из разных уголков Москвы, России, но и всего мира. На постаменте никогда не увядают букеты живых цветов.
Учитель. Это, к сожалению, печальная история. Но у нас, конечно, много и добрых людей, которые спасают животных, несут к себе домой, лечат, устраивают в хорошие руки.
10. Итог урока.
Учитель. В заключение нашего урока хочется обратить ваше внимание на плакат (Слайд). Чтобы в нашем городе было меньше покинутых собак и кошек, не забывайте заботиться о своих четвероногих друзьях, любите их, выполняйте все обязанности по уходу за ними. Но, прежде чем завести животное, надо подумать: сможешь ли ты за ним ухаживать, сможешь ли гулять с ним в любую погоду и всегда заботиться о нём.
Учитель. Кошка и собака – живые существа, которые нуждаются в нашей заботе. Что должен делать человек, если у него дома живет домашнее животное?
(Ответы детей.)
Учитель. Откуда берутся бездомные собаки и кошки?
(Ответы детей.)
Учитель. Что нужно делать, чтобы бездомных животных становилось меньше?
И повторю вопрос. Который звучал в начале нашего урока: А все ли кошки и собаки являются домашними животными? (…)
Резерв.
Пазлы (фото животных).
Викторина:
Как называется "общежитие" для собак? (Псарня.)
Эти шалунишки играют в кошки-мышки? (Том и Джерри)
Какая собака чаще всего мелькает на экране телевизора? (Филя из передачи "Спокойной ночи, малыши!")
Когда кот может выйти с четырьмя ногами, а вернуться с восемью? (Несет мышку в зубах.)
Как звали собачку, которая помогла вытянуть из земли очень большой овощ? (Жучка в сказке "Репка".)
Как-то однажды он стал главным в лесу. Взял в жены лису. (Котофеевич.)
Как называют дикую собаку? (Динго.)
Какой континент является родиной кошек? (Африка.)
Назовите ближайших родственников собак? (Волк и лиса.)
Какой кот носит постоянно черные очки? (Кот Базилио.)
Как звали собачку, которая сопровождала Элли в Изумрудный город? (Тотошка.)
В какой стране кошка является священным животным? (В Египте.)
11. Домашнее задание.
Наклеить листовки (для того, чтобы стало меньше бездомных кошек и собак)
Составить рассказ о домашнем питомце и нарисовать рисунок.
12. Оценка работы.
Все дети получают диплом (фото) о любви и заботе о домашних животных.