СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "Кто такие птицы" 1 класс Школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока окружающего мира на тему "Кто такие птицы" 1 класс УМК Школа России.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Кто такие птицы" 1 класс Школа России»



МБОУ «Бокситогорская СОШ№3»

Урок окружающего мира

в 1 классе на тему «Кто такие птицы»

учитель начальных классов

Нестерова Светлана Николаевна

Цели урока:

1.Выявить отличительный признак птиц от других животных .

2. Создать условия для развития УУД

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

- Познавательные УУД: - организация работы по  обобщению  информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путём исследования и наблюдения.

3. Способствовать развитию  практических  навыков  по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях.

Задачи:

  • познакомить учащихся с птицами, учить выделять существенные признаки природных объектов;

  • продолжать обучение практическому исследованию предметов природы;
    развивать мышление (учить анализировать, сравнивать, делать выводы);

  • развивать воображение и творческие способности,

  • формировать приемы учебной деятельности;

  • развивать умение добывать информацию разными способами ( работа с учебником, исследование);


  • развивать личностные качества (доброту, ответственность),

  • формировать образ окружающего мира как дома для всего живого.


Оборудование: учебник, микроскоп, фигуры птиц, изображение кормушек, лупы, конверты с набором перьев, стаканы с водой, ножницы, коллекция перьев, «Голоса птиц», презентация.



Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: фронтальная, работа в парах, коллективная, индивидуальная.



Ход урока

Учитель

Ученик

I.Организационный момент

Прозвенел для нас звонок.

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели

И на доску поглядели.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Мы хороший дружный класс

Всё получится у нас!

-Ребята! Сегодня вас ждёт сюрприз. Посмотрите на столе стоит «чёрный ящик». А что в этом ящике вы сможете узнать, если будете работать внимательно и выполните все задания.

ΙΙ. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним темы предыдущих уроков. С какими группами животных мы познакомились?

Ответ ученика:

Мы познакомились с насекомыми и рыбами.

Я проведу небольшой опрос. А вы будете мне отвечать с помощью сигнальных карточек. Итак, я диктую предложения, если вы согласны с высказыванием, то поднимаете вверх смайлик с улыбкой, если нет – то грустный смайлик.

а) Муравей, пчела, стрекоза – насекомые. (Да)

б) У насекомых три пары ног. (Да)

в) Акула – речная рыба. (Нет)

г) Рыбы живут в воде. (Да)

д) Паук – это насекомое. (Нет)

е) По чешуйкам можно определить возраст рыбы (Да)


ΙΙΙ. Сообщение темы и цели урока.

Посмотрите на экран и скажите о ком пойдет речь сегодня на уроке?

Ответ ученика:

Сегодня на уроке мы будем говорить о птицах.

К нам на урок пришел муравей Вопросик. Он приглашает нас в лес на прогулку. Представьте себе, что мы очутились в лесу. Здесь так много интересного.

А кого можно встретить в лесу?

Ответ ученика:

В лесу можно встретить зверей, птиц, насекомых.

Какие звуки можно там услышать?

Ответ ученика:

В лесу можно услышать пение птиц, журчание ручейка, шорох травы, шелест листьев, звуки животных.

- Попробуйте отгадать, чьи это голоса? (дети слушают и отгадывают птичьи голоса ).

- А как вы думаете какую учебную задачу мы сегодня будем решать на уроке?

Ответ ученика:

Кто такие птицы и чем они отличаются от других животных.


ΙV. Постановка проблемного вопроса.

- Послушайте кого увидел в лесу Муравьишка

«Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. На окраине деревни, за лесом, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Бесшумно, взмахивая крыльями, пролетела надо мной большая ночная бабочка. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку.

- Какие разные животные, но все они умеют летать… Наверное, все они птицы»

Действительно ли все они — птицы?

- А вы как думаете, ребята?

Варианты ответов детей:

- Все эти животные птицы, так как умеют летать.

