Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД, формируемые у учащихся |
Этап. Мотивация к учебной деятельности (2 слайд)
|
Посмотрите внимательно на картину. | Указывает на 3слайд | Ребята рассматривают картину. | Выделять существенные части рисунка. (Познавательные) |
Что вас заинтересовало в картине? Выскажите свои предположения
Действительно интересные мнения. Что можете предположить? | Организует беседу по картине | Меня заинтересовали старинные машины. А меня заинтересовало куда едет эта женщина, кто она.
Женщина путешествует или едет по делам. Я думаю, что это Лондон. А мне кажется, что это улица Санкт – Петербурга. | Строить высказывания, понятные для партнеров.(Коммуникативные) Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта (Познавательные) |
Ну хорошо. Нам недостаточно информации, что определить что за город изображен. Посмотрим подсказку. | Воспроизводит 4слайд Приложение 1  | Учащиеся смотрят видеоролик | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. (Регулятивные) |
Итак, о каком городе здесь идет речь? | Организует обобщение информации | О Москве. | Контролировать правильность ответов одноклассников (Регулятивные) |
С середины 1930-х годов Пименов работал над серией картин о Москве, среди которых «Новая Москва» стала особенно популярной. Он изобразил одно из любимых мест москвичей в центре города – площадь Свердлова (ныне Театральная). Решая композицию как кадр, выхваченный объективом фотоаппарата, Пименов акцентирует внимание на фигуре женщины за рулем автомобиля. Изображая ее со спины, художник вовлекает зрителя в пространство картины и приглашает посмотреть на утренний город глазами героини | Рассказывает о цикле картин. Показывает некоторые из них. Слайд 5 Слайд 6  Под песню Леонида Утесова «Азербайджанская песня о Москве» | | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. (Регулятивные) |
Этап выявления места и причины затруднения |
Что вы знаете о Москве?
Часто говорят: Москва – крупнейший культурный центр. Почему?
Составим план действий?
| Организует беседу, выявляющую знания детей о Москве
Организует беседу, для выявления затруднения.
Составление алгоритма с детьми. | Москва – столица нашей Родины. Это самый большой город Крупнейший, т.к. столица. Центр – значит главный. Культурный. Нам предстоит поработать именно в этой области.
Необходимо посмотреть в словаре определение данного слова, поискать в учебнике, возможно найти информацию в интернет сети. | Контролировать правильность ответов одноклассников (Регулятивные)
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. (Регулятивные)
|
Этап реализации составленного плана. |
Заглянем в словарь Ожегова. | Организует работу со словарем. | Культура -ы, ж. 1. Совокупность производствен-ных, общественных и духовных достижений людей. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. (Регулятивные) |
Немного отдохнем. Участвуя в конкурсе чтецов, мы представляли произведения о Родине. Среди них было одно о Москве. Закроем глаза и послушаем. | Организует музыкальное сопровождение. Слайд 7 Гарри Мур «Ночной блюз» | Исполнение стихотворения учащимся под музыку. (Приложение 2) |
Заглянем в историю Москвы. Прочитаем информацию в учебнике на стр. 113. Кем же была основана Москва? Посмотрите на картины известного для вас художника Аполлинария Михайловича Васнецова. Сравните их | Организует работу с учебником, обсуждение прочитанного. Слайд 8  Слайд 9 Организует беседу по сравнению двух картин Слайды 10 и 11   Учитель организует беседу по сравнению картин, культурных ценностей. | Один учащийся читает. Другие следят. Отвечают на поставленный вопрос:
Москва основана Юрием Долгоруким Учащиеся: При Дмитрии Донском Кремль построили из белого камня, потому что дерево часто горело. Правители стремились обогатить Москву, вывести ее в лидеры. | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой (Регулятивные) |
А теперь посетим Москву нашего времени. Почти весь город опоясывает река-Москва. На берегу реки стоит Храм Христа Спасителя. Посмотрите, какой он красивый. Именно в нем проводятся все праздничные богослужения, которые показываются по телевизору. | Рассказывает о расположение Москвы. Слайд 12, 13, 14    Переходим по гиперссылке http://www.360pano.eu/xxc/the_cathedral_of_christ_the_savior-1.html на сайт  | Рассказывает подготовленный ученик Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года. 12 октября 1817 года, через пять лет после выступления французов из Москвы, состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, между Смоленской и Калужской дорогами. | Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. (Коммуникативные) Принимать и сохранять учебную цель и задачу. (Регулятивные) |
Что за площадь есть в Москве, на которой расположена Спасская башня? Верно. Хотите посетить ее сейчас?
