СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "Что такое хвоинки?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность.

Урок – исследование по окружающему миру в 1 классе  по программе "Школа России" ...Тема: «Что такое хвоинки? 

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Что такое хвоинки?"»

Технологическая карта урока «Что такое хвоинки?».

Тема:

Что такое хвоинки?

Цель:


Познакомить с хвойными деревьями, с отличительными признаками сосны и ели.

Учить различать лиственные и хвойные деревья.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

осознавать и воспитывать необходимость бережного отношения к природе

Предметные результаты: Познакомить с хвойными деревьями, с отличительными признаками сосны и ели.

Учить различать лиственные и хвойные деревья, знать, что хвоинки — это лис­тья хвойных деревьев.

Метапредметные результаты:

понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; сравнивать ель и сосну;

развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов,

формировать умение работать в паре, в группе,

описывать дерево по плану; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Прогнозируемые результаты:

Первоклассники научатся классифицировать деревья; распознавать сосну и ель по общему виду: шишкам, веточкам, хвоинкам

Этапы урока

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Содержание

I этап. Организационный момент.


Формулировать правила поведения на уроке .

Настраивать детей на работу.

Коммуникативные

личностные УУД

Вот опять звенит звонок, начинается урок.

Мы за парты дружно сели и на доску поглядели.

Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.

– Как всегда на урок “Окружающего мира” к нам пришли наши помощники Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Я желаю вам успешной работы на уроке.

II этап. Актуализация знаний.


Работать с информацией,

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,

Организовать и

включить учащихся

в обсуждение

Регулятивные УУД,

познавательные

На прошлом уроке мы с вами учились узнавать листья разных деревьев., отвечали на вопрос Муравьишки «Что это за листья?»

Посмотрим, как хорошо вы все запомнили.

Предлагаю вам игру.“ С какого дерева листок?”.

– Мудрая Черепаха хочет сама проверить, как вы научились определять листья деревьев.

III этап. Мотивация учебной деятельности


Участвовать в практической работе по различию лиственных и хвойных деревьев.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе).


Оценивать правильность выполнения заданий.


Участвовать в обсуждении проблемных вопросов.

Организовать практическую исследовательскую работу по различию листьев и хвоинок.



Организовать работу в группах

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.



Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.


Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

-Какие деревья растут возле нашей школы?

Сегодня мы продолжим разговор о деревьях О каких именно – вы узнаете, отгадав загадки.

– Муравьишка приготовил для вас загадки.

Её всегда в лесу найдёшь , пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж, зимою в платье летнем.


У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке, ветви – только на макушке.

-К какой группе можно отнести эти растения?(деревья)

-Чем похожи эти деревья?


2. Проблема:

Чем похожи эти деревья? Как же мы назовём деревья, на которых есть хвоинки?

Кто знает, как называют их? А почему хвойные?


3.О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Какую тему будем изучать на уроке?

-Обычными листьями мы с вами назвали те, которые имеют вид пластинок. А иголки - это тоже листья, только другой формы. Такие листья называются хвоинками. Вот мы и ответили на вопрос «Что такое хвоинки?»


4.Практическая работа в группах: на столах листья и хвоинки.

1.Как называется растение?

2.Сравните листовую пластинку и хвою. Чем они отличаются?

3. Разделите на две группы: лиственные и хвойные деревья.

4. Рассмотрите шишки, чем они отличаются?

Делается вывод: « У разных растений разные листья. По форме листьев различаются

IV этап. Закрепление изученного.



Работать с информацией, представленной в форме рисунка.



Организовать работу в парах, обеспечить

контроль

за выполнением

задания. Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные УУД


1.Работа по учебнику с 31.

Цель – Научиться находить, показывать и называть хвойные деревья

  • Рассмотрите рисунок на с.30. перечислите название деревьев, которые вы узнали(береза, дуб, клен, ель).

  • Какое дерево здесь лишнее? Почему? (ель, потому что вместо листьев у неё иголки).

  • Перечислите известные вам хвойные деревья

Сходство: Всю зиму они остаются зелеными. Значит ли это, что они вечно одинаковые и у них ничего не меняется? Бывает ли у них листопад? Да и где их листья? Попробуем во всем этом разобраться.Хвоя – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие . Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не дает им пересохнуть. Они и зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи. Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва

2.Различия

Даже если мы вначале от сосны не отличали:

Раз торчат иголочки- значит, это ёлочки.

А когда на ветку ели мы получше поглядели.

Оказалось, что она не такая как сосна . (ель)

Иллюстрация: Еловый лес называют – ельник. Ель живёт 300-500 лет. Из древесины изготавливают бумагу, искусственный шёлк

.

Иллюстрация: Сосна любит свет, растет на любой почве. Сосновый лес называется бором. В бору целебный воздух. Древесина является хорошим строительным материалом.

Найдите веточку сосны, посмотрите, как расположены хвоинки (попарно) и какие шишки.


Загадка. Есть у родственницы елки неколючие иголки.

Но, в отличие от елки опадают те иголки . (лиственница)

Иллюстрация:-Почему это дерево назвали лиственницей? (хвоинки дерева желтеют и опадают осенью так же, как листья березы, клена и других деревьев).

Королевой сибирских лесов называют люди лиственницу. Осенью золотые хвоинки, как листья, падают на землю. Отсюда и произошло название дерева. Древесина не гниет.


3.Практическая работа в группах: хвоинки

Каждая группа получает ветки, хвоинки и шишки ели и сосны.

Цель: Чем ель отличается от сосны?

Найдите веточку сосны, посмотрите, как расположены хвоинки (попарно) и какие шишки.

Найдите веточку ели, посмотрите, как расположены хвоинки (одиночно) и какие шишки.

Наблюдение 1. «Ветки и хвоинки».

Дети рассматривают ветки ели и сосны и определяют, что и на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному. У сосны по 2 хвоинки крепятся к ветке, а у ели – каждая хвоинка.

Наблюдение 2. «Хвоинки и их длина».

Сравнивая хвоинки обоих деревьев, ученики замечают, что у сосны хвоинки длинные, а у ели – короткие. Затем дети дорисовывают хвоинки на веточках в рабочей тетради (с. 20, задание 3).

Наблюдение 3. «Шишки».

Дети рассматривают шишки и обращают внимание на то, что шишки сосны меньше по размерам, чем шишки ели и круглее. Шишки ели длиннее и вытянутой формы.

4.Выполнение заданий в рабочей тетради №3 с.20

Приведите примеры лиственных деревьев.

Приведите примеры хвойных деревьев.

5.Тест 1.Что лишнее?

2.Как правильно назвать лист хвойного дерева? а) колючка; б) иголка; в) хвоинка.

4.Какое из хвойных деревьев сбрасывает хвою на зиму? а) сосна; б) лиственница; в) ель.

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

-Чему вы научились на уроке?

-Как же определить лиственное дерево и хвойное? - Как отличить ель от сосны?

Учащиеся оценивают свои достижения на уроке при помощи знаков (смайликов на с.31) и объясняют свой выбор.