Урок окружающего мира
Класс: 2
Дата: 11.11.2016г.
Учитель: Морозова О. В.
Тема урока: Кто и как изучает природу.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока: формировать представления о естественных науках, о способах познания природы; развивать интерес к изучению природы; продолжить формирование умений наблюдать природу, проводить опыты, работать со словарем.
Задачи:
1. Развитие умения работать в парах в должном темпе; развитие творческих способностей учащихся; развитие связной речи учащихся при защите проектов.
2. Формирование системы общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся.
3. Воспитание у детей интереса к предмету, познанию окружающего мира, навыков культурного сотрудничества.
Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов.
Коммуникативные УУД: Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам; уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; выделять последовательность действий на уроке; уметь работать по коллективно составленному плану; корректировать собственные действия в процессе анализа работы; формирование адекватной самооценки.
Личностные УУД: Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование: учебник, ТПО, компьютер, проектор, карточки букв для работы в парах; приборы линейка, весы, термометр, секундомер, микроскоп.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
Проверка готовности ребенка к уроку. Посмотрите, у вас на столах должны лежать учебник, ТПО. Настройтесь на продолжительный и плодотворный урок.
Урок хочу начать с пословицы: «Без старания не получишь знания»
Объясните, как понимаете эти слова?
Учись, размышляй, иначе толку не будет.
II. Целеполагание.
-Как вы познаете окружающий мир?
- А как называют людей, которые его изучают? Отгадаем загадку.
Кроссворд. (презентация, слайд 2 )
| | | | 1 | В | К | У | С | А | | |
| | | 2 | Р | А | С | Ч | Ё | С | К | А |
| | | | 3 | С | Л | Ё | З | Ы | | |
| | | 4 | О | Г | О | Н | Ь | | | |
5 | М | И | К | Р | О | Б | Ы | | | | |
| | 6 | Г | А | Н | Т | Е | Л | И | | |
В полости рта есть зубы и язык. Это орган … (вкуса)
Этот предмет необходим для ухода за волосами и должен быть только в личном пользовании человека (расческа)
Если соринка попала в глаз, то они придут вам на помощь. Кто они? (слёзы)
Он друг людей, но когда с ним шалят, он становится врагом и сжигает все кругом (огонь)
Если у человека грязная кожа, то на ней размножаются. Кто? (микробы)
Силачом я стать решил,
К силачу я поспешил,
– Расскажите вот о чем,
Как вы стали силачом?
Улыбнулся он в ответ:
– Очень просто. Много лет,
Ежедневно, встав с постели,
Поднимаю я… (гантели)
- Какое слово у нас получилось? (ученые)
- Кто же изучает природу?
-О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (помогаю)
На какие вопросы нам надо найти ответы? (презентация, слайд 3 )
-узнать, кто изучает природу;
-познакомиться, как изучают природу;
-учиться работать в парах;
-оценить свою работу на уроке.
III. Открытие нового знания
А) Работа со словарем.
- А знаете ли вы, кого называют учеными? Давайте найдем определение в словаре (презентация, слайд 4)
Ученый – специалист в какой-либо области, внесший реальный вклад в науку.
Природу изучают учёные разных наук.
И сейчас мы познакомимся с некоторыми из них. Каких ученых вы знаете?
Б) Работа в парах.
У вас на столах лежат конверты. Там лежат буквы. Соберите из них слово, называющее ученого.
(Ученики собирают из букв слова:
АСТРОНОМ, БИОЛОГ, ГЕОГРАФ, ЭКОЛОГ)
Предлагаю вам сегодня побывать в роли в ученых, названных на карточке. Но сначала необходимо узнать, что изучают эти ученые.
В) Работа с учебником.
В ваших учебниках на с. 88 вы, работая вместе, в первом абзаце сможете найти пояснение, чем занимаются именно названные на карточках ученые.
Ответы:
(презентация, слайд 6)