- Эти животные не являются птицами, так как белка это зверёк, а бабочка насекомое.

- Я затрудняюсь ответить на этот вопрос.

- Учитель спрашивает: «Знает ли кто-нибудь из вас животное похожее на белку, о котором сказал Муравей?» Если дети не знают, учитель сообщает: Это белка-летяга. Птица ли она? А летучая мышь — птица?


V. Изучение нового материала.

1. Выявление существенного признака птиц.

- Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий существенный признак птиц, который отличает их от других животных.

И все ли птицы умеют летать?

Ответ ученика :

Не все птицы умеют летать. Например пингвин, страус.

Умение летать не подходит — мы знаем, что не только птицы летают, но и насекомые. А некоторые птицы вообще летать не умеют или умеют, но очень плохо, например курица.

Как вы считаете, что это за общий существенный признак птиц, который отличает их от других животных.?

Ответ ученика:

Этот признак - перья.

- Кто такие птицы?

Ответ ученика:

Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.

2. Знакомство со строением тела птицы. Работа по учебнику.

- Давайте познакомимся со строением птицы. Откройте учебник на стр. 24. Рассмотрите строение птицы на примере голубя.

Какие части тела можно выделить?

Ответ ученика:

Голова, шея, туловище, крылья, хвост, ноги.

А форма тела птицы вам ничего не напоминает?

Ответ ученика:

Птица похожа на самолёт. Форма тела помогает ей быстро летать.

Птичий нос не только нос, но ещё и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зерно – толстые и тупые. Птицы не жуют пищу, так как у них нет зубов. Они заглатывают пищу целиком. С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов. Без носа птица – как мы без рук.

У птицы 2 ноги. Обычно на птичьей ноге 4 пальца. Форма пальцев и длина ног у птиц разная.

Ребята, посмотрите, а какой птице принадлежат вот такие ноги?

Ответ ученика:

Такие ноги можно встретить у утки, гуся, лебедя.

Как вы думаете, зачем этим птицам такие ноги?

Ответ ученика:

Такие ноги нужны для того, чтобы быстро плавать.

Какое общее название можно дать птицам, которые плавают по воде?

Ответ ученика:

Птиц, которые плавают по воде, называют водоплавающие.

У водоплавающих птиц, таких как утка между пальцами – кожные перепонки. Они помогают птичкам грести лапками, будто вёслами.

Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.

Всё тело у птиц покрыто перьями (см. муляж) Ни у каких других животных перьев нет. Они спасают птицу от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья – это одежда птиц.

Прочитайте вывод Мудрой черепахи по учебнику.

Физминутка

Совушка-сова

Большая голова,

На пеньке сидит,

Головой вертит,

Ножками топ-топ,

Крылышками хлоп-хлоп,

Во все стороны глядит,

Да как полетит!


3. Практическая работа в паре. А сейчас поработаем в парах.

- Мы сказали, что тело птиц покрыто перьями. А что такое перо?

- Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сейчас превратимся в ученых. А чем они занимаются?

Ответ ученика:

Ученые исследуют, наблюдают, размышляют, делают выводы.

Этим мы сейчас и займемся. У вас на столах лежат разные перья.

- Каждое перо имеет стержень. Найдите его. Почему эту часть пера так называют?

Ответ ученика:

Похожа на стержень ручки, которой мы сейчас пользуемся.

- А еще у пера есть бородки. Найдите их. Обратите внимание, как бородки соединены друг с другом у больших и малых перьев. Аккуратно разъедините бородки. У больших перьев на бородках есть маленькие крючочки, у маленьких – крючочков нет.

Для чего птицам нужны большие перья?

Ответ ученика :

Большие перья нужны для того, чтобы птица могла летать.

Как вы думаете, как называются такие перья? Попробуйте дать название от слова полёт.

Ответ ученика:

Их называют их полётными.