На Красной площади проходят праздничные шествия, парады. Есть на ней храм Василия Блаженного. Царь Иван Грозный построил его в честь победы над Казанским ханом. Недалеко располагается памятник гражданину Минину и князю Пожарскому | Организует просмотр. Слайд 15  Посещение онлайн экскурсий по гиперссылке http://tours.kremlin.ru/ Переходим на сайт 
Слайд 16,17  
| Красная площадь
Подготовленный ученик рассказывает: Красная площадь – сердце Москвы. В древности называлась Торгом. Целый день шла здесь бойкая торговля. Часто возникали пожары. Случалось, что она выгорала до тла. Но вскоре отстраивалась заново. После пожара, во время которого сгорели торговые ряды, площадь стали называть Пожаром. Когда площадь была отстроена красивыми зданиями, то она получила название Красная, что означает красивая. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. (Регулятивные) |
Скажите, а что объединяет всех людей, живущих в России на Новый год? Это отметил Гайдар в конце произведения «Чук и Гек» Давайте заглянем в механизм этих знаменитых часов | Организует обсуждение Слайд 18  Ссылка на сайт http://tours.kremlin.ru/  | Бой часов - Куранты | Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. (Познавательные) Участвуют в беседе по обсуждению концовки произведения «Чук и Гек» (Коммуникативные) |
А кто же поздравляет нас с наступлением Нового года до этого знаменитого боя? А где-же находится и работает президент? | Организует просмотр Слайд 18 
Слайд 19 Переход на сайт http://tours.kremlin.ru/ Показываю кабинет президента  Гербовый зал  | Президент. Владимир Владимирович Путин
Выступает подготовленный ученик Резиденция Президента России в Сенатском дворце состоит из деловой и представительской частей. Деловая часть включает в себя рабочий и представительский кабинеты президента, кабинеты его ближайших помощников, зал заседаний Совета Безопасности, президентскую библиотеку. Рабочий кабинет президента находится в центре деловой части резиденции. | Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. (Коммуникативные) |
На сегодняшнем урок мы многое узнали. Но скажите, что отличает нашу страну от всех других? Вспомните заключительные строки произведения «Чук и Гек»: Единство и дружба. У этих слов есть символ – «Фонтан дружбы народов» СССР давно распался. А дружба? Раве для нее есть границы
Россия огромна. Москва – ее сердце. А сердце всегда горит, бьется, излучает добро. | Организует обсуждение
Слайд 20
Слайд 21
Подводит к обобщению. Слайд 22  Выводится звук биения сердца. | Простор, богатство, Многонациональность
Читают строки из произведения на слайде.
Просматривают видео.
Нет
| Участвовать в беседе (Коммуникативные) Уметь осуществлять самоконтроль. Адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников. (Регулятивные) . |
Этап подведения итога урока |
Какие выводы вы сделали из сегодняшнего урока? Как можно использовать полученные сегодня знания в жизни? | Организует беседу по выведению итога урока | Москва культурный центр. В этом городе сосредоточены многие культурные памятники, объединяющие всю Россию. Нам необходимо жить дружно, знать историю.
Посетить эти и другие места Москвы. | Участвуют в беседе по обоснованию высказывания «Москва – культурный центр» |
Вы сегодня отлично поработали на уроке. Дома прочитайте по учебнику стр.110-117 | Записывает на доске домашнее задание. | Записывают в дневники домашнее задание. | |
Музыка: Дм. и Дан. Покрасс Слова: В.Лебедева-Кумач
Вся Советская земля.
Шум на улицах сильней.
Нашу радость донести.
Посылая нам привет.
Припев.
Слышны крики октябрят.
Над красавицей Москвой.
Припев.
Освежает и бодрит.
Город праздничный гудит.
Растекается Москва.
Припев.
Море света над толпой.
Припев.
Паровозные гудки.
Гаснут звезды, тает тень...
Припев.