Экологи – это люди, которые занимаются экологией. Защищают природу. Это ученые, которые оберегают все, что растет, и всех кто живет в природе, от исчезновения.
Ученые экологи учат нас, бережно относится к миру природы, к воде, земле, воздуху, к растениям, к животным.
(презентация, слайд 7)
Биологи изучают живую природу.
(презентация, слайд 8 )
Географы описывают поверхность Земли с ее природными условиями.
(презентация, слайд 9)
Астрономы изучают звёзды и другие космические тела.
- Как называются науки о природе? (астрономия, физика, химия, геология, география, биология, экология).
IV. Физминутка
V. Открытие новых знаний.
А) Проблемный вопрос.
- Предположите, как учёные изучают окружающий мир?
Высказывания учеников.
Послушайте сообщение вашего товарища и определите, верно ли вы предполагали.
Б) Сообщение учащегося.
Ученые наблюдают за предметами природы, явлениями, высказывают предположения об их размерах, формах, строении, свойствах, движении. Затем проверяют свои предположения, проводят опыты с помощью разных приборов. После этого делают выводы и формулируют законы природы. Люди многих профессий пользуются научными знаниями.
Очень часто при изучении природы применяют еще один метод – измерение. Измеряют, к примеру, размеры и массу, температуру, скорость движения, время протекания определенных процессов. (презентация, слайд 10)
Для этого нужны измерительные приборы: линейку, весы, термометр, секундомер и другие (Показ приборов)
В) Работа с учебником С. 90
- Давайте поставим себя на место ученых и попытаемся с помощью рисунков на с.90 провести эксперимент с использованием нужных приборов, чтобы сделать научный вывод. (презентация, слайд 11)
Девочка измеряет температуру воды, опуская в нее локоть (надо взять термометр).
Мальчик хочет узнать, какой учебник легче (надо взять весы).
Мальчики хотят узнать о растениях, которые они сфотографировали в дикой природе (Как они называются, какими обладают свойствами).
Девочка рассматривает строение маленького жучка (надо взять лупу).
Мальчик хочет рассмотреть поверхность Луны (надо взять телескоп).
-Предположите, для каких наблюдений и опытов пригодятся линейка, термометр, бинокль?
Г) Опыт №1.
Провести опыт возможно, даже не используя приборы.
Учебник – с.91, опыт №1.
Вывод: вокруг нас находится воздух.
Д) Работа с учебником С. 89
- Кем хотят стать ученики?
Девочка с микроскопом мечтает стать биологом.
Ребята со старинным шлемом – историками.
Ребята, собирающие электрическую цепь – физиками.
Мальчики с пробирками – химиками.
- Предположите, в каких учебных кабинетах проводят свои исследования эти ученики?
- А какой наукой хотели бы вы заняться?
- Любое исследование начинается с наблюдения, поэтому окружающий мир необходимо наблюдать систематически.
VI. Закрепление знаний
Работа в рабочей тетради.
С.31 № 1. Приборы для исследования. Что мы ими можем измерить? (вес, время, объем, размер, температуру)
VII. Первичный контроль.
А) Работа в парах по карточкам.
![]()

- Какая наука что изучает?

Астрономия живую природу
Физика небесные тела
Химия движение тел, электричество, звук, свет

География бережное отношение к окружающему миру
Биология вещества и их превращения
Экология форму, строение, состав и развитие Земли
Самопроверка – по экрану проектора. (презентация, слайд 12)
Б) Игра «Угадай зашифрованное слово». (презентация, слайд 13)
ИКМХИ (химик)
ОБОИГЛ (биолог)
ИКИФЗ (физик)
ОКЛЭГО (эколог)
VIII. Итог урока. Рефлексия.
- На какой вопрос мы искали ответ? (Кто и как изучает природу?)
– Нашли ответы на поставленные вопросы?
(презентация, слайд 14)
- На ваших столах лежат карточки настроения. (презентация, слайд 15)
Зеленая – все понятно, было интересно.
Желтая – на уроке работал, но было скучно.
Красная – я ничего не понял, было трудно.
Покажите цветом свое настроение.
Домашнее задание: У. – с.88 – 91, провести опыты 2, 3.
Всем ребятам большое спасибо.
7