Маленькие пёрышки - они мягкие, пуховые перья. Для чего птицам нужны пуховые перья?

Ответ ученика:

Они помогают птицам сохранять тепло.

- Обмакните перо в стакан с водой. Что с ним случилось?

Ответ ученика:

Перо не утонуло, так как оно очень легкое.

Намокло ли оно?

Ответ ученика:

Перо осталось сухим, вода скатилась капелькой.

Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают. Значит, перья защищают птицу от воды и сырости.

VI.Вывод по практической работе:

- Итак, что вы ребята сейчас выяснили?

Ответ ученика:

Мы выяснили, что тело птицы покрыто перьями. Перо имеет стержень и бородки. Большие перья на крыльях помогают птицам летать, маленькие перья на теле защищают тело и придают ему форму, под ними пух, который согревает птицу.

- Скоро зима. Не забывайте, что нашим пернатым друзьям в это время приходится особенно тяжело. Чаще всего птица погибает не от холода, а голода. Обязательно сделайте кормушку и не забывайте насыпать птичкам корм.

Посмотрите, к нам прилетели гости. Давайте назовём птиц, которые прилетели к кормушке.

VII.Моделирование.

Ребята, посмотрите, а наши кормушки пусты. Давайте заселим их. У вас на партах лежат рисунки птиц. Вырежьте их и посадите птичку на кормушку.

VIII.Итог урока

- Муравей Вопросик просит еще раз сказать ему, кто такие птицы?

Ответ ученика:

Птицы - животные, тело которых покрыто перьями. Приведите примеры птиц.

- Понравился ли вам урок?

С каким настроением вы работали?

Оцените свою работу с помощью смайликов.

- Ребята, вы работали быстро, внимательно и дружно. Поэтому открываем «Чёрный ящик» (в ящике микроскоп с перышком). Мы не смогли под лупой рассмотреть крючочки, с помощью которых бородки скреплены друг с другом, а под микроскопом это можно увидеть. Вы можете рассмотреть перышко в увеличенном виде. Спасибо за работу.



Слайд










На столе «чёрный ящик».












У детей на партах сигнальные карточки.


Слайд с высказываниями.















Слайд с изображение птиц.









Слайд с изображение леса











Звучат голоса птиц.












Слайд на котором постепенно появляются животные


.


















Беседа




Слайд с изображением белки-летяги












Проблемный вопрос.

Слайд с изображением пингвина, страуса, курицы





Изображение птиц на слайде.







Вывод на слайде.







Слайд с изображением строения птицы.






Знакомство со строением птицы, работа по учебнику


Изображение клюва на слайде.











Слайд.

Изображение птичьих ног.

Изображение ног водоплавающей птицы.


Изображение птиц.


















Слайд с изображением крыльев.






























Практическая работа в парах.




















Слайд.

Изображение пера.











Слайд.

Изображение полетных перьев.




Слайд.

Изображение пуховых перьев.








Беседа




























Знакомство с птицами родного края (слайды)



Коллективная работа




































Работа с сигнальными карточками.


Дети отвечают сигнальными карточками – на слайде высказывания сменяются элементами картинки. (итог –картинка птицы)



















Ответы на вопрос.










Дети слушают и отгадывают птичьи голоса.











Ученик (Муравьишка) рассказывает о прогулке в лес. Рассказ дополняет картинка на слайде









Дети слушают рассказ и рассуждают, все ли названные животные являются птицами.

















Выявление существенного признака птиц


















Чтение вывода.





Работа по учебнику, с муляжом.

Показ на экране частей птицы.






























































Чтение вывода по учебнику.
















Практическая работа в парах.














Рассматривают перо под лупой, находят и показывают стержень.



Находят и рассматривают бородки, разъединяют их.






















Ученики помещают перо в стакан с водой.















Ученики делают вывод по практической работе.












Ученики узнают и называют птиц.




Ученики вырезают птиц и приклеивают к кормушке.










Подведение итога, самооценка.