1. Продукты питания. Работа по учебнику (с.25-26): чтение статьи уч-ся. Беседа по вопросам: - Для чего человеку необходима пища? - Какие же это вещества? Для чего они нужны? - В продукте питания обычно преобладает одно какое-либо вещество: жиры, белки или углеводы. По количеству содержания этих веществ можно разделить на группы все продукты. Проделаем это коллективно (с опорой на иллюстрацию в учебнике с. 25) Жиры | Белки | углеводы | растительное масло | молоко | хлеб | сливочное масло | мясо | картофель | орехи | яйцо | гречка | сметана | рыба | яблоко | Вывод:…. - Каждой клеточке организма необходимы ВИТАМИНЫ. - Для чего нужны витамины? - В каких продуктах наиболее высокое содержание витаминов? Величиной они с просяное зернышко, а значение их огромно. - Ребята нашего класса подготовили для вас интересный материал « Зачем нам нужны витамины?» - Посмотрите на экран. (Презентация) - Ребята, сейчас я вам буду называть правила питания и вредные советы, а вы, если услышите правило - хлопните в ладоши, если услышите вредный совет - топните. Приготовились! 1. Нужно стараться есть разнообразную пищу. 2. Если хочешь - ешь пельмени, хоть целый месяц. 3. В твоем рационе должно быть как можно больше булочек и сладостей. 4. Сладкого и жирного надо есть поменьше. 5. Не надо есть много жареного, копченого, соленого и острого. 6. Нужно стараться кушать в одно и тоже время. 7. Жареная, копченая и соленая пища очень вкусная, ешь ее больше. 8. утром перед школой надо обязательно завтракать. 9. перед школой утром лучше поспи подольше. Ничего, что позавтракать не успел, зато выспался. 10. Перед снов надо плотно покушать. Микроитог: Молодцы! Давайте сделаем вывод, что нужно нам знать и помнить, чтобы правильно питаться? - Но куда же делась пища, которую вы съели? Что с ней произошло? - На самом деле она лежит в животике, как в сундучке. С нею происходят чудесные превращения. Давайте отправимся открывать тайну исчезновения пищи или тайну пищеварения. 2. Как организм переваривает пищу. - Но куда же делась пища, которую вы съели? Что с ней произошло? - На самом деле она лежит в животике, как в сундучке. С нею происходят чудесные превращения. Давайте отправимся открывать тайну исчезновения пищи или тайну пищеварения. (см. учебник с. 26-27). Твоё тело получает пищу и преобразует её в энергию при помощи пищеварения. В процессе пищеварения еда расщепляется до молекул, которые наше тело может усвоить, - это питательные вещества. Клетки потребляют питательные вещества и избавляются от ненужных. - Процесс пищеварения начинается в ротовой полости. - Что у нас есть во рту? - Зубы работают как жернова: откусывают перемалывают и пережевывают пищу. Это очень важная работа. - Язык перемешивает пищу и продвигает её в глотку. - Вы заметили, что во рту постоянно мокро, почему? - Слюна постоянно выделяется в небольшом количестве и смачивает пищу. Попробуй, проглоти черствый хлеб. Все горло обдерешь. А если хлеб долго жевать, он хорошо смочится слюной и проглотить его будет нетрудно. Когда зубы и слюна делают пищу мягкой, язык проталкивает её к глотке. - Язык также помогает различать вкус. Вкусовые сосочки на поверхности языка передают сигналы в мозг: сладкое, кислое солёное, горькое. - Далее размельчённая пища по пищеводу поступает в желудок. Пищевод – это мышечная трубка, выстланная слизистой оболочкой. - Желудок похож на мешок. Этот мешок у каждого человека расположен под ребрами. Когда ребенок рождается размер его желудка 5 см, а взрослых любителей поесть желудок размером с футбольный мяч, а тех, кто мало кушает с кулачек. Когда пища достигает желудка, мышцы желудка её сдавливают, встряхивают, перемешивают, доводя до кашицеобразного состояния. Здесь пища разлагается под действием соляной кислоты и желудочного сока. Желудок как бы «варит» пищу. Отсюда и название процесса – ПИЩЕВАРЕНИЕ. - Печень вырабатывает желчь, которая расщепляет пищу и способствует её перевариванию. А так же обезвреживает некоторые вредные вещества, попадающие в организм. - Желчный пузырь – это «мешок», в котором хранится желчь, образованная в печени. - Процесс пищеварения продолжается в тонкой кишке. Здесь происходит основное пищеварение. Все полезные для организма вещества сквозь стенку тонкой кишки поступают в кровь. Кровоток разносит их ко всем органам тела. - В толстом кишечнике извлекаются минеральные вещества и влага. В кишке остаются лишь плотные отходы. Они перемещаются вниз по прямой кишке. Отходы выделяются в виде фекалий, или кала, через анальное отверстие. - Длина твоего пищеварительного тракта от начала до конца составляет свыше 9 метров! - В кишечнике одного человека полезных бактерий больше, чем людей на Земле. Миллиарды бактерий помогают переваривать пищу. - Весь процесс пищеварения занимает около 5 часов. Вывод: вот таким сложным способом извлекает организм питательные вещества из продуктов. Самостоятельная работа. Работа в тетради № 2 задание 20 - Подпиши на рисунке органы пищеварения. Взаимопроверка в парах. 3. Зубы. - В народе говорят: Кто хорошо жует, тот долго живет. - - Почему плохо пережеванная пища медленно переваривается и вызывает заболевания органов пищеварения? - У двухлетнего малыша 20 зубов, а у взрослого человека-32 зуба. - На сколько взрослый человек «зубастее» чем ребенок? - Возьмите в руки зеркальца, откройте рот и рассмотрите полость рта. Что вы увидели во рту? - Одинаковы ли у вас зубы? - Посмотрите на слайд, действительно зубы у человека разные по форме. - Почему? - Верно. Они выполняют разные функции. - Давайте попробуем определить их роль: (соединить таблички-заготовки) Резцы - отрезают, откусывают. Клыки - отрывают. Коренные зубы - дробят и перетирают. - Несмотря на то, что зубы такие разные, они имеют много общего в строении. Каждый зуб состоит из трех основных частей. (слайд № ) Коронка - часть зуба, которая видна в полости рта. Корень - часть зуба, которая располагается в челюсти. Шейка - часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной. Коронка сверху покрыта эмалью - это самая твердая ткань организма. Коронка предохраняет зубы от повреждений и заболеваний. Разрушение эмали врачи называют кариесом зуба. - Давайте с вами составим правила, которые помогут сохранить зубы здоровыми. 1. Посещай зубного врача - стоматолога не реже 2 раз в год. 2. Надо поменьше есть сладкого. 3. Чистить зубы надо утром и вечером. - Что еще можете добавить устно. А теперь давайте прочитаем полезные советы «Как беречь пищеварительную систему» (с. 158). |