1.Работа по учебнику с 31. Цель – Научиться находить, показывать и называть хвойные деревья Рассмотрите рисунок на с.30. перечислите название деревьев, которые вы узнали(береза, дуб, клен, ель). Какое дерево здесь лишнее? Почему? (ель, потому что вместо листьев у неё иголки). Перечислите известные вам хвойные деревья Сходство: Всю зиму они остаются зелеными. Значит ли это, что они вечно одинаковые и у них ничего не меняется? Бывает ли у них листопад? Да и где их листья? Попробуем во всем этом разобраться.Хвоя – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие . Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не дает им пересохнуть. Они и зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи. Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва 2.Различия Даже если мы вначале от сосны не отличали: Раз торчат иголочки- значит, это ёлочки. А когда на ветку ели мы получше поглядели. Оказалось, что она не такая как сосна . (ель) Иллюстрация: Еловый лес называют – ельник. Ель живёт 300-500 лет. Из древесины изготавливают бумагу, искусственный шёлк . Иллюстрация: Сосна любит свет, растет на любой почве. Сосновый лес называется бором. В бору целебный воздух. Древесина является хорошим строительным материалом. Найдите веточку сосны, посмотрите, как расположены хвоинки (попарно) и какие шишки. Загадка. Есть у родственницы елки неколючие иголки. Но, в отличие от елки опадают те иголки . (лиственница) Иллюстрация:-Почему это дерево назвали лиственницей? (хвоинки дерева желтеют и опадают осенью так же, как листья березы, клена и других деревьев). Королевой сибирских лесов называют люди лиственницу. Осенью золотые хвоинки, как листья, падают на землю. Отсюда и произошло название дерева. Древесина не гниет. 3.Практическая работа в группах: хвоинки Каждая группа получает ветки, хвоинки и шишки ели и сосны. Цель: Чем ель отличается от сосны? Найдите веточку сосны, посмотрите, как расположены хвоинки (попарно) и какие шишки. Найдите веточку ели, посмотрите, как расположены хвоинки (одиночно) и какие шишки. Наблюдение 1. «Ветки и хвоинки». Дети рассматривают ветки ели и сосны и определяют, что и на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному. У сосны по 2 хвоинки крепятся к ветке, а у ели – каждая хвоинка. Наблюдение 2. «Хвоинки и их длина». Сравнивая хвоинки обоих деревьев, ученики замечают, что у сосны хвоинки длинные, а у ели – короткие. Затем дети дорисовывают хвоинки на веточках в рабочей тетради (с. 20, задание 3). Наблюдение 3. «Шишки». Дети рассматривают шишки и обращают внимание на то, что шишки сосны меньше по размерам, чем шишки ели и круглее. Шишки ели длиннее и вытянутой формы. 4.Выполнение заданий в рабочей тетради №3 с.20 Приведите примеры лиственных деревьев. Приведите примеры хвойных деревьев. 5.Тест 1.Что лишнее? 2.Как правильно назвать лист хвойного дерева? а) колючка; б) иголка; в) хвоинка. 4.Какое из хвойных деревьев сбрасывает хвою на зиму? а) сосна; б) лиственница; в) ель. |