1.Самоопределение к деятельности. | - Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня на уроке окружающего мира. Учитель спросит – надо встать, Когда он сесть позволит – сядь. Ответить хочешь – не шуми, А лучше руку подними. | Дети правильно и тихи садятся. | Личностные (мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности) |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений. | - Ребята, отгадайте загадки. Опустел уютный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь) Всё мрачней лицо природы - Почернели огороды, оголяются леса, Молкнут птичьи голоса, Мишка в спчку завалился. Что за месяц к нам явился? (Октябрь) Поле чёрно-белым стало, Падает то дождь, то снег, А ещё похолодало, Льдом сковало воды рек, Мёрзнет в поле озимь ржи, Что за месяц, подскажи? (Ноябрь). - К какому времени года он относится? - Как вы это определили? - Ребята, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? | Отгадывают загадки Осень. Ответы детей. | Регулятивные (принимают учебную задачу, соотносят свои действия, ищут способ решения, осуществляют задачу) |
3. Постановка учебной задачи. | - Вот и кончилось весёлое тёплое лето, на смену ему приходит осень. - Какой месяц осени сейчас наблюдаем? Назовите. - Сегодня на уроке будем говорить об осени. | Сентябрь. | Регулятивные (принимают и сохраняют учебную задачу.) |
Физминутка. | Бабочка. Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась, Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три нагнулась и присела, На четыре – улетела. | Учащиеся выполняют задание. | Регулятивные (осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем) |
4. Открытие нового. Построение выхода из затруднения. | (Звучит пьеса “Сентябрь” из цикла “Времена года”, П.И. Чайковский) - Вы прослушали музыку, посвящённую Сентябрю, великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Какое настроение у вас вызвало это музыкальное произведение? - Почему? Чтение стихотворения. Осень-художница Повязала Осень пёстрый фартук И ведёрки с красками взяла. Ранним утром, проходя по парку, Листья позолотой обвела. - В начале сентября выдаются тёплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на которой сквозят золотыми узорами листья клёнов и берёз. Воздух чист и прозрачен. В нём летает серебристые нити паутины. Такие дни называют “Бабьим летом”. “Коли ясно, то и осень прекрасна” - говорит русская народная пословица. - Что происходит осенью с листьями деревьев? - Сейчас мы совершим с вами небольшую экскурсию в школьный парк. Понаблюдаем, какие деревья в нём растут, какого цвета листва на них. А ещё понаблюдаем за небом: какое оно? Ярко-синее или бледно-голубое? - И есть ли на нём облака? Затем вернёмся в класс и продолжим работу. (Учитель берёт с собой на экскурсию гербарий из листьев деревьев берёзы, клёна, рябины, дуба) Во время экскурсии проводится игра “Найди дерево по листочку”. | Слушают мелодию. Листья деревьев меняют окраску и опадают. Экскурсия в школьный двор. | Личностные: (умеют выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе.) Познавательные (делают вывод на основе изучения учебного материала, осуществляют сравнение слов, синтез как составление целого из частей (слова из слогов) |
5. Первичное закрепление. Проговаривание во внешней речи. | - Во время экскурсии какие деревья мы видели в школьном дворе? Назовите. - Какие цветы видели в школьном дворе? - Какие из них осенью остались зелёными? Почему? - Какого цвета вы видели небо? - Были ли на небе облака? Рабочая тетрадь с. 12 Задание 1. - Ребята посмотрите на листья, которые мы принесли с экскурсии. - От каких деревьев эти листья? - Дорисуй и раскрась их. - Посмотрите на задание 2. - Какие цветы цветут осенью? - Раскрасьте их. | Дети называют. Дети отвечают на вопросы учителя. Дуб, клен, рябина. Учащиеся выполняют задание. | Познавательные (делают вывод на основе изучения учебного материала, осуществляют сравнение слов, синтез как составление целого из частей (слова из слогов) |
7. Включение в систему знаний и повторение. | Работа в рабочей тетради С. 12 № 2 Задание 3. Работа в паре. - Придумайте историю по этим рисункам. Раскрась тех героев, которые тебе понравились. | Дети придумывают истории, рассказывают их в пар. Раскрашивают героев своих рассказов. | Регулятивные (осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем) |
8. Рефлексия. Итог урока. | - А теперь подведём итог урока. Мы сегодня с вами изучали какое время года? - Что происходит с деревьями осенью? Какое небо в сентябре? - Солнце светит - Птицы - В начале сентября стоят тёплые денёчки, которые называют... - Молодцы! - Спасибо за то, что были внимательными на протяжении всего урока. - Оцените свою работу на уроке. Рефлексия “Ладошки” | Ответы детей. Меняют цвет листвы, начинают её сбрасывать Бледно-голубое Уже не так ярко как летом Готовятся к отлёту Бабьим летом. | Регулятивные (подводят итоги, оценивают результаты своей работы) |